Вальдорфская система обучения в Европе

Данная система обучения встречается в США, в Австрии, Германии, Швейцарии и некоторых других странах. Обучение напоминает школу Щетинина. Таких школ несколько сотен по Европе и США. Хотя оценки в этих школах и не выставляются, но их выпускники пользуются большим спросом в компаниях и легко поступают в университеты. Проверкой знаний является созданный проект или результат работы совместной учеников и преподавателей. (если нет оценок, то значит и нет «проигравших». Все в выигрыше.)

Что же лежит в основе вальдорфской системы обучения?

* возрастная ориентация учебного плана и методов обучения
принцип классного учителя ("для ребенка учитель много важнее предмета")
* традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса
* выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования (рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и др.)
* отмена системы отметок в баллах и второгодничества, установка на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями;
* "гигиена преподавания" - ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание "эпохами" - концентрация учебного материала, с целью его органического преподавания и восприятия

* преподавание двух иностранных языков с первого класса по особой методике (погружение в языковую стихию)

* еженедельные учительские конференции - как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом

* совместная работа учителей и родителей - повышение роли родителей в деятельности школы.

* особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей (т.н. вальдорфский интерьер).

Остановимся на некоторых положениях более подробно

Вальдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы - души, мысли, чувства, воли - ребенка составляют единое целое. Обучение должно воздействовать не только на голову, но на всего человека в целом. Интеллект - лишь одна из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию ребенка, к различным болезням. Р.Штайнер уже в начале ХХ века выступал против раннего интеллектуализма и ранней специализации в обучении (болевая точка современного российского образования). Учитель вальдорфской школы стремится не столько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства ученика, пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его.

Важной отличительной чертой педагогических воззрений Штайнера является его философский антропологический подход к обучению ребенка. В искусстве воспитания и обучения необходимо прежде всего глубокое знание человеческой природы. "Основная задача антропологии состоит в том, чтобы выявить то специфическое, что… определяет человека как человека (в отличие от бытия других живых существ). Т.о. педагогическая антропология рассматривает человека в его становлении в процессе воспитания и обучения.

Обучение построено на феноменологическом подходе, главный принцип которого "Не информация, а стремление к истине". Сначала мы учимся наблюдать какое-либо явление (действие с предметом, эксперимент, простое наблюдение), далее производим описание, зарисовки явления, и, наконец, находим закономерность и, осмысляя ее, формулируем закон.

Важные принцип обучения - "не вширь, а вглубь", когда концентрируются на узловых примерах и понятиях. Это экономический принцип преподавания, когда важно не количество рассмотренных явлений, а их характерность для каждой области. Познавательные способности детей активизируются, когда знания даются не в готовом виде, как в традиционной школе, а самостоятельно добываются, место фронтального опроса занимает диалог, работа в группах, обсуждение проблемы, мастерские, индивидуальная работа. Обучение, таким образом, носит проблемный характер, происходит развитие самостоятельного научного мышления.

Каждый учебный день в каждом классе начинается с т.н. "главного урока" (у нас - 1.40 мин.) В течение длительного времени (от 2-х до 4-х недель, в старших классах бывает и по 1-й неделе) содержание главного урока составляет какой-то один школьный предмет (история, физика, биология и т.д.). Материал выстраивается логично, концентрированно, углубленно - своего рода метод погружения [12].

Существуют также уроки упражнений: предметы, которые требуют постоянных упражнений - языки, математика, а также предметы эстетического цикла, физкультура, эвритмия (Эвритмия) - выстраиваются по недельному графику.

Вальдорфская педагогика имеет экологическую направленность, в широком смысле слова. Целостное представление о жизни природы, ее закономерностях формируется не только за счет знаний, но и через опыт переживания природных явлений.

Совмещая научный и художественный подход к явлениям действительности, учитель старается дополнить физическую картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением. Т.о. элементы искусства играют существенную роль в самом учебном процессе. (Рассказ учителя - законченный текст образного характера, оформление тетради эпохи по предмету, исполнение муз. произведений, связанных с преподаваемой темой, поэтическое воплощение явлений физического мира (астрономия, физика и поэзия, математика и гармония стихотворных ритмов и т.п.), рецитация (хоровое чтение различных текстов) и т.д.). (Творческие работы, Тетрадь эпохи)

В начале ХХ века Р.Штайнер почувствовал исходящую от все возрастающей индустриализации жизни опасность для духовного здоровья человека. Уже тогда дети, живущие в больших городах, не имели представления о человеческом труде в его первозданном значении. Сейчас - тем более. Как сажают, растят, собирают и пекут хлеб или цветы? Как строят дом или плетут корзины? Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Восстановить эти связи и пытается вальдорфская школа: один из главных принципов - связь с жизнью, установление соотношений между научными знаниями и жизненным опытом.. Поэтому столь большое внимание уделяется практикам: садоводческой, лесоводческой, сельскохозяйственной, социальной, ремесленной (см. страничку " Проекты. Походы. Практики").

Обучение в школе носит творческий, поисковый характер как со стороны учеников, так и (прежде всего!) со стороны учителя (Коллегия). До 7-8 кл., классный учитель (т.е. основной учитель этого класса, его классный руководитель, организатор, воспитатель и т.д.) ведет по возможности большинство предметов.

Именно этот человек воплощает собой гармоничное совмещение и соединений разных дисциплин (Дерево знаний), осуществляет собирание потоков информации, интегрирует живопись, письмо, музыку, эвритмию и др. в ярком образе своего урока. Классный учитель досконально знает детей своего класса, поэтому может учитывать особенности восприятия того или иного ребенка, наблюдая его в течение дня на разных предметах и в разной деятельности. Это очень сложно для одного человека, но дает эффект, не достигаемый в рамках предметного обучения обычной школе, когда ребенок, учитель и предмет отчуждены друг от друга.

Вальдорфская школа - это прежде всего гуманная школа, "школа в интересах ребенка", когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. Т.е. здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. Это отличает вальдорфскую школу от традиционной государственной, которая во многом напоминает учреждение, цель которого выдача информации и контроль- оценка результата усвояемости этой информации; здесь процветает конкуренция достижений, соревновательный дух, селекция. В такой ситуации говорить об интересе и стремлении к учебе не приходится.

"Школа в интересах ребенка" - это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: "Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!" Задача такой школы: открыть ребенку мир науки и искусства таким образом, чтобы, повзрослев, он хотел читать Достоевского и Пушкина, стремился воспринимать музыку Моцарта, картины Рембрандта и не отвергал Шнитке и авангард
научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои поступки
проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению и образу жизни, вероисповеданию - то есть воспитать внутренне свободного человека

***

—Привет Амазонка! Тебя не узнать! Красива как Ангел Весны!

—Спасибо за комплимент. Начала делать упражнения. Интересные ощущения бывают. Мне иногда кажется, что я читать мысли могу. Чем ты занимался вчера утром?

—Гулял по лесу.

—И о чем думал?

—О разном.

—Мне показалось, что тебе было грустно.

—Бывает.

—Я тебя хотела спросить. Мама говорит: «гениями не становятся. Гениями рождаются». Как рождаются гении? Я вчера весь вечер думала над этим. И вообще я стала чаще задумываться над происходящим вокруг. Знаешь, вокруг столько глупости, что иногда хочется крикнуть «Люди, как вы здесь живете?!» И еще.. я стала чувствовать агрессию. Очень обидно бывает, когда тебя не понимают, а я объяснить не могу.

—Я понимаю. Люди так привыкли к злу, как к тьме, что не видят света. А если видят свет, то не верят ему. Талантливые люди все воспринимают острее, так как талант это чувствительность. Понижая чувствительность к миру и Богу, человек теряет свои способности. Он просто перестает быть человеком. И становится иным существом. А настоящий человек чувствует ярче и острее. Когда у человека не хватает энергии, то у него словно оголены нервы. Зло воспринимается сильнее, больнее. Но и добро он чувствует и красоту ярче.

—Я это заметила. Я словно вижу мир по-новому. Я раньше не замечала, как красив и очарователен рассвет, как чарующе поют птицы по утрам. Теперь я чувствую это. И мне хочется самой петь. Радоваться и танцевать вместе с утром.

—Ты проснулась юная богиня. Поэтому всё так ярче чувствуешь. Также и влюбленные. Влюбленные и дети всё чувствуют острее. Потому что они ближе к Богу.

—Я стала замечать Любовь. Раньше я не замечала. Теперь я всегда вижу, если люди любят друг друга- их глаза светятся теплом. Это нельзя не чувствовать. Даже если они стараются это скрыть. Странно люди устроили мир - любви чувства приходится скрывать, а жестокость выставляется напоказ. Я начинаю понимать, почему ты так стремишься изменить мир.

—Да. Мне иногда невыносимо в нем жить. Впрочем, тоже испытывают дети и подростки.

—Почему?

—Трудный возраст. Так удобно придумали называть время, когда ребенок чувствует, что может сам размышлять и сам влиять на свою судьбу. У кого-то этот возраст в 15 лет, у кого-то в 5 лет. Дети индиго с детства умеют это делать. У кого-то способность думать о своей жизни не наступает никогда. Но это выбор человека. Дурак это человек, который не хочет развиваться и отвечать за свою жизнь. В коммунальной квартире у человека закрывается чувствительность. У каждого человека свой ритм. В природе под этот ритм подстраиваются цветы и деревья возле твоего дома. А в сером бетонном городе этого нет. Наоборот постоянно на человека воздействуют иные нечеловеческие и неживые ритмы. Многие конфликты в доме бывают из-за того, что разные ритмы у людей. Вот и идет конфликт биоритмов. На природе растения бы гасили негативные колебания, защищали бы людей от темных мыслей. Живое может сглаживать нарушения в ритмах и уменьшать ссоры. Хотя все зависит опять от чистоты помыслов. Всё живое реагирует на доброе отношение. А у детей еще не закрыты каналы общения с миром и нервы чувствительны. Они больше всего и реагируют на несправедливость мира. Потому и бунтуют. А их в ответ «ломают». Так в США, например, если ребенок начинает бунтовать, то им прописывают таблетки. Только состав таблеток для понижения гиперактивности близок к наркотикам. Так система образования и медицины защищает себя от ярких личностей. Ребенок становится сонливым-это называется вылечить ребенка. Так вот, когда человек осмысливает жизнь вокруг, то замечает свою беззащитность внутри города. Никто не уверен в своем будущем. А чем талантливее человек, тем выше чувствительность к окружающим событиям. У детей еще открыты нервы и они особенно чувствуют свою незащищенность. Оттуда эти жалобные песни подростков. Надо иной мир строить, чтобы не было зла. Но людей приучают, что зло было всегда и что это норма жизни. И когда человек с этим смиряется, то он «ломается». Отныне он раб. Знаешь, я вырос не в идеальной семье. Меня били, но из этих уроков я вынес только то, что так поступать нельзя и никогда так не буду делать в своей семье. И поэтому всегда в конфликтной ситуации искал иной выход, чем драка. Но иногда только силой можно остановить силу. В тех случаях, когда человек нарушает права другого ради своих каких-то целей. Неважно каких. Но как говорят: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Вообще в жизни не бывает двух одинаковых случаев и двух одинаковых людей. А тем более при несчастьях. Лев Толстой как-то заметил: «все счастливые семьи похожи друг на друга. Все несчастные семьи разные» и это верно. Принципы Любви и Согласия одинаковы для всех. Для любых народов и племен. Так же как одинаково строение здорового тела человека. А болезни они всегда разные. Поэтому и в несчастье каждый раз надо находить индивидуальный путь к счастью. Да и задумайся: НЕСЧАСТЬЕ. Значит ты оторван от мира, от Вселенной. Ты обособлен. Ты один. Значит, ты разорвал ту связь, которая связывает тебя с миром Бога. И тут каждый раз нужно найти уникальный метод восстановления этой живой связи.

—Значит грубость это символ глупости?

—Да. Ведь это означает грубость нервов и неспособность чувствовать чужую боль. Говорят, есть три уровня чувствительности: когда больно тебе, когда тебя ударят. Когда больно, когда тебя оскорбят. И когда тебе больно, когда ударят другого или оскорбят другого. Талантливые люди имеют все три уровня чувствительности. Но свою боль можно отключить. А вот боль за другого человека отключить невозможно. Если отключишь, то значит ты уже не человек. Кто-то иной, но уже не Человек.

—И как же отключают боль? Свою боль.

—Можно отключая нервы, если твоя скорость мысли позволяет их видеть. Или просто представляя что-то хорошее. Хорошее вытесняет боль.

—А как же быть, если родители плохо относятся к ребенку, а он их любит.

—Я как-то размышлял о том, как относиться к родителям. И пришел к выводу, что если ты родился здесь и в этой семье, значит это не зря.

—Так Бог решил?

—Нет. Ты сам. Мне кажется, когда родители задумываются о ребенке и придумывают ее или его имя и характер, то та душа, которой нравятся эти родители и кто подходит под этот образ, та и воплощается в ребенке.

—Если ребенок желанный. А если случайный? Не всегда родители думают о детях.

—Жаль. Тогда, получается «пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю» что. Может поэтому и существуют проблемы детей и родителей, что не задумываются о том, какой хотят видеть дочь или сына. Получается, тогда и сын или дочь рождаются те, которые сами выбрали родителей. Но родители в этом не участвовали. Односторонний выбор получается. Но все равно выбор.

—А если меня выберет в качестве мамы бывший преступник? В прошлой жизни.

—Вот поэтому и нужно бы заранее думать о том, какого сына или дочь ты хочешь?

—А если уже получилось?

—Я думаю, что все имеют права заново пробовать в этой жизни. Тогда надо верить, что сын и дочь вырастут прекрасными людьми, самостоятельными и все для этого делать. Светлая мысль сильнее.

—Тогда становится ясным непонимание родителей и детей. Ну а как же если родился ребенок от насильника? Он может не хочет таких родителей. И вообще в чем смысл жизни его, если он так появился на свет?

—Тогда можно сменить родителей после рождения?

—Как это?

—Сменить гены. Они же подчиняются мысли. Об этом мастера цигун знают. Но еще раньше знали русские волхвы. Для этого обряд был у волхвов. Только это в крайних случаях использовалось. Когда действительно ребенок сознательно хотел сменить родителей.

—Тогда зачем же душа выбрала их? Этих родителей?

—А может это был единственный способ встретить свою половинку?

—А если конфликты в семье? Если не настолько все плохо?

—Может тогда надо своим образом жизни показать пример. Что можно жить в любви и согласии.

–А если ради этого придется уйти из семьи? Если родители не хотят так жить?

–Мне кажется, что каждый в ответе за себя. И поэтому предавать свои принципы и мечты даже ради любимых я бы не стал. Да и что это за любящий тебя человек, который не интересуется тобой и твоими мечтами? Если любишь, то проявляешь внимание и заботу, слушаешь внимательно своего любимого.

–Значит, ты думаешь, что дети рождаются сознательно? И сами выбирают родителей?

—Да. И время и место рождения.

—Значит, они могут исправить ошибки родителей?

—Я долго думал над этим и пришел к выводу, что ошибку, а точнее мысль, которая привела к ошибке, эту мысль может исправить только тот, кто ее создал. Но вот последствия этой ошибки могут быть исправлены другим человеком.

—Я подумаю над твоими словами. Если ты прав, понятно становится многое в жизни. Даже смена пола людьми. Просто их родители неправильно думали о рождении ребенка… И значит не только я такая чувствительная. Ты так же чувствуешь боль людей и их мысли. Как я. И ты прав насчет мыслей людей, которые создают свое особое поле. Я слышала мысли тех, кто играет в компьютерные войны. В них агрессия и отчаяние. У игроков свое поле мыслей. И это поле агрессивно. И тем агрессивнее, чем их больше. Они это не понимают… их души захватывают войны. Я видела мысли тех, кто смотрит фильмы с насилием. Это ужасно.

—Ты права. Если ты видишь мысли, то это здорово и ужасно одновременно.

—Почему?

—Теперь тебе будет сложнее в обществе. Ты не сможешь находится в плохих коллективах людей, где агрессия. Ты должна будешь или изменить ситуацию или уйти.

—Как ты?

—Да. Но у тебя есть знания и ты здорова. Здоровье это как раз способность влиять на ситуацию вокруг и оставаться самим собой. Это зависит от энергии мысли, от веры в себя, от твоего здоровья. Но, ты сможешь менять мир вокруг себя. Я знаю и верю в тебя.

—Ты уверен?

—Да. В тебе энергии как в ребенке. А ребенок любого воспитателя замучает своей неуемной энергией.

—Да. Я поняла, почему иногда учителя и воспитателя не любят детей и их шалости.

—И почему же?

—Они просто не успевают за мыслями детей. Они просто «тормозят». И поняла, почему часто плачут дети. Я просто наблюдала. Им скучно.

–Верно. Им не хватает информации. Ребенок впитывает информацию как «губка». На природе каждый миг наполнен живой информацией Вселенной. Каждый миг мир меняется и живет. А в искусственных условиях этого нет. Поэтому скучно становятся детям. И тогда они стремятся заменить природную информацию на искусственную, и они уходят в мир компьютеров, рекламы, искусственных игр и удовольствий.

—Например, в мир наркотиков.

—Да. Как говорила моя мама: «Ум без работы –мастерская для дьявола!» Где нет движения мысли и развития, там скучно. Человек рожден для творчества и счастья в любви. Иначе он несчастлив. У меня к тебе просьба.

—Да. Помогу, чем могу.

—Я уезжаю на время. Проведи пару дней мой кружок волшебников.

—Ты думаешь, у меня получится?

—Конечно. Если очень сильно хотеть и стараться, то обязательно выйдет!

—Хорошо. А ты далеко?

—Нет, на пару дней.

—Это не связано с твоим настроением вчера?

—Что?

—Мне показалось: ты думал о смерти. Я не подглядывала. Просто я попробовала видеть на расстоянии лучиком, как Анастасия.

—Это просто грусть. Обещаю, что не буду думать о смерти больше. Значит, она не коснется меня.

—Это связано с опасностью?

—Нет и да. Ты знаешь уже о счастливых случайностях. Но это половина правды. Вторая часть правды, что бывают несчастливые случайности. Но волхвы чувствуют это. Кто предупрежден, тот вооружен!

–Научи меня, о чем надо думать перед смертью. На всякий случай.

–Что за мысли? Воевать тебе не придется.

—Подожди. Поняла: когда умираешь, то представляешь, где хочешь оказаться и кем родиться вновь. Можно представить, что устремляешься к своей звезде и оттуда ждать своего рождения. Можно даже помогать своим детям или друзьям. Правильно?

–Да. А еще можно отправиться в определенное место или к определенному человеку. Например, чтобы помочь ему. Душой можно управлять, как и своей мыслью. Но ты далеко продвинулась в обучении.

—Стараюсь. Теперь от меня сложно скрыть мысли.

—Да уж, научил на свою голову.

—Что?

—Это я так. Сестру в детстве учил отстаивать свое мнение. Когда она однажды резко со мной спорила, то я пожалел об этом. Подумал: «Научил кусаться на свою голову!»

—Теперь от меня мой муж ничего не скроет. Будущий муж.

—Как он мне будет благодарен за это.

—Да. Наверное. Где только такого умного найти? Нравится тут парень один. Но родители «против». Что думаешь?

—Меня бы это не остановило, как и наличие соперника. Ведь жить то тебе и детей растить, а не родителям. Да и Бог на твоей стороне.

—В смысле?

—Бог дал свободу человеку: никто не вправе без желания человека его судьбу менять. Даже родители.

—Слышала бы тебя моя мама.

—Ну, меня, зато мой отец слышал. Свою независимость я отстоял. Хотя он тоже был против полной свободы. Так что решать тебе. За любовь иногда приходится бороться. И иногда рискуя жизнью.

—А если это не моя половинка? И вообще есть ли она единственная половинка? А вдруг нет?

—Ты хочешь, чтобы я логически это доказал?

—А ты можешь?

—Попробую. Есть такое понятие: доказательство от обратного. Допустим, единственной половинки нет. И про любовь все это бред, что автор написал. Тогда никто не уверен в своем будущем. Будет ли он счастлив, найдет ли свою любовь. Встретит ли он вообще свою любовь? Разве Бог был так жесток, чтобы поставить своих детей в такие условия?

—Разные родители бывают.

—Но любящий родитель так не сделает?

—Так. Ты хочешь сказать, что из любви бог создал каждому свою половинку. Но тогда почему женщин больше, чем мужчин?

—Где?

—По статистике.

—Черчилль сказал: есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Поэтому, когда учителей заставляют писать отчеты, то я думаю, что это просто глупость. Так как никто правдивых отчетов не дает. Только дураки. Умные пишут «липовые» отчеты. Значит это просто для того, чтобы дать работу и зарплату чиновникам от образования и заказы на бумагу для бумажных комбинатов. По статистике это у нас женщин больше. Но в Азии женщины умирают раньше мужчин и чаще. И потом это следствие того, что люди разучились по желанию своему регулировать пол ребенка. Раньше это могли, поэтому дисгармонии не было.

—Хорошо. Но как узнать, что это он? мой единственный.

—Только сердце подскажет. Это нужно почувствовать.

—А если нет единственной половинки? Не родилась.

—Родится, значит по твоему зову мысли.

—Когда я состарюсь.

—Знания ведической культуры позволяют долго молодость и красоту хранить. А разве ты не готова подождать единственного ради счастья двоих?

—Хорошо. А ты сказал, что докажешь логически, что у каждого своя половинка. Доказывай.

–Хорошо. Допустим, что союз случаен и выбор тоже. Или рационален. Не важно. Важно, что нет единственного милого образа. Но это значит, что в любой момент союз такой может распасться. В любой момент муж или жена увидят более красивую или юного и могут уйти?

—Так бывает.

—Вот и я о том. Тогда никто не может быть уверен в будущем.

—Американцы говорят: «Гарантированы лишь смерть и налоги»

—Налоги русские предприниматели научились обходить. И потом их можно регулировать через Думу. А смерти нет- есть вечная жизнь души. Но что эта за жизнь без вечной любви и без веры в будущее?

—Да. Скучновато будет. Особенно если дети родятся.

—Значит, ты не хочешь ситуации, когда ты вышла замуж и не знаешь: завтра муж вернется домой или пойдет искать другую?

—Нет. Конечно.

—Тогда зачем создаешь ее мыслью неверием своей половинке? Бог тоже не хотел такого мира без будущего. Поэтому с самого начала у каждого есть своя половинка. Только много перепуталось за последние двести веков. Вот и сложности оттуда.

—Ты убедил. Лучше верить в вечную любовь, чем вечно бояться, что твой любимый от тебя уйдет. Во всяком случае, психологически легче.

–А Бог хитроумен, но не коварен. Он кстати, и может подсказать, что это твоя половинка, или сама энергия Любви. Ей то лучше видно. Она с самого начала времен.

—А ты спрашивал?

—Да. Когда я подумал, что люблю девушку, которую почти невозможно достичь, но я привык достигать невозможных вершин и поэтому не сдамся, то с неба упала звезда, и я успел загадать желание.

—Какое?

—Чтобы она полюбила меня.

—Он сбылось?

—Не знаю. Может уже да. А может еще нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: