Основу коммунистического воспитания школьников составляет формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. В осуществлении этой задачи важную роль играет курс природоведения.
Природоведение ставит своей целью:
а) сообщить школьникам необходимые сведения о неживой и живой природе, постепенно углубляя, обобщая и систематизируя их по мере прохождения курса;
б) обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы;
в) раскрыть некоторые доступные для каждого возраста взаимосвязи в природе, а также между человеком и природой (показать влияние изменений в природе на труд человека; познакомить с трудом людей по использованию природы, объяснить зависимость будущего природы от деятельности человека);
г) дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности (крае, республике);
д) дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.
В процессе усвоения курса природоведения в школе для детей. с тяжелыми нарушениями речи должна решаться также специальная коррекционная задача, состоящая в преодолении речевого недоразвития и связанных с ним особенностей словесно-логического мышления учащихся.
Не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, учащимся необходимо дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, нарушению почвы, уменьшению численности животных и т. д.). Изучение вопросов охраны природы должно быть стержнем для всего курса природоведения, помогать воспитывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.
В связи с изучением природоведения и проведением природоохранительной работы необходимо организовать детей на участие в.различных видах общественно полезного труда (сбор корма, подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений и распространение их среди населения, сбор колосков на полях после уборки урожая, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений, участие в работе зеленых и голубых патрулей и т. д.).
Содержание курса природоведения используется для патриотического воспитания. Оно должно включать воспитание, любви и бережного отношения к природе, своему краю, гордости за достижения тружеников своего края. «Школа призвана формировать качества рачительных хозяев, заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе»,— записано в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. 1
1 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. — М.: 1984. — С. 53.
Природоведение по своему содержанию является предметом естественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании должны занимать методы, свойственные этим наукам: непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке и т. д.
В программе определен обязательный минимум этих работ, однако в зависимости от условий, в которых работает школа, и ее природного окружения их количество может быть увеличено.
Учителю необходимо знать и строго соблюдать правила безопасности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой.
Наблюдения ведутся по заданиям «Дневников наблюдений». Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные в природе наблюдения фиксируются в «Дневниках наблюдений» и являются основой формирования важнейших знаний о природе.
Важным принципом преподавания природоведения является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности. В этих же целях учитель вправе произвести замену и перестановку уроков. Так, в III классе изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе. Если такого совпадения нет, уроки могут быть переставлены или на какое-то время уроки природоведения заменяются другими уроками при условии последующей обратной замены.
В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены.
Программой по природоведению предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном и промышленном производствах (сезонный труд людей на полях и фермах колхозов и совхозов, добыча и использование местных полезных ископаемых и др.).
Природоведение способствует развитию логического мышления и речи учащихся. Это имеет особое значение для реализации коррекционной направленности курса природоведения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В процессе усвоения природоведческого материала на основе непосредственного знакомства учащихся с объектами и явлениями природы, наблюдений в природе, использования на уроках всевозможных средств наглядности (демонстрация натуральных объектов, печатных пособий, диа- и кинофильмов и т. д.) активизируется познавательная деятельность учащихся и создаются условия для их речевой практики.
С учетом специфики учебного предмета, содержащего трудную для учащихся лексику, на уроках природоведения, наряду с постоянным требованием нормативного оформления учащимися самостоятельных высказываний, особое внимание уделяется словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у детей понятий. Изучая природоведение, учащиеся должны накопить словарь, который в дальнейшем будет использован ими на уроках географии, физики, биологии, химии. В связи с организацией наблюдений за сезонными явлениями природы и ведением календаря погоды учащиеся учатся последовательно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.
Наблюдения за объектами и явлениями природы, нахождение путем сравнения происходящих с ними изменений, обобщение полученных материалов служат основой для развития словесно-логического мышления учащихся.
Изучение природоведения помогает формированию у учащихся ряда трудовых умений и навыков; воспитанию таких качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца.
В программу по природоведению заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей уроков природоведения с трудовым обучением, а также другими предметами. Задача учителей — полнее реализовать эти возможности. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи — это прежде всего связь с уроками развития речи и чтения, на которых закладывается основа последующего прохождения природоведения, усвоения соответствующей лексики. Особенно тесно природоведение связано с уроками развития речи, где в программу подготовительного — II классов включается природоведческий материал по ознакомлению с окружающим миром. Эту связь необходимо осуществлять и в дальнейшем; усвоению знаний по природоведению, уже как самостоятельному предмету в III классе, должна также предшествовать соответствующая подготовка на уроках развития речи.
В III классе изучаются сезонные изменения в природе данной местности, которые отражены в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном должен быть выдержан единый план изложения: изменения в неживой природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. И учителю необходимо раскрывать эти связи, показывать, что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащихся с ее явлениями и объектами, но, что очень важно, дает возможность объяснить их детям пока на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Изучение курса природоведения в III классе опирается на представления о природных объектах и явлениях, накопленные в I и II классах в ходе ознакомления с окружающим миром, которые на новом этапе обучения развиваются и обогащаются. Так, наряду с первоначальными понятиями о живой и неживой природе, учащиеся получают конкретные знания о связи людей с природой, труде людей в разные времена года, об использовании природы в хозяйственной деятельности человека; об охране природы, в первую очередь в данной местности и т. д.
Содержание программы IV класса раскрывается в теме «Природа нашего края». В ней продолжается изучение природы своего края, однако если в III-классе учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, то в IV классе они изучают природу своей области (края, республики).
Как и в III классе, изучение природы должно идти последовательно: неживая природа, охрана недр, почв, водоемов, растения и их охрана, животные и их охрана, труд людей и использование человеком природных богатств области. Необходимо показать взаимосвязь факторов природы и на этой основе раскрыть, как комплекс природных условий влияет на труд людей края.
Курс природоведения в V классе охватывает следующие темы: «Ориентирование на местности. План и карта», «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания», «Организм человека, охрана его здоровья».
По теме «Ориентирование на местности. План и карта» учащиеся усваивают некоторые способы ориентирования, учатся применять их в практике нахождения направлений на местности, знакомятся с устройством компаса, планом и картой.
Кроме того, учащиеся должны знать основные административные центры, столицу СССР — Москву и столицы союзных республик.
В некоторых случаях при значительных размерах области (края, республики) и при большом разнообразии природных условий объект для изучения может быть сужен несколькими ближайшими административными районами.
При изучении тем «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания» углубляются знания учащихся о природе, в частности и о местной природе, о рациональном использовании ее богатств. Вместе с тем даются новые сведения о Земле и Солнце, о свойствах компонентов природы, о связях между органическим и неорганическим миром, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания.
В теме «Организм человека, охрана его здоровья» дается лишь общее представление об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание должно быть уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья. Изучение этой темы пойдет успешнее, если учащиеся будут проводить самонаблюдения.
Предусмотренные программой знания, умения и навыки учащихся должны быть усвоены в основном на уроках, под руководством учителя. Вместе с тем обучение природоведению потребует и систематического выполнения домашних заданий. Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом как на уроках, так и в домашних заданиях. В этих целях на каждом уроке следует заботиться о смене видов деятельности, проводить физкультминутки, снимающие утомление у детей.
В программе определены требования к знаниям и умениям учащихся по природоведению, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах естественнонаучных дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии, географии.