Вальдорфская школа и специальное обучение

7 сентября 1919 г. в г. Штутгарте (Германия) для детей рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф - Астория» была открыта первая школа, идею и содержание деятельности которой предложил Р. Штайнер. Он же был и научным руководителем этой школы.

Штайнеровская педагогика по праву может быть отнесена се­годня к наиболее перспективным и успешно развивающимся на­правлениям мировой нетрадиционной педагогики. В настоящее время имеется свыше 600 штайнеровских школ в большинстве развитых стран мира, в том числе около 100 школ в России и странах СНГ.

8 вальдорфских детских садах и школах дети с отклонениями в развитии чувствуют себя комфортно, так как учебный процесс позволяет учитывать их особые образовательные потребности.

Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным от­ношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии. Принимая во внима­ние тот факт, что в нашей стране в последние годы все большее распространение приобретает система интегрированного обуче­ния, знакомство с содержанием образования в штайнеровской педагогике полезно для будущего учителя: пополнится арсенал педагогических средств для преодоления неуспеваемости детей, сглаживания отклонений в поведении и развитии.

Целью многих гуманистических педагогических систем являются воспитание гармоничной личности, сочетающей творческое мыш­ление, любовь и интерес к человеку, к миру, ответственность за себя и за окружающий мир. В штайнеровской педагогике для дос­тижения этой цели разработаны уникальные планы и методики, философски обоснованные в трудах Р. Штайнера, апробирован­ные в течение 80 лет работой вальдорфских школ и детских садов.

Вальдорфской школе присущи атмосфера тепла, искренности, взаимного уважения и доверия, отсутствие пристрастных сужде­ний со стороны учителя, отсутствие системы оценок как формы давления на учащихся, эмоциональная насыщенность учебного процесса.

Штайнеровская педагогика рассматривает человека не только как результат взаимодействия его генотипа и окружающей среды. Природное и общественное в человеке видится лишь как часть его целостной человеческой личности, деятельность которой опреде­ляется ее духовным, индивидуальным, человеческим Я.


В соответствии с этим воспитание и обучение в штайнеровской школе направлены на создание оптимальных условий для разви­тия человеческой индивидуальности в процессе ее собственной дея­тельности. Поэтому учебно-воспитательная работа направлена на три вида деятельности:

развитие мышления, результатом чего должно стать умение делать целостные обобщения и быть творческим;

формирование уравновешенной жизни чувства, что является не только основой для формирования способности здравой оценки себя и окружения, но и основой способности социально ориенти­рованного поведения;

развитие здоровой и сильной воли как основы способности к деятельности и самому действию.

Организация вальдорфской школы строится на следующих ос­новах:

организация дня в определенном ритме, причем утро как время наиболее благоприятное для интеллектуальной деятельности, от­водится соответствующим учебным предметам;

изложение учебного материала большими учебными периода­ми, «эпохами», что позволяет ученику «погружаться» в учебный материал,сосредоточиться на нем;

художественно-эстетические упражнения воспитывают волю, произнесенное слово воздействует на чувства;

принцип авторитета - один из серьезнейших в вальдорфской школе; дети подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие;

свобода и отсутствие страха, так как нет оценок, нет экзаме­нов; ребенка заставляет учиться его собственное желание.

В структуры вальдорфского образования входят школы с две­надцатилетним сроком обучения и детские сады, находящиеся, как правило, при школах. Со школами могут быть связаны груп­пы продленного дня, школа досуга, кружки, курсы и другие учре­ждения.

Для детей, достигших шестилетнего возраста, в школе есть подготовительный класс, который поддерживает развитие ранне­го детства.

В детском саду находятся дети 3-7 лет в разновозрастных группах. Основной путь обучения детей - через подражание, соз­дание ситуаций для сопереживания поступка, эмоционального переживания ребенком поступка-примера и соединения себя с по­ступком.

Ежедневная программа дошкольного образования включает разнообразные художественные занятия: письмо красками, рисо­вание, лепку, музыку, эвритмию («зримая речь», «зримый напев»), кукольный театр, постановки маленьких пьесок, рассказывание


сказок. Ребенку дается возможность свободно найти свои средст­ва для художественного самовыражения. Каждый день много времени отводится свободной игре, в которой дети используют игровой материал, способствующий развитию творческого нача­ла. Окончание подготовительного класса не является обязатель­ным условием для приема в вальдорфскую школу.

Основная ступень вальдорфской школы состоит из восьми учебных лет, которые охватывают период от школьной зрелости до завершения пубертата. Процессы формирования внутреннего мира ребенка требуют, чтобы в это время один учитель следовал за учеником, сопровождая его развитие подобно тому, как у нас один учитель работает с детьми в начальных классах.

Учебный план штайнеровской школы строится так, чтобы со­держание и методы обучения точно соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддержи­вает естественное развитие ребенка и воздействует на него тера­певтически.

При адаптации учебного плана штайнеровских школ принци­пиально важно главное - понимание закономерностей развития ребенка и построение обучения с их учетом.

В обучении детей с нарушениями слуха или интеллекта весьма значимо использование наглядных средств обучения. Штайнеров-ская педагогика также придает первостепенное значение в обуче­нии детей до пубертатного периода наглядности.

Вместе с тем, когда в штайнеровской педагогике говорят о на­глядности в обучении, имеют в виду не только чувственную на­глядность в виде картин, иллюстраций, рисунков, таблиц. Речь идет о наглядности духовного рода - образно-иносказательной, затрагивающей фантазию, чувства ребенка. Вальдорфская педа­гогика старается душевно-духовно оживить учебный материал, исходя при этом из того, что есть вещи, которые нельзя внешне сделать наглядными.

В младшем школьном возрасте реальность познается ребенком лишь в той мере, в какой зарождается внутреннее соприкоснове­ние с ней. А оно возникает благодаря живому и яркому повество­ванию, обращенному к воображению ребенка. Так, прежде чем приступить к обучению письму, особо занимаются развитием об­разного восприятия и навыков работы рук. Для этого существует специальный предмет - рисование форм. На нем учитель вместе с детьми, используя сюжеты игр или сказок, «прошагивает» по кон­туру основные геометрические фигуры большого размера, изо­браженные на полу (круг, прямая линия, спираль, треугольник и т.д.). После того как каждый ученик вместе с классом «проша­гает» ногами ту или иную фигуру, опишет ее в воздухе рукой, у


него возникает устойчивый образ этой фигуры. И только потом он переносит форму движения на бумагу. В результате подобной работы изображение формы на бумаге рождается как следствие собственного опыта, прожитого всем детским существом через соответствующее движение. Образное восприятие ребенка разви­вается по мере осознания формы движения. Такой подход к озна­комлению с геометрическим материалом эффективен и в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Сенсомоторное восприятие является хорошей основой для формирования после­дующих математических представлений о геометрических фигу­рах у этих детей.

К ребенку, который только формирует жизнь чувства, не стоит обращаться на языке абстрактных понятий. Он усвоит их поверх­ностно. Ребенок до переходного возраста вживается в изучаемый материал силами своего воображения и учится на конкретных примерах в процессе практической деятельности. Поэтому в штайнеровских школах широко пользуются методом образного обучения, что также важно при построении учебного процесса с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Семилетний ребенок вживается в иные по своему качеству учебные образы, чем ребе­нок четырнадцати лет.

При обучении чтению и письму учитываются индивидуальные особенности развития детей. Те дети, которые по тем или иным причинам не научились читать вместе со всеми к концу I класса, не должны чувствовать своего отставания. Для здоровья ребенка и будущей его взрослой жизни не имеет принципиального значе­ния, научился он читать к этому времени, как все, или нет, счита­ют педагоги штайнеровских школ. Ценностью более высокого порядка является утверждение в этом возрасте чувства неограни­ченного доверия к миру и чувства самоуважения.

Восьмиклассник вживается чувствами в то, что рассказывает учитель, который должен быть хорошим рассказчиком. Для изу­чения самого предмета механическое запоминание дат и цифр наизусть бессмысленно.

Пробуждающееся логическое мышление у девятиклассников требует упорной и напряженной тренировки. Молодой человек должен попытаться вначале сам объяснить то или иное событие, явление, сам придумать теорию. Затем учитель может рассказать о тех теориях, которые уже существуют в современной науке, и лучше, если их будет не одна, а несколько. Это соответствует ме­тодам современного научного познания, которым должны нау­читься школьники. Обучая их самому методу, педагоги учат уче­ников мыслить и не бояться пользоваться собственным мышлени­ем. Для человеческого мышления небезразлично, заучивает ли


человек наизусть готовую схему или теорему или сам пытается создавать и вырабатывать пусть неумелое и несовершенное, но свое собственное умозаключение.

Учебный план штайнеровской школы составляют так, чтобы в каждом классе и применительно к каждому изучаемому предмету во внимание принимался уровень развития сознания ребенка. Ме­тод обучения, таким образом, меняется в зависимости от возрас­тной группы школьников. В годы школьного обучения до возрас­та пубертата обучение обращается к чувствам ребенка и к его во­ображению. Начиная с переходного возраста, обучение созна­тельно развивает мыслительные способности подростка, школь­ника учат вести точные наблюдения и тренируют умение делать собственные умозаключения.

В штайнеровской школе существует требование индивидуаль­ного подхода к воспитанию ребенка. В контексте представлений о человеке, которыми пользуется штайнеровская педагогика, индивидуальность более сложна, чем перечень определенных человеческих качеств и их комбинаций в каждом человеке. В ее основе лежат представления о фундаментальных силах, которые ищут индивидуального неповторимого воплощения. Воспитание ребенка должно основываться на знании его типичных свойств, которые могут быть опорой для самовыражения индивидуаль­ности.

Большую роль в личностной направленности, в гуманизации образования играет искусство. Оно является универсальным сред­ством развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Искус­ство (живопись, лепка, танец, движения и речь, музыка), как осо­бая форма духовно-практической деятельности, представлено в штайнеровской школе на всех годах обучения.

В художественном обучении, считают педагоги штайнеровских школ, следует опасаться слишком интеллектуальных и односто­ронних упражнений. Занятия искусством целостно развивают че­ловеческую социальность, человеческие способности, если они не превращены в принудительный труд. Потребность в занятиях ис­кусством и музыкой живет во всех детях.

Обучение музыке и искусству рассматривается как содействие целостному детскому развитию, и только на втором плане стоит достижение технических результатов. Что касается одаренных детей (таких много, например, в сфере изобразительной, конст­руктивной деятельности среди глухих детей), то здесь важно не только то, насколько искусными музыкантами или художниками они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравнове­сить и сделать гармоничным процесс детского возрастного разви-


тия и в результате этого укрепить человеческую индивидуаль­ность ребенка.

В штайнеровской педагогике занятиям искусством и работе руками придается исключительно важное значение. Последняя особо много значит для развития мелкой моторики и, вторично, речи в коррекционной работе с детьми, имеющими любые откло­нения в развитии. С особой тщательностью исследуются вопросы:

какого качества искусство, в каких педагогических целях, в каком возрасте и как преподавать с тем, чтобы самым оптимальным способом поддерживать развитие ребенка. Музыка и искусство в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания. Заметим, что в стандарте школьного образо­вания глухих и слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия как вид коррекционно-развивающей деятельности пред­ставлены с подготовительного по V класс.

В заключение еще раз отметим, что сущность педагогического процесса штайнеровской школы не только в передаче взрослыми социального опыта детям, но и главным образом во всестороннем гармоничном развитии, соответствующем внутренним потребно­стям личности на различных возрастных этапах, направленном на свободное и творческое самоопределение индивидуальности. Это созвучно современному личностно-деятельностному подходу в отечественной общей и специальной педагогике. Даже отдельные элементы штайнеровской педагогики в работе с проблемными детьми помогают находить оригинальные пути в развитии инди­видуальности каждого ребенка, расширяя возможности его реа­билитации и социальной адаптации.

3.2.3. Кэмпхиллское движение '

Одним из интересных примеров организации жизни лиц с тя­желыми нарушениями развития, нуждающихся в особой помощи и поддержке, является применение вальдорфской педагогики для создания особых поселений - кэмпхиллских общин. Организация жизни общин основана на философии Р. Штайнера и предполага­ет проникновение в понимание сущности человеческой природы. Первое поселение в местечке Кэмпхилл и послужило отправной точкой для возникновения Кэмпхиллского движения, охвативше­го впоследствии более 20 стран мира и насчитывающего в на­стоящее время более 70 центров. Кэмпхиллское движение наиболее развито как организационная форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в Великобрита-

Материал предоставлен Л. И.Аксеновой.


нии и Ирландии. Аналоги кэмпхиллских общин появляются в по­следнее время и в России.

Цели и задачи кэмпхиллского движения реализуются:

в организации общин, жизнь которых основывается на при­знании христианства как необходимого элемента в устройстве и работе таких общин. Это выражается в соблюдении христианских праздников, охране окружающей среды и помощи ближнему;

в создании особого образа жизни, учитывающего нужды каж­дого. Отношение «персонал-клиент» меняется на отношения взаимопомощи во всех сферах повседневной жизни, включая при­готовление и принятие пищи, охрану окружающей среды, взаим­ную заботу;

в такой финансовой организации деятельности общины, когда работа и оплата за нее не связаны между собой. Заработной пла­ты нет, но материальные потребности каждого человека удовле­творяются.

Концептуальной основой кэмпхиллских общин является соз­дание определенного образа жизни для всех ее членов, что дает им возможность полностью реализовать свой потенциал на про­тяжении жизни в особом социальном окружении, в общении с природой, в хозяйственном труде и активном отдыхе. Кэмпхилл -это общины для людей (детей, подростков, молодых и пожи­лых), имеющих различные нарушения в развитии и трудности в социализации, живущих вместе с сотрудниками и их семьями и поддерживающих друг друга. Помогающий и нуждающийся в помощи живут рядом, учась друг у друга взаимопониманию. Основополагающим принципом жизни в общине является взаи­мопомощь, когда каждый ее член старается сделать все, что ему по силам для своего блага и блага своих товарищей. Для этого в разных общинах используются различные методы: организуются школы для детей, имеющих серьезные трудности в обучении;

создаются специальные учебные заведения для молодых людей, где они могут получить рабочую профессию в соответствии со своими возможностями; на основе взаимопомощи организуются поселения для взрослых, имеющих различные психические и фи­зические нарушения; основываются специальные деревни для хозяйственного труда взрослых и поселения для пожилых и не­трудоспособных, нуждающихся в уходе. В кэмпхиллских общи­нах и центрах стараются создать условия для удовлетворения специфических потребностей каждого проживающего в них на основе индивидуального дифференцированного подхода к его нуждам. Кэмпхиллские общины организуются и в отдаленной сельской местности, и в небольших городах, и в промышленных регионах.


Основными задачами организации подобных поселении явля­ются следующие:

создание условий для максимально независимой жизни (куль­турной, общественной, трудовой) для каждого члена общины;

организация ухода для лиц со значительными ограничениями жизнедеятельности (нетрудоспособных);

восстановление отношений с окружающей средой и достиже­ние лучшего понимания нужд людей, имеющих различные психо­физические нарушения;

организация труда для тех членов общины, которые в обычных условиях были бы безработными.

Кэмпхиллское движение, как одна из организационных форм социально-педагогической помощи лицам с ограниченными воз­можностями, получило признание во многих странах мира. Кэмп-хилл оказал значительное влияние на изменение общественного мнения в отношении людей с инвалидностью и на формирование государственной социальной политики западных стран по отно­шению к людям, относящимся к самой уязвимой категории насе­ления. Это направление в штайнеровской педагогике стало реаль­ным гуманистическим решением сложных жизненных затрудне­ний для многих семей, имеющих детей с отклонениями в психофи­зическом развитии, шансом полноценной жизни для многих лю­дей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: