4.41. Крепко прижав анус пяткой, поднимай Апана-вайю. Мула-бандха побеждает старость и смерть.
4.42. Если во время этой Мудры йогин соединяет Апанавайю с Прана-вайю, тогда это будет Йони-мудра.
4.43. А чего не совершит тот, кто овладел Йони-мудрой? Сидя в Падмасане, он покинет землю и сможет двигаться по воздуху.
4.44. Чтобы пересечь океан мира, практикуй эту Бандху в тайном месте.
Випарита-карани
4.45. Голову положи на землю, ноги подними вверх и двигай ими кругообразно. Это — Випарита-карани, хранимая в тайне во всех Тантрах.
4.46. Йогин, который практикует Випарита-Карани по три часа ежедневно побеждает смерть и не разрушается даже в Пралайе.
4.47. Практикующий эту Бандху и пьющий нектар, становится равным Сиддхам.
Уддиана-Бандха
4.48. Втягивай внутренности вокруг пупка. Это — Уддиана-Бандха. Подобно льву, эта Уддиана-Бандха убивает слона смерти.
4.49. Йогин, делающий это по пять раз в день, очищает этим свой пупок и этим очищает Вайю тела.
4.50. Желудочный огонь разгорается, а йогин побеждает смерть.
|
|
4.51. Этим достигается Виграха-сиддхи.
4.52. Изучив это от Гуру, мудрый йогин настойчиво практикует эту бесценную мудру в спокойном месте.
Шакти-Чалана мудра
4.53. Пусть йогин поднимает Кундалини, спящую в Адхара-лотосе с помощью Апана-вайю. Это — Шакти-чалана, подательница всех сил.
4.54. Она продлевает жизнь и излечивает все болезни.
4.55. Змея Кундалини поднимается практикой этой мудры.
4.56. Тот, кто практикует Шакти-чалани в соответствии с инструкциями Гуру, достигает Виграха-сиддхи и побеждает страх смерти.
4.57. Тот, кто практикует эту Мудру всего две секунды, но со старанием, тот близок к успеху.
4.58. Нет равных этим десяти Мудрам. Даже с помощью одной из них можно стать Сиддхой (достигшим успеха).
Глава 5
5.1. Парвати сказала: О, Господин! О, возлюбленный Шанкара (Шива). Поведай мне ради тех, чьи умы ищут высочайшей цели, о помехах в Йоге.
5.2. Шива сказал: Слушай, о Богиня! Я расскажу тебе: о всех препятствиях, что стоят на пути йоги. Бхога (наслаждение) — величайшая из всех помех.
Бхога (наслаждение)
5.3. Женщины, мягкая постель, сиденья, богатства, лакомые блюда, кареты, царства, сила, золото, драгоценные камни, скот, изучение Вед и Шастр, танцы, пение, украшения, жены и дети — все это большие помехи. Сейчас слушай о препятствиях, возникающих от религиозных обрядов.
Дхарма
5.4. Препятствия, создаваемые Дхармой: омовения, соблюдения диеты и священных дней луны, огонь, жертвоприношения, страстное желание освобождения, обеты, посты, молчание, аскетизм, созерцание и объекты созерцания, мантры, подаяние милостыни, всемирная слава, монастыри, голодание, поклонение Луне (Чандра-яна) и паломничество.
|
|
5.5. А сейчас я опишу, о Парвати, препятствия, проистекающие из знания: сидение в Гомукхасане и практикование Дхаути, различение Нади, изучение Пратьяхары, стремление пробудить Кундалини быстрым движением живота, вступление на путь Индрий и знание действия Нади. Все это — препятствия.
5.6. Теперь, о Парвати, об ошибочных представлениях о диете: мнение, что Самадхи может быть вызвано приемом каких-либо химических веществ или особенной пищи — ошибочно.
5.7. «Дружи с добродетельными и избегай порочных» — и это ошибочное мнение. Измерение легкости или тяжести вдыхаемого или выдыхаемого воздуха — это пустая затея.
5.8. Учение о том, что Брахман находится в теле, или что Он — создатель форм, или о том, что Он сам имеет форму, или же о том, что Он ее не имеет; или что Он есть псе — все эти утешающие (ум) учения всего лишь препятствия.