Освидетельствование валопровода выполняется с целью выявления возникших в ходе эксплуатации повреждений деталей, отрицательно сказывающихся на эксплуатационных характеристиках основных устройств валопровода, определения причин этих повреждений, определения номенклатуры деталей, подлежащих ремонту или замене, с целью принятия оперативных и масштабных мероприятий по предупреждению подобных повреждений в будущем.
Наиболее полное освидетельствование валопровода проводится при постановке судна в док, при полном демонтаже валопровода и его основных устройств и дефектации деталей. Именно эта процедура рассмотрена в настоящей Инструкции. Ее элементы могут быть использованы при частичных освидетельствованиях.
При классификации повреждений элементов валопровода не принимались во внимание де-
фекты, связанные с некачественным изготовлением и не вызванные условиями эксплуатации. Об этих дефектах более подробно упоминается в разделах настоящей Инструкции, посвященных надзору за ремонтом.
|
|
1.2. Классификация повреждений гребных валов и методика их освидетельствования
Гребной вал представляет собой один из наиболее ответственных элементов валопровода, воспринимающих практически всю гамму возможных механических нагрузок (изгиб, кручение, растяжение, сжатие, вибрации, удары, концентрацию напряжений) и постоянное воздействие агрессивной окружающей среды. В общем виде он состоит из собственно вала, антифрикционных покрытий, средств защиты от коррозии и элементов соединения с гребным винтом и промежуточным валом. В силу указанных воздействий каждый из элементов гребного вала может получить то или иное повреждение. Классификация наиболее распространенных повреждений гребного вала и оценка их причин представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Классификация повреждений гребных валов
Наименование элемента гребного вала | Тип элемента | Вид повреждения | Причина повреждения |
Основа (тело) вала | Стержень из углеродистой, низколегированной или коррозионно-стойкой стали | Износ рабочей поверхности. Увеличение зазора в подшипнике, как правило, более чем в 1,5 раза | Естественный износ поверхности трения. Недостаточное количество смазки. Наличие примесей в смазывающей жидкости |
Коррозия поверхности вала | Недостаточная эффекттивность защитного покрытия, межкристаллитная коррозия (для нержавеющей стали), попадание забортной воды в смазочное масло | ||
Наличие фреттинг-коррозии в местах соединений с антифрикционными облицовками, гребными винтами, муфтами и втулками | Недостатки конструкции соединений. Низкие контактные давления, вызванные нарушением технологии | ||
Наличие трещин в местах соединений | Наличие химической и фреттинг-коррозии. Отсутствие или недостаточная эффективность упрочнения вала. Концентраторы напряжений, вызванные нарушением технологии, скрытые дефекты | ||
Равномерный недопустимый изгиб | Релаксация внутренних напряжений. Нарушение равновесного состояния при точении, сварке, термообработке | ||
Локальный катастрофический изгиб | Аварийные ударные нагрузки | ||
Задиры конических поверхностей | Недостатки конструкции соединений с гребным винтом и полумуфтой. Нарушение технологии сборки-разборки | ||
Прочие повреждения | Случайные причины |
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации
|
|
Продолжение табл. 1.2
Наименование элемента гребного вала | Тип элемента | Вид повреждения | Причина повреждения |
Антифрикционное покрытие | Бронзовая или нержавеющая облицовка, установленная по прессов ой или клеевой посадке | Износ рабочей поверхности в районе сальникового уплотнения | Недостатки конструкции |
Износ рабочей поверхности. Увеличение зазора в подшипнике, как правило, более чем в 3 раза | Естественный износ поверхности трения. Недостаточное количество смазки. Наличие примесей в смазывающей жидкости | ||
Трещины в зоне сварного шва | Недостатки технологии сварки | ||
Продольные трещины | Нарушение технологии напрессовки | ||
Бухтины | Нарушение технологии напрессовки | ||
Пористость | Нарушение технологии литья | ||
Прочие повреждений | Случайные причины | ||
Наплавка | Износ рабочей поверхности | Естественное изнашивание поверхности трения | |
Трещины в переходе от основного металла к наплавке | Недостатки технологии сварки | ||
Прочие повреждений | Случайные причины | ||
Специальные покрытия | Износ рабочей поверхности | Естественное или абразивное изнашивание поверхности трения | |
Отслоение (шелушение), трещины | Недостатки технологии покрытия | ||
Защитные покрытия | Стеклопластик, резина и т.п. | Трещины в сопряжениях с облицовками | Недостатки рецептуры и технологии нанесения покрытия |
Нарушение сплошности | Повреждения при транспортировке, монтаже и демонтаже вала | ||
Отсутствие адгезии к телу вала | Недостатки рецептуры и технологии нанесения покрытия |
Освидетельствование гребного вала осу-ществл-яется инспектором Регистра с учетом результатов дефектации, выполняемой судоремонтным заводом (СРЗ) по технологии, одобренной в установленном порядке. В акте освидетельствования указываются элементы гребного вала, качественная оценка их повреждений (визуальная оценка) и результаты инструментального контроля (линей-ные измерения, дефектоскопия, специальные изме-рения). Инспектор Регистра должен убедиться в отсутствии всех перечисленных в табл. 1.2 или иных повреждений, а при наличии повреждений инспектор должен отразить это в акте освидетельствования. Признание гребного вала негодным к эксплуатации описано в гл. 6.8.
1.3. Классификация повреждений промежуточных и упорных валов и методика их освидетельствования
Промежуточные и упорные валы работают в более благоприятных условиях, нежели гребные валы, однако могут иметь повреждения в про-
цессе эксплуатации. Классификация возможных повреждений промежуточных и упорных валов представлена в табл. 1.3.
Освидетельствование промежуточных и упорных валов выполняется инспектором Регистра путем визуального осмотра и инструментального контроля, который производится судоремонтным заводом по технологии, одобренной Регистром. Инспектор Регистра должен убедиться в отсутствии указанных в табл. 1.3 или иных повреждений, а при наличии повреждений инспектор должен отразить это в акте освидетельствования.
|
|