Направление «Недаром помнит вся Россия»

Сорчинение «Печально я гляжу на наше поколенье»

Начало XIX в. в Росси открывает собою путь величественного развития новой русской литературы. Права человеческой личности, свобода политическая и социальная, нация, народность — все эти великие идеи, отражавшие изменения исторической действительности. Среди них первостепенное место занимает идея личности. С началом формирования нового строя, общество требует и «нового героя». Данная мысль развивается в творчестве поэтов и писателей 20-30 годов.

Именно поиск «личностного идеала» занимает значительное место в творчестве М. Ю. Лермонтова. В стихотворении «Дума» автор проявляет свое разочарование современниками, удивляется их бездействию, призывает к активной борьбе за свободу личности.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию "иссушило ум наукою бесплодной", желание любви и страстей привело к пресыщению — "из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки извлекли". Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев.

И в романе «Герой нашего времени» идея личности является одной из основных. Главный герой произведения- Печорин, юноша, «современник» Лермонтова. Он не может понят как жить в меняющихся условиях общественного строя. Печорин понимает, что старые нравы этому миру не подходят, но в тоже время ему не под силу определить каким должен быть «герой» нового времени. Все это объясняет противоречивый характер героя.

Лермонтов тщетно пытается найти личность среди современников, и это заставляет его обратиться к истории. Высоко оценивая в людях честность, мужество, отвагу писатель восхищается героями Бородинского сражения.

Эх, были люди в наше время!

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри не вы!

Именно ушедшему поколению он приписывает лучшие качества достойные личности. «Наши предшественники патриотичны, духовно богаты, они имеют непоколебимую веру. Лермонтов призывает грядущее поколение брать пример с достойных личностей», - писал В.Г.Белинский.

Жизнь, по Лермонтову, не зависит от роковых обстоятельств, и человек должен творить ее самостоятельно. «Зависимость человека от социальной действительности не лишает его нравственных качеств»- писал он.

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов пытался донести до читателя основную мысль: в любое время человек должен оставаться верным моральным и нравственным ценностям, сохранять умение чувствовать. Ведь независимо от того, в какую сторону меняется мир, понятия любви, чести и героизма всегда остаются наиболее важными в человеческой жизни.

P.S. Ошибки и недочеты администрация сайта посчитала возможным оставить. Выпускники,: дерзайте! Правьте работу...

2. Сочинение Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"

Поэма "Мцыри" создана в поздний период творчества М.Ю. Лермонтова, в 1839 году. Исследователи считают ее одним из последних образцов романтической поэзии столетия.

Черты романтизма мы находим в сюжете произведения, названии, композиции, форме изложения (основная часть поэмы – монолог главного героя), образах и мотивах.

Одна из черт романтических произведений – экзотика. Название поэмы непривычно для слуха русского читателя. Оно вызывает в памяти воспоминания о дальних странах с незнакомой яркой природой, непривычным бытом людей. Грузинское слово "мцыри" имеет двойной смысл. Оно может переводиться как "неслужащий монах", но может и означать "пришелец", "странник".

Образ центрального героя таинственен, на это указывает и двойной смысл названия. Неясно, из какого народа Мцыри происходит, где именно находится его родина, при каких обстоятельствах он попал в плен, что стало с его семьей, в финале поэмы непонятно, отчего именно он умирает. Таинственность – не единственная черта Мцыри. Герой необычайно смел, ловок и умён, он умеет видеть прекрасное, выражать мысли эмоционально и образно. Мцыри чуждо смирение, и именно поэтому он не смог бы стать монахом. Изображается герой вольный, мятежный, который даже перед лицом смерти не просит о прощении, а рай и вечность готов променять "за несколько минут / Между крутых и темных скал", в краю, где он играл ребенком.

Для романтического сюжета характерны мотивы изгнания или побега. Из привычных мест герой отправляется в места необычные: в незнакомые страны, в дикий лес, в фантастичсексий мир.

У Лермонтова герой бежит в родные места. Далекая родина кажется ему идеальным пространством. Душа Мцыри стремится "в тот чудный мир тревог и битв". Противопоставление свободы и несвободы подчёркивает романтическое двоемирие: всю жизнь герой провел в плену и всю жизнь стремился к свободе, символом которой стали дальние горы, "…где в тучах прячутся скалы,/ где люди вольны, как орлы". Желание героя осуществляется: он на свободе. Однако добраться до далёкого дома ему не удаётся. Мир свободы в поэме – мир дикой природы. Многократно используя олицетворение, Лермонтов одушевляет этот удивительный мир. Перед читателем разворачиваются яркие картины Кавказских гор и лесов, бесконечно красивых и опасных. Неспособный выжить в этом вольном мире, герой оказался на краю гибели «… и в исступлении рыдал, / И грыз сырую грудь земли»… «Напрасно в бешенстве порой / Я рвал отчаянной рукой / Терновник, спутанный плющом: / Все лес был, вечный лес кругом…» Идеал, как во многих романтических произведениях, остался недостижимым.

Кульминация поэмы - сражение с барсом. Романтики внимательно относились к фольклору, собирали легенды, заимствовали из них мотивы, образы. Сюжет борьбы с диким зверем (как правило, с тигром) характерен для грузинского фольклора. В произведении этот сюжет выглядит как борьба человека со стихией, борьба, заведомо обреченная на поражение, но от этого не менее напряженная. Финал битвы подчёркивает исключительность героя. Мцыри делает невозможное. Он побеждает.

Мотив борьбы, характерный для романтизма, определяет и характер образных средств поэмы. Так, одним из самых распространенных приёмов выразительности является противопоставление, антитеза. Противопоставлены воля–неволя, земля–небо, родина–чужбина, прошлое–настоящее, старость–молодость, тьма–свет, а, в конечном итоге, жизнь и смерть. Герой не боится смерти: главное для него – вкусить жизни, прожить жизнь краткую, но яркую, запоминающуюся, несмотря на то, что приобщение к такой жизни может привести к гибели. В этом и смысл эпиграфа: "Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю".

Так в поэме «Мцыри» мы находим все черты романтического произведения. Исключительный герой оказывается в исключительных обстоятельствах, убежав от привычного обыденного мира. Противопоставлены мир монастыря, мир далёкого дома и мир дикой экзотической природы. Мятеж, нарушение запрета, стремление к воле, свободе – такие мотивы составляют основу поэмы.

Критики называют «Мцыри» эталоном романтизма. И для меня это поистине гениальное произведение стало ключом к пониманию многих авторов, в том числе и современных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: