Техническое обслуживание

2.6.1 На судах, совершающих рейсы в морских
раойнах А1, а также А1 и А2, работоспособность
оборудования должна обеспечиваться с помощью
одного из таких способов, как дублирование
оборудования; береговое техническое обслуживание
и ремонт; обеспечение квалифицированного
технического обслуживания и ремонта в море, или
сочетанием этих способов.

2.6.2 На судах, совершающих рейсы в морских
районах А1, А2 и A3, а также А1, А2, A3 и А4,
работоспособность оборудования должна обеспечи­
ваться с помощью сочетания по крайней мере двух
таких способов, как дублирование оборудования;
береговое техническое обслуживание и ремонт;
обеспечение квалифицированного технического
обслуживания и ремонта в море.


2.6.3 Если работоспособность оборудования,
установленного в соответствии с 2.2.1, обеспечи­
вается его дублированием, то в состав дублирования
для морского района А1 должна быть включена
вторая УКВ-радиоустановка с приемником для
ведения наблюдения за ЦИВ; а для морских
районов А1 и А2 дополнительно к вышеперечис­
ленному составу радиооборудования должна быть
включена вторая ПВ-радиоустановка или судовая
земная станция ИНМАРСАТ (в зависимости от
морских районов по согласованию с Регистром).

Установка судовой земной станции ИНМАРСАТ не освобождает суда от необходимости наличия в составе радиооборудования при совершении рейсов в морских районах А1 и А2 приемников для ведения наблюдения за ЦИВ на частоте 2187,5 кГц.

Объем дублирования для морских районов Al, A2 и A3, а также А1, А2, A3 и А4 приведен в табл. 2.6.3.

2.6.4 Все дублирующее оборудование должно быть
подключено к отдельным антеннам, к основному,
аварийному и резервному источникам электрической
энергии и готово к немедленной работе.

2.6.5 Если работоспособность оборудования,
установленного в соответствии с 2.2.1, обеспечи­
вается береговым техническим обслуживанием и
ремонтом, то на судах должен быть договор
(соглашение) на береговое техническое обслужи­
вание с изготовителем оборудования или с
предприятием, уполномоченным на то изгото­
вителем. При этом в морских районах, в которых
суда совершают рейсы, должна быть обеспечена
возможность ремонта и технического обслуживания
оборудования.

Береговые центры технического обслуживания должны быть признаны Регистром.

2.6.6 Если работоспособность оборудования,
установленного в соответствии с 2.2.1, обеспечи-

Таблица 2.6.3


№ п/п Дублирующее радиооборудование Al, A2 и A3 А1, А2, A3 и А4
  УКВ радиоустановка: кодирующее устройство ЦИВ радиотелефонная станция 1 1 1 1
  ПВ/КВ радиоустановка1: кодирующее устройство ЦИВ приемник для ведения наблюдения за ЦИВ радиоприемник телефонии и УБПЧ радиопередатчик телефонии ЦИВ и УБПЧ буквопечатающая аппаратура повышения верности оконечное устройство буквопечатания 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
  Судовая земная станция ИНМАРСАТ I2 ,2,3
1 Не требуется на судах, совершающих рейсы в морских районах Al, A2 и A3, если в качестве дублирующего радиооборудования установлена судовая земная станция ИНМАРСАТ. Не требуется, если в качестве дублирующего радиооборудования установлена ПВ/КВ радиоустановка. 3 Для судов, совершающих только эпизодические заходы в район А4 и оборудованных ПВ/КВ-радиоустановкой, дублирующая ПВ/КВ-радиоустановка может быть заменена судовой земной станцией ИНМАРСАТ.

Часть IV. Радиооборудование




вается квалифицированным техническим обслужи­ванием и ремонтом в море, то это техническое обслуживание должно обеспечиваться радио-электроником первого или второго класса. При этом на судах должны быть:

.1 комплект технической документации в соответствии с 3.2.19;


.2 комплект инструментов и измерительных приборов;

.3 комплект запасных частей на каждый вид оборудования.

Объем технической документации, инстру­ментов, измерительных приборов и запасных частей должен быть одобрен Регистром.


3 ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ РАДИООБОРУДОВАНИЯ И МОНТАЖ

КАБЕЛЬНОЙ СЕТИ


3.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1.1 Каждая радиоустановка должна быть:

.1 размещена так, чтобы вредные помехи механического, электрического или иного источника не мешали надлежащему использованию радиооборудова­ния. Должна обеспечиваться электромагнитная совместимость и исключаться взаимное вредное влия­ние радиоустановки, другого оборудования и систем;

.2 размещена так, чтобы обеспечивалась наибольшая степень ее безопасности и наибольшая степень эксплуатационной надежности;

.3 защищена от вредного воздействия воды, резких температурных колебаний и других неблагоприятных условий окружающей среды.

3.1.2 На каждом судне, на котором устанавли­
вается оборудование средств радиосвязи, должны
быть предусмотрены специальные помещения для
размещения радиооборудования и аккумуляторов
резервного источника электрической энергии
радиоустановок. Такими помещениями могут быть
радиорубка, командный трансляционный узел,
аккумуляторная.

Если устройство радиорубки невозможно или нецелесообразно (в тех случаях, когда радиосвязь обеспечивается лицами штурманского состава), то оборудование средств радиосвязи должно быть установлено в помещении на ходовом мостике с учетом требований 3.1.1.

Если устройство командного трансляционного узла невозможно или нецелесообразно, то размещение оборудования командного трансля­ционного устройства допускается на ходовом мостике с учетом требований 3.1.1.

У места расположения оборудования командного трансляционного устройства должно быть предусмотрено основное освещение и освещение от аварийного источника электрической энергии.


Если на отдельных судах невозможно преду­смотреть аккумуляторную, то допускается установка аккумуляторов в аккумуляторных ящиках (шкафах) при условии соблюдения требований гл. 3.3 данной части.

3.1.3 Все радиооборудование должно быть
размещено на судне таким образом, чтобы его
работоспособность не нарушалась при затоплении
судна до уровня палубы его размещения.

3.1.4 Помещения судна, в которых устанавливается
радиоприемная и радиопередающая аппаратуры,
должны иметь металлические или металлизированные
(облицованные металлом) переборки. Подволоки и
палубы должны быть электрически надежно
соединены между собой и с корпусом судна. Должна
быть обеспечена непрерывность экранировки. На
неметаллических судах металлическая экранирующая
облицовка должна быть электрически соединена с
подкильным листом или со специальным заземлением.

3.1.5 Все радиооборудование должно быть
установлено таким образом, чтобы обеспечивался
легкий и быстрый доступ к нему для проверки,
технического обслуживания и его ремонта на борту
судна. Радиооборудование должно быть прочно
закреплено и не должно перемещаться при любых
возможных в эксплуатации крене и дифференте судна,
а также при резких толчках и тряске.

3.2 СПЕЦИАЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ РАДИООБОРУДОВАНИЯ (РАДИОРУБКА)

3.2.1 На судах, где имеется радиорубка, она должна находиться на палубе ходового мостика вблизи места, откуда обычно осуществляется управление судном.

Расположение радиорубки во взрывоопасной зоне не допускается.



Правила по оборудованию морских судов



3.2.2 Расположение радиорубки на судне, по
возможности, должно обеспечивать:

.1 ввод антенн в радиорубку непосредственно снаружи;

.2 минимальную длину трассы для прокладки кабелей в аккумуляторную и штурманскую рубки;

.3 максимальное удаление антенн от крупных выступающих металлических предметов (труб, мачт, вентиляторов и т.п.);

.4 наибольшее удаление радиорубки от электрических устройств и сетей;

.5 наибольшее удаление радиорубки от устройств и помещений, производящих шум (лебедки, краны, вентиляторы, выхлопные трубы, шахты для погрузки угля, мастерские и т.п.);

.6 наибольшее удаление радиорубки от помещений и предметов, выделяющих значительное количество тепла (камбузы, пекарни, паровые трубы и т.п.);

.7 наилучшие условия для размещения радиооборудования;

.8 наилучшие условия работы и безопасность для обслуживающего радиостанцию персонала.

3.2.3 Радиорубка не должна использоваться для
прохода в помещения, не имеющие отношения к
радиооборудованию, а также в качестве каюты для
постоянного проживания. Каюта радиооператора
должна располагаться смежно с радиорубкой, а
если это невозможно, то на расстоянии не более
20 м (длина пути) от радиорубки и не ниже одной
палубы.

3.2.4 Площадь радиорубки должна быть не ме­
нее чем в два раза больше площади, занимаемой ра­
диооборудованием и меблировкой в плане, а высота
должна обеспечивать проход в пределах не менее 2 м.

3.2.5 Переборки, подволок, а при необходимости
и двери радиорубки должны быть покрыты с
внутренней стороны звуковой и тепловой изоляцией
и обшиты электроизолирующим материалом.
Изоляция и обшивка должны полностью закрывать
металлические листы, бимсы, шпангоуты, стойки,
кницы и т.п. Палуба радиорубки должна быть
покрыта линолеумом или более прочным изоли­
рующим материалом.

3.2.6 Уровень акустического шума в радиорубке в
условиях эксплуатации не должен превышать 60 дБ.

3.2.7 В радиорубке должны быть предусмотрены
два выхода: один — непосредственно на открытую
палубу, а другой — во внутренние помещения судна.

Если радиорубка не имеет непосредственного выхода на открытую палубу судна, то должно быть предусмотрено два средства доступа и выхода из радиорубки, одним из которых может быть иллюминатор или окно достаточных размеров, либо другое средство, одобренное Регистром.

3.2.8 В радиорубке, независимо от наличия
системы кондиционирования воздуха, должно быть


предусмотрено электрическое отопление, обеспечи­вающее в холодное время года поддержание температуры воздуха в пределах от 18 до 23 °С. Применение парового отопления не допускается.

3.2.9 В радиорубке должна быть предусмотрена
эффективная вентиляция, обеспечивающая
надежную работу радиооборудования во всех
условиях его эксплуатации.

3.2.10 Радиорубка должна иметь достаточное
естественное и искуственное освещение. Искус­
ственное освещение как основное, так и аварийное,
должно быть электрическим. Основное освещение
должно удовлетворять требованиям части XI
«Электрическое оборудование» Правил классифи­
кации и постройки морских судов. Аварийное
освещение должно получать питание от резервного
источника электрической энергии радиоустановки и
обеспечивать освещенность на циферблате часов
(или питание электронных часов) и на органах
управления оборудования радиосвязи, обеспечи­
вающее передачу оповещений при бедствии и
ведение обмена при бедствии, не менее 50 лк.
Применение люминесцентных ламп является
предметом специального рассмотрения Регистром.

3.2.11 Освещение от резервного источника
электрической энергии должно включаться и
выключаться переключателями на два положения,
установленными в двух местах: один у главного
выхода из радиорубки, другой — у рабочего места
радиооператора. Переключатели должны действовать
независимо один от другого. У каждого переключателя
должна быть предусмотрена маркировка, указывающая
его назначение. У рабочего места радиооператора
переключатель может не устанавливаться, если он
находится в непосредственной близости от главного
выхода.

3.2.12 Прокладка транзитных электрических
кабелей и проводов, а также транзитных
трубопроводов через радиорубку не допускается.

3.2.13 В радиорубке должно быть установлено
достаточное количество штепсельных розеток,
подключенных к судовой сети и к резервному
источнику электрической энергии.

3.2.14 Между радиорубкой и ходовым мостиком
должна быть предусмотрена эффективная
двусторонняя система связи для вызовов и
переговоров речью, которая должна быть
независимой от всех других систем связи на судне
и допускать ведение переговоров только между двумя
указанными пунктами.

3.2.15 При наличии на судне автоматической
телефонной станции в радиорубке и в каюте
радиооператора должны быть установлены
телефонные аппараты.

3.2.16 Радиорубка должна быть оборудована
мебелью и иметь следующий инвентарь: стол


Часть IV. Радиооборудование




радиооператора; кресло; диван; часы судового типа с секундной стрелкой или электронные часы; лампу авральной группы звонков; шкаф для хранения запасных частей и снабжения.

3.2.17 Часы, устанавливаемые в радиорубке,
должны обеспечивать индикацию часов, минут и
секунд, ясно различимую при любом освещении с
рабочего места радиооператора.

3.2.18 В радиорубке на видном месте должна
быть установлена табличка с позывным сигналом
судна, идентификатором судовой станции и другими
кодами, применяемыми для использования в
радиоустановке.

3.2.19 В радиорубке должна постоянно
находиться следующая техническая документация:

.1 описание и инструкция по обслуживанию радиооборудования каждого вида на русском или английском языке в одном экземпляре и принципиальная схема в двух экземплярах;

.2 схемы соединений всего радиооборудования, откорректированные в соответствии со всеми изменениями, внесенными в процессе эксплуатации.

3.3 ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ АККУМУЛЯТОРОВ (АККУМУЛЯТОРНАЯ)

3.3.1 Аккумуляторная, в которой размещаются
аккумуляторы резевного источника электрической
энергии, должна быть расположена на уровне палубы
ходового мостика или выше его в таком месте, чтобы
длина трассы для прокладки кабелей к радио­
оборудованию не превышала 15 м. Из аккумулятор­
ной должен быть предусмотрен выход на открытую
палубу судна.

3.3.2 Устройство аккумуляторной, а также
системы ее отопления и вентиляции должны
удовлетворять требованиям частей VIII «Системы и
трубопроводы» и XI «Электрическое оборудование»
Правил классификации и постройки морских судов.

3.3.3 В аккумуляторной должно быть предус­
мотрено электрическое освещение, удовлетворяющее
требованиям части XI «Электрическое оборудо­
вание» Правил классификации и постройки
морских судов.

3.3.4 Аккумуляторы, не имеющие отношения к
радиооборудованию, могут быть допущены к
установке в аккумуляторной радиостанции только
при условии, если это не вызывает помех
радиоприему.

3.3.5 Аккумуляторная должна быть оборудована
стеллажами для установки аккумуляторов и
секционированной выгородкой для хранения
дистиллированной воды и электролита. Поверх­
ность стеллажа нижнего яруса должна находиться


на уровне не менее 100 мм от палубы. Аккумуляторы должны быть размещены в соответствии с требованиями части XI «Электрическое оборудо­вание» Правил классификации и постройки морских судов.

3.3.6 Аккумуляторные ящики (шкафы),
размещаемые на открытой палубе судна, должны
иметь степень защиты не ниже IP 56 и устанавли­
ваться на высоте не менее 100 мм от палубы.

