Изменение качества контролируемых показателей масла (см. табл. 5.4.7) свидетельствует о наличии следующих дефектов (причин):
.1 рост показателя старения масла — перегрев подшипника, загрязнение масла продуктами износа и коррозии, срабатывание противокислот-ной присадки;
.2 увеличение содержания воды — попадание воды в деидвудное устройство;
.3 увеличение содержания Na, Mg, хлоридов — износ, повреждения уплотнительный манжет, а также попадание морской воды в деидвудное устройство;
.4 изменения вязкости масла — старение и загрязнение масла продуктами износа.
Таблица 5.4.7
№ | Контролируемый | Еди- | Нормы | Периодич- | |
п/п | показатель | ница | допус- | ность анализа | |
изме- | тимых | ||||
рения | значений | судового | лабораторного | ||
Вода | % | ежеме- | не реже | ||
2 3 | Хлориды Старение масла (окисление по ИК-спектру) Вязкость при 40°С: | мг/л Абс/см | 3000 30 | сячно | 1 раза в 6 мес. |
снижение вязкости по | % | -15 | ежеме- | ||
сравнению с вяз- | сячно | ||||
костью свежего масла, | |||||
повышение вязкости | % | ежеме- | |||
по сравнению с вяз- | сячно | ||||
костью свежего масла |
Превышение норм | Износ узлов и деталей |
допустимых значений | |
Pb, Sn | Износ заливки подшипника |
Си | Износ крышек уплотнений |
Si | Износ керамических покрытий |
втулок под манжетами | |
Fe, Cr, Ni | Износ и задир гребного вала, |
втулки уплотнений | |
Na, Mg | Наличие морской воды в смазочном |
масле — износ уплотнений |
При феррографическом анализе могут быть определены частицы резины и капрона, свидетельствующие о повреждении манжет уплотнений и намотки капронового каната на винт, что может быть причиной повреждения дейдвудного устройства.
|
|
5.4.8. Наличие в пробах масла Na, Mg и
хлоридов свидетельствует о попадании в масло
забортной воды. При выполнении лабораторных
анализов достаточно определять Na и хлориды
или Mg и хлориды.
5.4.9. Содержание воды и изменение вязкости
масла в судовых условиях контролируется с
помощью портативных экспресс-лабораторий
анализа масла и топлива.