Основные категории специальной педагогики
Категория
| Определение
|
Лицо с ограниченными возможностями здоровья
| Лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования
|
Аномальные дети
| Дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития
|
Дефект
| Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка
|
Коррекция
| Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей
|
Компенсация
| Замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма
|
Реабилитация
| Система психолого-медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей
|
Коррекционно-педагогическая работа
| Система педагогических мероприятий, направленная на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития аномальных детей
|
Адаптация социальная
| Реализация своих возможностей для полноценной жизни в обществе
|
Специальное образование
| Дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия
|
Актуальные проблемы специального образования
Формулировка проблемы
| Пути решения
|
Отсутствие правовой основы специального образования лиц с нарушениями в развитии
| Создание и утверждение Закона «О специальном образовании»
|
Позднее начало оказания специальной (коррекционной) помощи большей части нуждающихся в ней
| Создание системы ранней дифференциальной диагностики отклонений в развитии
|
Наличие «пограничных» состояний и вытекающие отсюда ошибки при дифференциальной диагностике и неправильное определение рекомендуемого типа обучения
| Уточнение классификации нарушений психофизического развития детей и совершенствование тактики и методов дифференциальной диагностики
|
Преобладание сегрегационного (изолированного) типа обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии
| Развитие системы интегрированного обучения детей с нарушениями развития
|
Разобщенность государственных структур, оказывающих помощь лицам с отклонениями в развитии
| Создание единой целостной и гибкой системы оказания помощи лицам с отклонениями в развитии
|
Низкий уровень разработки и реализации профессионального обучения лиц с отклонениями в развитии
| Расширение и совершенствование системы профессионального обучения лиц с отклонениями в развитии
|