Устройство, система отопления и вентиляция аккумуляторных ящиков должны удовлетворять требованиям частей VIII «Системы и трубо­проводы» и XI «Электрическое оборудование» Правил классификации и постройки морских судов.

3.3.7 Аккумуляторы должны быть электрически
изолированными от корпуса судна.

3.3.8 Размещение и установка аккумуляторов
должна быть такой, чтобы обеспечивались:

.1 высокий уровень обслуживания;

.2 достаточный срок службы;

.3 достаточная безопасность;

.4 требуемая настоящей частью Правил продолжительность работы аккумуляторов, заряжен­ных до номинальной емкости, независимо от климатических условий.

3.3.9 Температура аккумуляторов при их зарядке,
разрядке или на холостом ходу должна быть в
пределах, установленных заводом-изготовителем.

3.4 РАЗМЕЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ РАДИОСВЯЗИ НА ХОДОВОМ МОСТИКЕ

3.4.1 Оборудование средств радиосвязи,
устанавливаемое в соответствии с 3.1.1 в одном из
помещений на ходовом мостике, должно быть
размещено в удобном для обслуживания месте, где
должен быть предусмотрен столик или выдвижная
(откидная) полка для ведения записей. У места
расположения оборудования должны быть
предусмотрены часы, удовлетворяющие требованию
3.2.17, а также основное освещение и освещение от
резервного источника электрической энергии
радиоустановок.

3.4.2 Оборудование средств радиосвязи должно
быть установлено таким образом, чтобы создаваемое
им магнитное поле не вызывало изменения показаний
магнитного компаса сверх допустимых норм.

3.4.3 Радиооборудование, устанавливаемое на
ходовом мостике в качестве дополнительного,
должно быть размещено таким образом, чтобы его
функционирование или техническое состояние не
могли отрицательно повлиять на нормальную работу
или привести к выходу из строя требуемого
Правилами радиооборудования, навигационного или
другого оборудования.



Правила по оборудованию морских судов



3.4.4 Органы управления УКВ-радиотелефонных
каналов, а также обеспечивающие подготовку и
подачу оповещения при бедствии и безопасности в
режиме ЦИВ и радиотелефонии должны быть
расположены на ходовом мостике вблизи
индикатора радиолокационной обстановки
(станции) таким образом, чтобы к ним был
обеспечен немедленный доступ, а во время
пользования ими лицо оператора могло быть
обращено по направлению к носу судна.

В случае необходимости должны быть пре­дусмотрены устройства для обеспечения радиосвязи с крыльев ходового мостика. Для выполнения этого требования может быть использовано носимое УКВ-оборудование.

3.4.5 Органы управления ПВ-радиоустановки,
обеспечивающие подготовку и подачу оповещения
при бедствии в режиме ЦИВ и радиотелефонии, а
также связь при бедствии и для обеспечения
безопасности в режиме радиотелефонии должны
быть расположены в месте, откуда обычно
осуществляется управление судном.

3.4.6 Органы управления ПВ/КВ-радио-
установки, обеспечивающие подготовку и подачу
оповещения при бедствии в режиме ЦИВ, а также
связь при бедствии и для обеспечения безопасности в
режимах радиотелефонии и УБПЧ, должны быть
расположены в месте, откуда обычно осуществляется
управление судном.

3.4.7 Органы управления судовой земной
станции ИНМАРСАТ, обеспечивающие подачу
оповещения и связь при бедствии, а также для
обеспечения безопасности в режиме буквопеча­
тающей телеграфии, должны быть расположены в
месте, откуда обычно осуществляется управление
судном.

3.4.8 Органы управления, обеспечивающие
подготовку и подачу оповещения при бедствии, а
также связь при бедствии и для обеспечения
безопасности с помощью УКВ, ПВ/КВ радио­
установок и судовой земной станции ИНМАРСАТ
(3.4.4, 3.4.6, 3.4.7), установленные для дублирования,
должны быть расположены также в месте, откуда
обычно осуществляется управление судном.

3.4.9 Если имеется радиорубка, то после подачи
оповещения при бедствии с места, откуда обычно
осуществляется управление судном в соответствии с
3.4.5, 3.4.6 и 3.4.7, связь при бедствии и для
обеспечения безопасности может осуществляться из
радиорубки.

На судах, построенных до 1 февраля 1992 г., при наличии радиорубки, расположенной ниже палубы ходового мостика, подача оповещения при бедствии, а также связь при бедствии и для обеспечения безопасности должны осуществляться с места, откуда обычно осуществляется управление судном, с помощью


пультов дистанционного управления оборудования радиосвязи, установленного в радиорубке.

3.4.10 Спутниковый АРБ должен быть размещен
в соответствии с гл. 3.7 и табл. 2.2.1.

3.4.11 Размещение приемников службы
НАВТЕКС, РГВ ИНМАРСАТ, а также KB УБПЧ
для приема ИБМ должно быть в месте, откуда
обычно осуществляется управление судном, и быть
таким, чтобы обеспечивалась звуковая и световая
сигнализация о приеме сообщений бедствия или
срочности, или имеющих категорию бедствия.

3.4.12 В непосредственной близости от органов
управления оборудования средств радиосвязи,
обеспечивающих подачу оповещения при бедствии,
а также связь при бедствии и для обеспечения
безопасности, должна быть установлена табличка с
позывным сигналом судна и идентификатором
судовой станции.

3.4.13 Лампы подсветки, встроенные в
радиооборудование, предназначенные для размеще­
ния на ходовом мостике, должны иметь устройства
для регулировки интенсивности освещения.

3.4.14 На пассажирских судах дополнительно
должны быть выполнены следующие требования:

.1 панель подачи оповещения при бедствии оборудования средств радиосвязи должна быть установлена в месте, откуда обычно осуществляется управление судном. На этой панели должна находиться либо одна кнопка, при нажатии которой подается оповещение при бедствии всеми радиоустановками, требуемыми на судне для этой цели, либо по одной кнопке для каждой отдельной радиоустановки. На этой панели должно указываться ясно и визуально, что кнопка или кнопки были нажаты.

Должны быть предусмотрены средства для предотвращения непреднамеренного нажатия кнопки или кнопок.

Если спутниковый АРБ используется в качестве второго независимого средства подачи оповещения при бедствии и он не приводится в действие дистанционно, то допускается иметь дополнитель­ный АРБ, установленный вблизи места, откуда обыч­но осуществляется управление судном (см. 3.7.1);

.2 информация о местоположении судна должна непрерывно и автоматически поступать ко всему соответствующему оборудованию радиосвязи для включения в первоначальное оповещение при бедствии при нажатии кнопки или кнопок на панели подачи оповещения при бедствии;

.3 панель сигнализации о приеме оповещений при бедствии должна быть установлена в месте, откуда обычно осуществляется управление судном. Эта панель должна обеспечивать визуальную и звуковую сигнализацию о приеме оповещения при бедствии, а также указывать, через какую радио­службу это оповещение было принято.


Часть IV. Радиооборудование




3.5 РАЗМЕЩЕНИЕ УКВ -АППАРАТУРЫ ДВУСТОРОННЕЙ

РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ

И УКВ-АППАРАТУРЫ ДВУСТОРОННЕЙ

РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ С ВОЗДУШНЫМИ

СУДАМИ

3.5.1 УКВ-аппаратура двусторонней радиотеле­
фонной связи должна храниться на ходовом мостике
или в другом незапираемом во время рейса судна
помещении, если из него обеспечен более быстрый и
удобный перенос аппаратуры в любую спасательную
шлюпку и к любому спасательному плоту.

Аппаратура должна храниться на видном месте. Приспособления, предназначенные для крепления аппаратуры к месту хранения, если они имеются, должны быть рассчитаны на немедленную отдачу их без необходимости применения инструментов.

У места хранения УКВ-аппаратуры двусторонней радиотелефонной связи должен быть хорошо видимый символ в соответствии с требованиями части II «Спасательные средства» Правил по оборудованию морских судов.

3.5.2 УКВ-аппаратура двусторонней радиотеле­
фонной связи с воздушными судами должна
храниться на ходовом мостике на видном месте.

3.5.3 Стационарная УКВ-аппаратура двусто­
ронней радиотелефонной связи с воздушными
судами должна быть размещена на ходовом мостике
на видном месте.

3.6 РАЗМЕЩЕНИЕ РАДИООБОРУДОВАНИЯ НА СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ

3.6.1 Стационарная УКВ-аппаратура двусто­
ронней радиотелефонной связи спасательной
шлюпки должна быть размещена в соответствии с
требованиями части II «Спасательные средства»
Правил по оборудованию морских судов таким
образом, чтобы ее работоспособность не наруша­
лась при заполнении шлюпки водой до уровня
верхних банок.

3.6.2 Должно быть предусмотрено электрическое
освещение, обеспечивающее освещенность лицевых
панелей радиоаппаратуры не менее 50 лк.

3.6.3 Аккумуляторы, обеспечивающие осве­
щение лицевых панелей радиоаппаратуры, должны
быть установлены вне защищенного пространства в
одном или в двух ящиках водозащищенной
конструкции, удовлетворяющих требованиям
части XI «Электрическое оборудование» Правил
классификации и постройки морских судов.

3.6.4 Должна быть предусмотрена возможность
зарядки аккумуляторов от генератора, навешенного
на двигатель спасательной шлюпки, а также от
судовой электростанции. Гибкий кабель для
подключения аккумуляторов к зарядному уст-


ройству от судовой электростанции должен допускать немедленное разобщение его при необходимости быстрого спуска шлюпки.

3.7 РАЗМЕЩЕНИЕ АВАРИЙНЫХ РАДИОБУЕВ

3.7.1 Спутниковый аварийный радиобуй, пред­
назначенный в качестве второго независимого средства
подачи оповещения при бедствии (см. 2.2.1) и не
приводящийся в действие дистанционно, должен быть
установлен вблизи места, откуда обычно осуществляется
управление судном, таким образом, чтобы к нему был
обеспечен немедленный доступ для подачи оповещения
при бедствии, а также отделяться вручную и легко
переноситься в любую спасательную шлюпку или
любой спасательный плот одним человеком.

3.7.2 Свободно всплывающий спутниковый
аварийный радиобуй, предназначенный для
размещения на судне, должен быть установлен на
открытой палубе судна так, чтобы он не перемещался
в экстремальных условиях и свободно всплывал при
затоплении судна (см. раздел 15 настоящей части
Правил), при этом к нему должен быть обеспечен
немедленный доступ для отделения и подачи
оповещений при бедствии вручную, а также
возможность быстрого и удобного переноса в
любую спасательную шлюпку или любой спаса­
тельный плот одним человеком.

3.7.3 У каждого места установки аварийного
радиобуя должен быть хорошо видимый символ в
соответствии с требованиями части II «Спасательные
средства» Правил по оборудованию морских судов.

3.8 РАЗМЕЩЕНИЕ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ ОТВЕТЧИКОВ

3.8.1 Размещение радиолокационных ответчиков
должно соответствовать требованиям части II
«Спасательные средства» Правил по оборудованию
морских судов.

3.8.2 У каждого места установки радиолока­
ционного ответчика должен быть хорошо видимый
символ в соответствии с требованиями части II
«Спасательные средства» Правил по оборудованию
морских судов.

3.9 РАЗМЕЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ КОМАНДНОГО ТРАНСЛЯЦИОННОГО УСТРОЙСТВА

3.9.1 Командное трансляционное устройство при полной нагрузке и максимальном усилении должно обеспечивать передачу служебных распоряжений с



Правила по оборудованию морских судов



микрофонных постов во все служебные, жилые и общественные помещения, а также на открытые палубы судна с такой слышимостью, чтобы минимальный уровень громкости воспроизведения по крайней мере на 20 дБ превышал уровень шумов в этих местах.

Командное трансляционное устройство должно быть защищено от несанкционированного использования.

3.9.2 Главный командный микрофонный пост и
усилители командного трансляционного устройства,
а также относящиеся к нему радиовещательные
приемники, проигрыватели грамзаписи и звуко­
записывающая аппаратура должны быть установ­
лены в специальном помещении — командном
трансляционном узле. (см. 3.1.2).

3.9.3 Командный трансляционный узел в
отношении отопления, освещения и вентиляции
должен удовлетворять соответствующим требо­
ваниям, предъявляемым к радиорубке.

3.9.4 Каждое пассажирское судно должно иметь
не менее трех главных трансляционных линий,
каждая из которых должна иметь по крайней мере
две петли, достаточно разнесенные по всей своей
длине и подключенные к двум раздельным и
независимым усилителям:

.1 палубную — для подключения громкоговори­телей, установленных на открытых палубах судна;

.2 служебную — для подключения громко­говорителей, установленных в служебных, жилых и общественных помещениях экипажа судна (каютах, кают-компаниях, столовых, библиотеках, читальнях и т.п., включая коридоры и площадки, примы­кающие к этим помещениям);

.3 пассажирскую — для подключения громко­говорителей, установленных в служебных, жилых и общественных помещениях пассажиров (каютах, столовых, библиотеках, читальнях, ресторанах, салонах, верандах, кафе, буфетах и т.п., включая коридоры и площадки, примыкающие к этим помещениям).

3.9.5 Каждое грузовое судно должно иметь
трансляционные линии, указанные в 3.9.4.1 и 3.9.4.2.

3.9.6 На каждом судне должно быть
предусмотрено не менее двух выносных командных
микрофонных постов. Один из них должен быть
установлен на ходовом мостике, а другой — в
помещении, предназначенном для несения
вахтенной службы во время стоянки судна в порту.
Если специальное помещение для вахтенной службы
отсутствует, второй командный микрофонный пост
должен быть установлен в наиболее удобном месте
вблизи забортного трапа.

Применение штепселей не допускается.

3.9.7 Должны быть предусмотрены меры,
предотвращающие нарушение функционирования


трансляционной линии при коротком замыкании в отводах к громкоговорителям (см.также часть II «Спасательные средства» Правил по оборудованию морских судов и часть XI «Электрическое оборудование» Правил классификации и постройки морских судов).

3.10 МОНТАЖ КАБЕЛЬНОЙ СЕТИ

3.10.1 Монтаж кабельной сети радиооборудо­
вания и мероприятия по защите радиоприема от
помех, создаваемых электрическими устройствами
судна, должны быть выполнены в соответствии с
требованиями части XI «Электрическое оборудо­
вание» Правил классификации и постройки
морских судов с дополнениями и уточнениями,
изложенными в настоящем разделе.

3.10.2 Мероприятия по защите радиоприема от
помех, создаваемых электрическими устройствами
судна, снабженными средствами подавления в
соответствии с требованиями части XI «Электри­
ческое оборудование» Правил классификации и
постройки морских судов, должны обеспечивать такие
условия приема, чтобы введение в действие этих
устройств не вызывало повышения напряжения на
выходе каждого приемника более чем на 20 %
относительно величины напряжения, обусловленной
внутренними шумами.

3.10.3 Питание оборудования средств радиосвязи
должно осуществляться от распределительного щита
радиостанции в соответствии с требованиями
части XI «Электрическое оборудование» Правил
классификации и постройки морских судов.

Распределительный щит радиостанции должен получать питание от главного распределительного щита и аварийного распределительного щита по двум независимым фидерам.

На распределительном щите радиостанции для подключения и защиты соответствующего радио­оборудования в каждом отходящем фидере должны быть предусмотрены коммутационная и защитная аппаратура.

Подключение к щиту радиостанции потребите­лей, не имеющих отношения к радиооборудованию, не допускается.

3.10.4 В помещении установки радиообору­
дования (или в выгородке) должен быть предус­
мотрен световой индикатор или измерительный
прибор для постоянного контроля за напряжением
судовой сети.

3.10.5 Из помещения установки радиообо­
рудования (выгородки) к хронометру должна быть
предусмотрена прокладка специальной линии для
передачи сигналов времени.


Часть IV. Радиооборудование




3.10.6 Между радиопеленгатором, если он
установлен на судне, и помещением установки
радиооборудования (выгородкой) должно быть
предусмотрено устройство световой сигнализации
при радиопеленговании.

3.10.7 Вся кабельная сеть, относящаяся к сред­
ствам радиосвязи и командной трансляции, должна
быть выполнена экранированными кабелями с
соблюдением непрерывности экранировки.

3.10.8 Вся кабельная сеть, проложенная в
помещениях, где установлено оборудование судо­
вых средств радиосвязи и радионавигации, должна
быть выполнена экранированными кабелями с
соблюдением непрерывности экранировки. Приме­
нение в вышеуказанных местах радиооборудования и
электрических устройств без надлежащей экрани­
ровки не допускается.

При входе кабелей в помещения, в которых установлена радиоприемная аппаратура, оболочки кабелей должны быть заземлены.

3.10.9 Металлические корпуса радиоаппаратуры
должны быть электрически соединены с корпусом


судна кратчайшим путем. У входа кабелей в аппаратуру экранирующие оболочки их должны быть электрически соединены с корпусом аппаратуры.

3.10.10 Прокладка высокочастотных кабелей в
грузовых трюмах, на открытой палубе и на мачтах
должна быть выполнена в соответствии с требова­
ниями части XI «Электрическое оборудование»
Правил классификации и постройки морских судов.

3.10.11 В кабельной сети, соединяющей пульты
дистанционной подачи оповещения при бедствии,
кодирующие устройства ЦИВ, конструктивно
выполненные в виде отдельных блоков, а также
автоматический податчик радиотелефонных сигна­
лов тревоги с другими блоками радиоустановок, не
должны применяться штепсельные разъемы.

3.10.12 Сопротивление изоляции любого
проложенного кабеля, отключенного с обеих сторон
от радиооборудования, должно быть не менее
20 МОм независимо от его длины.


4 АНТЕННЫЕ УСТРОЙСТВА И ЗАЗЕМЛЕНИЯ


4.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1.1 К установке на суда допускаются антенны
любого типа, обеспечивающие наиболее эффек­
тивное использование радиооборудования по
своему назначению. Антенны должны быть устой­
чивыми к воздействию механических и климати­
ческих факторов, имеющих место в условиях
эксплуатации судов. Антенны-мачты и другие
антенны самоподдерживающего типа должны
выдерживать испытания в пределах возможного
использования испытательных стендов и камер.

4.1.2 Судовые антенны должны выдерживать
ветровую нагрузку со скоростью воздушного по­
тока до 60 м/с с любых направлений. Скорость судна
и другие факторы при этом не учитываются.

4.1.3 Для лучевых антенн должен применяться
соответствующий гибкий канатик, изготовленный из
меди или сплава на медной основе. При расчете
минимального диаметра канатика лучевой антенны,
необходимого для обеспечения требования 4.1.2,
стрела провеса должна быть принята равной 6 %
длины антенны между точками подвеса.

4.1.4 Каждый луч антенны должен быть
изготовлен из целого куска антенного канатика.
Если конструкция антенны не позволяет изготовить
снижение и соответствующий луч антенны из целого


куска канатика, соединение их должно быть выполнено посредством сплеснивания или зажимных муфт, обеспечивающих надежный электрический контакт.

4.1.5 Для повышения надежности и длитель­
ности эксплуатации лучевой антенны Т-образного
типа основная механическая нагрузка от ее снижения
не должна прилагаться непосредственно к месту
отвода снижения.

Это требование рекомендуется учитывать при монтаже антенны Г-образного типа.

4.1.6 Снижение лучевой антенны у ввода должно
крепиться к оттяжке, снабженной изоляторами, а
затем соединяться с вводом медным или латунным
наконечником. Соединение наконечника со
снижением должно осуществляться пайкой или
холодной опрессовкой.

4.1.7 Конструкция передающих антенн не
должна допускать явления короны.

4.1.8 Устройство, предназначенное для подвеса
лучевой антенны, должно допускать возможность
быстрого спуска и подъема ее, а также регулировку
натяжения без необходимости подъема людей на
мачты.

4.1.9 При установке многолучевых антенн, если
позволяют условия, должна обеспечиваться
возможность подъема и спуска каждого луча



Правила по оборудованию морских судов



отдельно. Расстояние между лучами должно быть не менее 700 мм.

4.1.10 Для подъема лучевых антенн должны
применяться гибкие фалы, изготовленные из
материала, одобренного Регистром. Подъемные
фалы на судах, перевозящих легковоспламеняю­
щиеся грузы, должны закрепляться во взрыво-
безопасной зоне и изготовляться из негорючих
материалов. Если в этом случае используются
стальные тросы, они должны иметь надежное
электрическое соединение с корпусом судна.

4.1.11 Для изоляции антенн должны применяться
специальные высокочастотные изоляторы, рассчи­
танные на соответствующее рабочее напряжение и
механическую нагрузку.

4.1.12 Сопротивление изоляции антенн по отно­
шению к корпусу судна при нормальных климатических
условиях должно быть не менее 10 МОм, а при
повышенной влажности — не менее 1 МОм.

4.1.13 Антенны-мачты и антенны других типов,
состоящие из нескольких отдельных проводящих
секций, должны иметь такую конструкцию, чтобы
величина переходного сопротивления любого
электрического соединения не изменялась при
воздействии механических нагрузок и климати­
ческих факторов, встречающихся в условиях
эксплуатации.

4.1.14 Передающие антенны должны быть
рассчитаны на работу любого подключаемого к ним
передатчика при максимальных значениях отда­
ваемой им мощности и подводимого напряжения.

4.1.15 Приемные антенны должны быть
сконструированы и расположены таким образом,
чтобы их взаимодействие со всеми передающими
антеннами и между собой было минимальным.

4.1.16 Отдельные участки проводов антенн и их
снижений не должны находиться ближе 1 м от труб,
мачт и других металлических частей судна.
Расстояние между штаг-карнаком и горизонтальной
частью антенны должно быть по возможности не
менее 3 м. Антенны не должны касаться
металлических конструкций судна в любых
условиях его эксплуатации.

4.1.17 Отдельные элементы антенн-мачт
(провода, штыри и изоляторы) должны быть
легкозаменяемыми.

Рекомендуется предусматривать завали­вающуюся конструкцию антенн-мачт.

4.1.18 На нефтерудовозах и нефтенавалочных
судах, газовозах, нефтеналивных, химовозах в
стальной такелаж мачт (в ванты, штаги, тросы для
гудка и сирены, штаг-карнаки и т.п.) должны быть
врублены изоляторы. Изоляторы должны быть
врублены так, чтобы расстояние между ними было
не более 6 м, а расстояние от палубы до нижнего
изолятора — не менее 3 и не более 4 м. Для


уменьшения потерь при работе передатчиков и ошибок при радиопеленговании рекомендуется производить разбивку такелажа изоляторами на всех судах. Разбивка изоляторами штаг-карнаков обязательна на всех судах.

4.1.19 Нижние концы стоячего стального
такелажа мачт и дымовых труб должны быть
электрически соединены с корпусом судна в
соответствии с требованиями 4.9.8. Весь остальной
такелаж должен быть изолирован от корпуса судна, а
в тех случаях, когда это невозможно, надежно
электрически соединен с корпусом бронзовым или
стальным канатиком соответствующего сечения.

4.1.20 Антенны радиовещательных и телеви­
зионных приемников должны быть максимально
удалены от всех антенн служебного назначения.

4.1.21 Если радиотелефонная станция для
служебной внутренней связи установлена на судне
стационарно, то высота ее антенны не должна
превышать 3,5 м над уровнем палубы ходового мостика.

4.2 АНТЕННА ПВ-ДИАПАЗОНА

4.2.1 Антенна должна обеспечивать возможность настройки передатчиков на любую частоту диапазона и обеспечивать необходимую дальность радиосвязи на частоте 2187,5 кГц и 2182 кГц.

Антенна лучевого типа Г- или Т-образной формы должна иметь устройство для быстрой замены ее запасной антенной и приспособление для предотвращения обрыва при сильном натяжении (например, страховую петлю с механическим предохранителем в антенном фале). Разрывное усилие механического предохранителя должно составлять не более 0,3 разрывного усилия антенного канатика. Предохранительное устройство должно обеспечивать достаточное ослабление натяжения антенны, но не допускать касания антенны надстроек, такелажа и корпуса судна.

Приспособление для предотвращения обрыва может не предусматриваться, если антенна имеет длину, не превышающую 25 м, и подвешена между опорами, не подверженными резким колебаниям.

4.3 АНТЕННА ПЕРЕДАТЧИКА КВ-ДИАПАЗОНА И ПРИЕМНЫЕ АНТЕННЫ

4.3.1 Антенна передатчика КВ-диапазона и при­емные антенны могут быть любого типа, удовлетво­ряющего требованиям настоящей части Правил.

Антенны передатчиков КВ-диапазона должны обеспечивать настройку во всем рабочем диапазоне.


Часть IV. Радиооборудование




4.4 АНТЕННА УКВ-РАДИОТЕЛЕФОННОИ СТАНЦИИ

4.4.1 Антенна УКВ-радиотелефонной станции
должна иметь вертикальную поляризацию.

4.4.2 Антенна радиотелефонной станции должна
быть установлена на наибольшей высоте таким
образом, чтобы обеспечивалось эффективное
излучение и прием сигналов на всех рабочих
частотах, и на пути распространения электро­
магнитного поля по возможности не было
препятствий по всему горизонту.

4.5 АНТЕННА СУДОВОЙ ЗЕМНОЙ СТАНЦИИ ИНМАРСАТ (СТАНДАРТ А)

4.5.1 Антенна должна устанавливаться как можно
дальше от антенн другого назначения и в местах с
наименьшей вибрацией.

4.5.2 Антенна должна обеспечивать устойчивую
работу станции при углах возвышения спутника
более 5°.

4.5.3 Место установки антенны должно быть
выбрано таким образом, чтобы обеспечивалась
возможность постоянного слежения ее за спутни­
ком. Должны быть приняты меры по исключению
теневых секторов свыше 6°, создаваемых судовыми
конструкциями в радиусе 10 м от антенны.

4.5.4 Ослабление сигнала, вызванное ошибками
наведения и стабилизации, не должно превышать 1 дБ.

4.6 АНТЕННА СУДОВОЙ ЗЕМНОЙ СТАНЦИИ ИНМАРСАТ (СТАНДАРТ С) И ПРИЕМНИКА РГВ

4.6.1 Ненаправленная антенна должна
устанавливаться таким образом, чтобы по направ­
лению к носу и к корме судна до —5° и в
направлениях к левому и правому бортам до —15°
не было теневых секторов, ухудшающих рабочие
характеристики оборудования.

Должны быть приняты меры по исключению теневых секторов свыше 2°, создаваемых судовыми конструкциями в радиусе 1 м от антенны.

4.6.2 Если применяется стабилизированная
направленная антенна, то она должна уста­
навливаться таким образом, чтобы по азимуту до
— 5° не было теневых секторов свыше 6°,
создаваемых судовыми конструкциями в радиусе
10 м от антенны.


4.7 ВВОДЫ И ПРОВОДКА АНТЕНН ВНУТРИ ПОМЕЩЕНИЙ

4.7.1 Проводка передающих антенн во
внутренние помещения судна осуществляется через
специальные вводы с изоляторами, рассчитанными
на соответствующее рабочее напряжение, за
исключением тех случаев, когда внутренняя
проводка антенны выполняется высокочастотным
кабелем.

4.7.2 Конструкция ввода передающей антенны
должна допускать возможность быстрого и легкого
присоединения и отсоединения антенны
предпочтительно без применения инструмента.
Конструкция ввода должна исключать возможность
возникновения явления короны во время работы
передатчика.

4.7.3 Вводы передающих антенн должны
устанавливаться предпочтительно в таких местах,
которые обеспечивают возможность прокладки
проводов антенн к передатчикам внутри помещений
кратчайшим путем. Если ввод антенны установлен в
легкодоступном месте, он и подключенная к нему
антенна должны быть полностью ограждены от
случайных прикосновений в пределах 1800 мм над
соответствующей палубой, трапом или другим
местом, где могут находиться люди. При установке
вводных колонок или пустотелых антенн-мачт
должна быть предусмотрена возможность удаления
конденсата из внутренних полостей конструкции.

4.7.4 Во избежание потерь мощности
рекомендуется применение ограждений из
изолирующих материалов. При использовании
металлических ограждений они дожны быть
надежно заземлены на корпус судна. Ограждение,
по возможности, не должно создавать мертвого угла
при визуальном пеленговании.

4.7.5 Фидеры передающих антенн ПВ-диапазона
внутри помещений должны быть предпочтительно
более короткими.

4.7.6 Фидеры передающих антенн, расположен­
ные в радиорубке, должны быть экранированы, при
этом антенные переключатели (коммутаторы)
должны быть экранированного типа.

4.7.7 Неэкранированные фидеры передающих
антенн, антенные коммутаторы и переключатели
незащищенной конструкции, находящиеся в
радиорубке, должны быть расположены в местах,
исключающих случайные прикосновения к ним во
время эксплуатации радиооборудования, а
расстояние от них до рабочего места радиоопе­
ратора должно быть не менее 1 м.



Правила по оборудованию морских судов



4.7.8 Фидеры приемных антенн должны быть
проложены высокочастотными экранированными
кабелями с соблюдением непрерывности экрани­
ровки. При этом антенные коммутаторы,
переключатели, грозовые разрядники и другие
приборы, подключенные к этим кабелям, должны
быть экранированного типа. Фидеры не должны
вносить затухание сигнала более 3 дБ.

4.7.9 Высокочастотные экранированные кабели
фидеров приемных антенн должны быть непосредст­
венно выведены на открытую палубу и подключены
на достаточной высоте к приемным антеннам. Это
подключение должно осуществляться специальным
контактным устройством водозащищенной или
герметической конструкции, обеспечивающим
надежное электрическое соединение и доступ для
контроля за его состоянием.

4.7.10 Для каждой антенны, не рассчитанной на
постоянное включение в рабочее положение, внутри
помещения должно быть предусмотрено
коммутационное устройство, позволяющее
установить антенну в рабочее, изолированное и
заземленное положения.

4.7.11 Для защиты входа приемника от
атмосферных разрядов в каждой приемной антенне
должно быть предусмотрено соответствующее
устройство. При применении между приемной
антенной и высокочастотным кабелем системы согла­
сования устройства защиты от атмосферных разрядов
должны быть подключены до входа в систему
согласования (со стороны антенны).


4.8.4 Коммутационное устройство передающих
антенн должно быть рассчитано на работу с каждым
подключенным к нему передатчиком при
максимальных значениях отдаваемой им мощности
и подводимого напряжения.

4.8.5 Антенный коммутатор не должен выходить из
строя при коротком замыкании или обрыве антенны.

4.9 ЗАЗЕМЛЕНИЕ

4.9.1 Рабочее (высокочастотное) заземление, предназначенное для обеспечения нормальной работы судовых передатчиков, должно быть выполнено медной шиной, проложенной крат­чайшим путем от антенного коммутатора к металлической переборке или к палубе, имеющей надежное электрическое соединение с корпусом судна, с отводами к зажимам заземлений передатчиков. Длина шины от передатчика до места соединения с переборкой или палубой не должна превышать 1500 мм. В зависимости от мощности передатчиков сечения шин и отводов должны быть не менее указанных в табл. 4.9.1 Во всех случаях, где это применимо, допускается осуществлять рабочее заземление отдельно каждого передатчика соединением зажима заземления передатчика с ближайшей металлической переборкой посредством медной шины или гибкого проводника соответствующего сечения.

Таблица 4.9.1



4.8 КОММУТАТОР ПЕРЕДАЮЩИХ АНТЕНН

4.8.1 Схема и конструкция коммутационного
устройства передающей антенны должны исклю­
чать вероятность случайного электрического соеди­
нения антенного контура передатчика с антенным
контуром приемника или другого передатчика.

4.8.2 Коммутатор передающих антенн должен
подключаться к выходу передатчика или к
устройству настройки антенны.

4.8.3 Коммутатор передающих антенн должен
обеспечивать возможность:

.1 соединения антенн с каждым подключенным к нему передатчиком с соответствующей индикацией;

.2 установления антенн в изолированное положение;

.3 установления антенн в заземленное положение;

.4 подключения передатчиков к эквивалентам антенн.

Коммутатор с дистанционным управлением должен иметь соответствующее устройство для ручного переключения антенн.


Мощность передат­чика, Вт Менее 50 От 50 до 500 Более 500
Сечение шины, мм      

4.9.2 В передатчиках, излучающих мощность
более 50 Вт, электрическое соединение шины (гиб­
кого проводника) заземления с корпусом передатчика
должно осуществляться по крайней мере в двух
местах, максимально удаленных друг от друга.

4.9.3 Рабочие заземления приемников должны
быть осуществлены медной шиной или гибким
бронзовым (медным) канатиком сечением не менее
6 мм2, проложенным кратчайшим путем от каждого
приемника к основной шине заземления передатчи­
ков или непосредственно к ближайшей металли­
ческой переборке, соединенной с корпусом судна.

4.9.4 Рабочие заземления оборудования средств
радиосвязи, командного трансляционного устройства
и другой радиоаппаратуры должны быть выполнены
в соответствии с требованиями настоящей части
Правил, предъявляемыми к рабочим заземлениям
приемников или передатчиков.


Часть IV. Радиооборудование




4.9.5 На неметаллических судах должно быть
выполнено общее рабочее заземление для всего
радиооборудования. При этом электрический
контакт с водой должен осуществляться
посредством облуженного медного или латунного
листа площадью не менее 0,5 м2 и толщиной не
менее 4 мм, укрепленного на наружной поверхности
корпуса ниже линии наименьшей осадки судна.
Рекомендуется устраивать два таких заземления,
причем в этом случае площадь контакта каждого
заземления может быть уменьшена в два раза.

Вместо устройства специального заземления на деревянных судах допускается использование в качестве заземления металлической оковки киля или защищенной металлической обшивки от древоточца.

4.9.6 Заземление радиостанции на неметалли­
ческих шлюпках должно быть выполнено в виде двух
облуженных медных лент общей площадью не менее


0,1 м и толщиной не менее 1 мм, укрепленных справа и слева от киля в районе мидель-шпангоута.

4.9.7 Соединительные провода защитных
заземлений корпусов радиоаппаратуры должны
быть возможно более короткими: не более 150 мм.

4.9.8 Защитные заземления нижних концов
стоячего такелажа мачт и дымовых труб должны
быть выполнены стрендью основного троса или
гибкими металлическими проводниками. На
проводники должны быть напаяны специальные
наконечники, которые должны крепиться к
металлическому корпусу судна двумя винтами или с
помощью сварки. Места соединений с корпусом
должны быть окрашены.

4.9.9 Общее сопротивление всех электрических
соединений любого заземления не должно
превышать 0,02 Ом.

4.9.10 Использование заземлений радиообору­
дования в качестве молниеотводов не допускается.


5 ОБЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НОВОМУ РАДИООБОРУДОВАНИЮ


5.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1.1 Для крепления откидных и выдвижных
каркасов, съемных панелей и дверц к корпусу
радиоаппаратуры вместо резьбовых крепежных
деталей рекомендуются специальные поворотные
замки, барашки или защелки, не требующие для их
отдачи применения инструментов.

5.1.2 Для предотвращения возможности
выпадения незакрепленных откидных и выдвижных
каркасов радиоаппаратуры должны быть
предусмотрены предохранительные стопоры,
действующие в обоих направлениях.

Открывающиеся дверцы должны фиксироваться в открытом положении.

5.1.3 Устройства крепления съемных или
откидных панелей радиоаппаратуры должны быть
невыпадающими.

5.1.4 Количество органов управления, их
конструкция и размещение должны обеспечивать
надежную и эффективную работу.

Органы управления должны быть размещены так, чтобы исключить вероятность непреднаме­ренного использования.

5.1.5 Схема и конструкция оборудования должны
исключать возможность его повреждений и
причинять вред обслуживающему персоналу в
результате неправильной последовательности
пользования органами управления.


5.1.6 У органов управления и контроля
радиоаппаратуры должны быть предусмотрены
четкие надписи или общепринятые символы,
указывающие их назначение и действие.

5.1.7 Во всех случаях положения «включено»,
«пуск», «увеличение» и т.п. должны соответствовать
установке рукояток вверх, от себя или вправо,
повороту ручек по часовой стрелке и нажатию
верхних или правых кнопок. Положения
«выключено», «остановка», «уменьшение» и т.п.
должны соответствовать установке рукояток вниз, к
себе или влево, повороту ручек против часовой
стрелки и нажатию нижних или левых кнопок.

Положение «включено» должно иметь световую индикацию.

5.1.8 Градуировка основных шкал, надписи,
обозначения, а также положение указателей и
органов управления на аппаратуре должны быть
отчетливо видны на расстоянии 700 мм при
нормальной остроте зрения и нормальной осве­
щенности.

5.1.9 Шкалы основных измерительных прибо­
ров, предназначенных для измерения силы тока в
антенне и в выходном каскаде передатчика, а также
напряжения судовой сети должны иметь такую
градуировку, чтобы для отсчета показаний не
требовалось введения поправочных коэффициентов.

5.1.10 В радиоаппаратуре, имеющей электронно­
лучевой индикатор, должна быть обеспечена



Правила по оборудованию морских судов



возможность наблюдения изображения в дневное время.

5.1.11 Органы управления и контроля радио­
аппаратуры должны быть защищены от механи­
ческих повреждений на случай установки лицевой
панели на плоскость.

5.1.12 Все органы управления должны иметь
такую конструкцию, чтобы они самопроизвольно не
изменяли установленного положения.

5.1.13 Если предусмотрена панель ввода
цифровой информации, то цифры должны быть
размещены в соответствии с рекомендациями
Международного консультативного комитета по
телефонии и телеграфии.

5.1.14 Должны быть предусмотрены средства для
защиты радиооборудования от бросков тока и
перенапряжения, а также от случайного изменения
полярности источника питания.

5.1.15 Заземление (соединение с корпусом)
судовой сети и аккумуляторов в схеме радиообору­
дования не допускается.

5.1.16 Сопротивление изоляции цепей питания
радиооборудования, измеренное между провод­
никами и корпусом аппаратуры, а также между
обмотками трансформаторов, МОм, в зависимости
от условий испытаний должно быть не менее:

Нормальные климатические условия..

Температура 50 + 2 °С, относительная
влажность менее 20 %.......................

Температура 40+2 °С, относительная
влажность 95 + 3 %............................

5.1.17 Радиооборудование, как правило, должно
быть рассчитано на питание от судовой сети
напряжением не более 250 В. При использовании
напряжения более 250 В конструкция силового щита,
также как и основной аппаратуры, должна
удовлетворять требованию 5.1.25.

Конструкция радиооборудования должна обеспечивать сохранение технических параметров при длительном изменении напряжения судовой сети переменного тока на +10 % и частоты на + 5%, а также при отклонении питающего напряжения на +30 % и —10 % от номинального значения при питании от аккумуляторных батарей или судовой сети постоянного тока.

Радиооборудование должно сохранять работо­способность при кратковременных отклонениях напряжения судовой сети на +20% в течение 1,5 с и частоты на +10 % в течение 5 с. При этом не должна срабатывать сигнализация.

5.1.18 В цепях питания радиоаппаратуры должны
быть установлены быстросменяемые плавкие
предохранители или автоматические выключатели.


Конструкция предохранителей должна исключать возможность случайного прикосновения обслужи­вающего персонала к их токонесущим частям в процессе замены вставок. Время, необходимое для доступа к предохранителям, не должно превышать 5 с.

5.1.19 Если резервный источник электрической
энергии состоит из перезаряжаемой аккумуляторной
батареи, то должно быть предусмотрено отдельное
автоматическое зарядное устройство. Такое
устройство, если оно используется на судах, где
работосопобность оборудования обеспечивается
квалифицированным техническим обслуживанием и
ремонтом в море, должно по крайней мере
обеспечивать автоматическую регулировку заряд­
ного тока. На судах, где работоспособность обору­
дования обеспечивается способами иными, чем
квалифицированное техническое обслуживание и
ремонт в море (дублирование оборудования и/или
береговое техническое обслуживание), автоматичес­
кое зарядное устройство должно обеспечивать
необслуживаемую зарядку аккумуляторной батареи
в море.

5.1.20 Радиооборудование должно быть рас­
считано для работы в любых условиях эксплуата­
ции морских судов и должно выдерживать механи­
ческие и климатические испытания не ниже сле­
дующих норм:

.1 при качке и длительных наклонах не менее чем до 45° с периодом качки 7 — 9 с в двух взаимно перпендикулярных эксплуатационных положениях в течение 5 мин;

.2 при вибрациях в диапазоне частот от 2 до 100 Гц с амплитудой + 1 мм — для частот от 2 до 13,2 Гц и ускорения 0,7 g (7 м/с2) — для частот от 13,2 до 100 Гц в трех взаимно перпендикулярных положениях;

.3 при ударных нагрузках с ускорением 10g (100 м/с2), длительностью импульса 10 — 15 мс и частоте от 40 до 80 ударов в минуту в трех взаимно перпендикулярных положениях с общим коли­чеством ударов не менее 1000.

В зависимости от вида оборудования, места его установки и морского района плавания судна испытания на ударные воздействия могут являться предметом специального рассмотрения Регистром;

.4 при температуре 55 + 3°С — для оборудования, предназначенного для работы во внутренних помещениях и на открытых палубах судна в течение 10 — 16 ч в рабочем состоянии, а также при температуре 70 + 3°С в нерабочем состоянии в течение 10 — 16 ч;

.5 при относительной влажности воздуха 95 + 3% и температуре 40 + 2°С в течение 10 — 16 часов;

.6 при температуре — 15 + 3°С и — 40 + 3°С (для стационарного оборудования, предназначенного для работы во внутренних помещениях и на открытых палубах судна соответственно) в течение 10 — 16 ч в


Часть IV. Радиооборудование




Вид Место Степень
п/п радиоаппаратуры установки защиты
  Вводы антенны Везде IP00
  Коммутационные устройства антенн и аппаратура, не содержащая Закрытые помещения судна IP20
  высокочастотных цепей    
  Радиоаппаратура, за исключением указанной в п. 1 и 2 Закрытые помещения судна IP21
  Радиоаппаратура, за исключением указанной в п. 1 Открытые палубы судна IP56
  УКВ-аппаратура двусторонней радиотелефонной связи и радио- Спасательные средства судна IP68
  локационные ответчики    
  Аварийный радиобуй (в рабочем состоянии) Открытые палубы судна IP68
U, Дб (мкВ) 100 96
 
 
 

рабочем состоянии, а также при температуре —60 + 3°С в нерабочем состоянии в течение 2 ч.

Радиооборудование должно обладать коррозион­ной стойкостью к воздействию соляного (морского) тумана.

Радиооборудование должно быть плеснеустойчи-вым и устойчивым к воздействию инея, росы и обледенения (для оборудования, предназначенного для работы на открытых палубах судна).

Носимое (переносное) радиооборудование должно обладать устойчивостью к воздействию солнечной радиации.

Носимое (переносное) радиооборудование должно обладать устойчивостью к воздействию масла (нефти).

Материалы, применяемые для изготовления судового радиооборудования, должны обеспечивать его длительную работу в указанных условиях.

5.1.21 Степень защи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: