Общие положения. Освидетельствование валопровода выпол­няется с целью выявления возникших в ходе эксплуатации повреждений деталей

Освидетельствование валопровода выпол­няется с целью выявления возникших в ходе эксплуатации повреждений деталей, отрицатель­но сказывающихся на эксплуатационных харак­теристиках основных устройств валопровода, определения причин этих повреждений, определе­ния номенклатуры деталей, подлежащих ремонту или замене, с целью принятия оперативных и масштабных мероприятий по предупреждению подобных повреждений в будущем.

Наиболее полное освидетельствование вало­провода проводится при постановке судна в док, при полном демонтаже валопровода и его основ­ных устройств и дефектации деталей. Именно эта процедура рассмотрена в настоящей Инструк­ции. Ее элементы могут быть использованы при частичных освидетельствованиях.

При классификации повреждений элементов валопровода не принимались во внимание де-


фекты, связанные с некачественным изготовле­нием и не вызванные условиями эксплуатации. Об этих дефектах более подробно упоминается в разделах настоящей Инструкции, посвященных надзору за ремонтом.

1.2. Классификация повреждений гребных ва­лов и методика их освидетельствования

Гребной вал представляет собой один из наибо­лее ответственных элементов валопровода, воспри­нимающих практически всю гамму возможных механических нагрузок (изгиб, кручение, растяжение, сжатие, вибрации, удары, концентрацию напряже­ний) и постоянное воздействие агрессивной окру­жающей среды. В общем виде он состоит из собственно вала, антифрикционных покрытий, средств защиты от коррозии и элементов соедине­ния с гребным винтом и промежуточным валом. В силу указанных воздействий каждый из элементов гребного вала может получить то или иное пов­реждение. Классификация наиболее распространен­ных повреждений гребного вала и оценка их причин представлены в табл. 1.2.


Таблица 1.2

Классификация повреждений гребных валов

Наименование элемента гребного вала Тип элемента Вид повреждения Причина повреждения
Основа (тело) вала Стержень из углеродистой, низколегированной или коррозионно-стойкой стали Износ рабочей поверхности. Увеличение зазора в подшипнике, как правило, более чем в 1,5 раза Естественный износ поверхности трения. Недостаточное количество смазки. Наличие примесей в смазывающей жидкости
Коррозия поверхности вала Недостаточная эффекттивность защитного покрытия, межкристаллитная коррозия (для нержавеющей стали), попадание забортной воды в смазочное масло
Наличие фреттинг-коррозии в местах соединений с антифрикцион­ными облицовками, гребными винтами, муфтами и втулками Недостатки конструкции соединений. Низкие контактные давления, вызванные нарушением технологии
Наличие трещин в местах соединений Наличие химической и фреттинг-коррозии. От­сутствие или недостаточная эффективность упроч­нения вала. Концентраторы напряжений, вызванные нарушением технологии, скрытые дефекты
Равномерный недопустимый изгиб Релаксация внутренних напряжений. Нарушение равновесного состояния при точении, сварке, термообработке
Локальный катастрофический изгиб Аварийные ударные нагрузки
Задиры конических поверхностей Недостатки конструкции соединений с гребным винтом и полумуфтой. Нарушение технологии сборки-разборки
Прочие повреждения Случайные причины


Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации


Продолжение табл. 1.2

Наименование элемента гребного вала Тип элемента Вид повреждения Причина повреждения
Антифрик­ционное покрытие Бронзовая или нержавеющая облицовка, установленная по прессов ой или клеевой посадке Износ рабочей поверхности в районе сальникового уплотнения Недостатки конструкции
Износ рабочей поверхности. Увеличение зазора в подшипнике, как правило, более чем в 3 раза Естественный износ поверхности трения. Недостаточное количество смазки. Наличие примесей в смазывающей жидкости
Трещины в зоне сварного шва Недостатки технологии сварки
Продольные трещины Нарушение технологии напрессовки
Бухтины Нарушение технологии напрессовки
Пористость Нарушение технологии литья
Прочие повреждений Случайные причины
Наплавка Износ рабочей поверхности Естественное изнашивание поверхности трения
Трещины в переходе от основного металла к наплавке Недостатки технологии сварки
Прочие повреждений Случайные причины
Специальные покрытия Износ рабочей поверхности Естественное или абразивное изнашивание поверхности трения
Отслоение (шелушение), трещины Недостатки технологии покрытия
Защитные покрытия Стеклопластик, резина и т.п. Трещины в сопряжениях с облицовками Недостатки рецептуры и технологии нанесения покрытия
Нарушение сплошности Повреждения при транспортировке, монтаже и демонтаже вала
Отсутствие адгезии к телу вала Недостатки рецептуры и технологии нанесения покрытия

Освидетельствование гребного вала осу-ществл-яется инспектором Регистра с учетом результатов дефектации, выполняемой судоремонтным заводом (СРЗ) по технологии, одобренной в установленном порядке. В акте освидетельствования указываются элементы гребного вала, качественная оценка их повреждений (визуальная оценка) и результаты инструментального контроля (линей-ные измерения, дефектоскопия, специальные изме-рения). Инспектор Регистра должен убедиться в отсутствии всех пер­ечисленных в табл. 1.2 или иных повреждений, а при наличии повреждений инспектор должен отразить это в акте освидетельствования. Признание гребного вала негодным к эксплуатации описано в гл. 6.8.

1.3. Классификация повреждений промежуточ­ных и упорных валов и методика их освидетельст­вования

Промежуточные и упорные валы работают в более благоприятных условиях, нежели гребные валы, однако могут иметь повреждения в про-


цессе эксплуатации. Классификация возможных повреждений промежуточных и упорных валов представлена в табл. 1.3.

Освидетельствование промежуточных и упор­ных валов выполняется инспектором Регистра путем визуального осмотра и инструментального кон­троля, который производится судоремонтным заво­дом по технологии, одобренной Регистром. Инспектор Регистра должен убедиться в отсутствии указанных в табл. 1.3 или иных повреждений, а при наличии повреждений инспектор должен отразить это в акте освидетельствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: