Впервые применил термин коррекция в отечественной дефектологии Кащенко.
Компенсация - процесс возмещения нарушенной или утраченной функции. А коррекция - это деятельность по исправлению особенностей психического развития. Можно сказать, что коррекция относится к внешним воздействиям. Компенсация все же протекает внутри.
Базовые задачи коррекции психического развития:
1. Собственно коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка.
2. Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.
За счет чего осуществляется коррекция? Теоретическая основа коррекции - это принцип прижизненного формирования основных психологических структур в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного опыта.
Базовые принципы коррекции в детском возрасте:
1. Принцип системности коррекционных профилактических, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики. Перед тем как ребенка корректировать нам для начала нужно предварительно продиагностировать ребенка, а так же и после коррекции, чтобы выявить результат.
3. Принцип приоритетности каузального типа. Более эффективно исправление причины.
4. Деятельностный принцип коррекции. Определяет тактику проведения коррекционной работы
5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Использование разных методик для исправления одной функции.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно использование программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
10. Принцип учета объема и степени разнообразия материалов.
11. Принцип учета эмоциональной сложности материалов.
12. Принцип педагогического оптимизма.