Тема 6. Искусство речи при проведении правового и экологического воспитания граждан

Под экологическим воспитанием понимается формирование экологической культуры во всех видах человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

С каждым годом загрязняются всё больше воздух, вода, почва. И это, в итоге, не может не сказываться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Стоит вопрос не только о будущем страны, но и о человеческой цивилизации вообще. Конечно, современный человек никогда не откажется от благ цивилизации, удобного транспорта, промышленной деятельности, разработки полезных ископаемых и природных ресурсов. Следовательно, человечеству приходиться задаваться вопросом, как сохранить безопасную для здоровья среду обитания, какие принимать меры, которые бы ослабили вред, приносимый окружающей среде. Воспитание граждан с современным экологическим мышлением и экологической культурой важно начинать с самого раннего детства. Правильное экологическое воспитание школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Цель экологического воспитания обучающихся, воспитанников школы-интерната– формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.

Задачи экологического воспитания:

• Образовательные - формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;

• Воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;

• Развивающие – развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья.

Большая коммуникативная нагрузка лежит на юристах, работающих в органах внутренних дел. К ним относятся сле­дователи, сотрудники оперативно-розыскных служб, работ­ники административных служб.

Сотрудники служб и подразделений органов внутренних дел наряду с правоохранительной деятельностью выполня­ют управленческие функции, функции по руководству под­разделениями, аппаратами и службами, осуществляют пра­вовое воспитание населения.

Таким образом, юристу по роду своей деятельности при­ходится не только оперировать законом, но и разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Поэтому он должен быть «профессиональным коммуникантом», т. е. уметь активно использовать специальные приемы воздей­ствия на людей, позволяющие ему достигнуть коммуника­тивной цели с меньшими временными и энергетическими потерями. Чем выше уровень межличностного обще­ния юриста, тем эффективнее решает он многие професси­ональные задачи.

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «об­щение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение — это очень сложный процесс взаимо­действия людей. Это объясняется полисистемностью и многогранностью само­го явления.

Проблемами общения занимаются представители раз­ных наук — философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение.

Понятие «общение» приобрело междисциплинарный ха­рактер.

Отметим, что наряду с термином общение широкое рас­пространение получило слово коммуникация. Чаще всего они используются как синонимы. Приведем словарную ста­тью из «Лингвистического энциклопедического словаря»:

Коммуникация (лат. communicatio, от communico— делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д. — специфическая форма взаимо­действия людей в процессе их познавательно-трудовой дея­тельности.

В последнее время в научной литературе делаются по­пытки развести смысл терминов общение и коммуникация (например, теория коммуникации = теория связи = теория передачи информации по каналу связи), однако общепри­нятого мнения по данному вопросу не существует. В нашей книге эти слова употребляются как синонимы.

Психологи определяют общение как сложный многопла­новый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной дея­тельности и включающий в себя обмен информацией, вы­работку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Рассматривая общение как самостоятельный процесс взаимодействия с целью реализации других видов деятель­ности, исследователи выделяют основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и переда­ча информации);

2) регулятивно-коммуникативную (взаимная корректи­ровка действий в процессе совместной деятельности);

3) аффективно-коммуникативную (передача эмоцио­нального отношения).

Много внимания в научной и методической литературе уделяется проблемам делового общения, которое занимает значительное место в жизни многих людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с выполнением должностных и служебных обязанностей, с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, заключени­ем договоров, принятием решений, оформлением докумен­тов и т. д.

Деловое общение — это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предмет­ной деятельности: производственной, управленческой, на­учной, коммерческой и т. д.

В этом определении подчеркивается цель делового об­щения — организация плодотворного сотрудничества, а также отмечается, что оно неразрывно связано с самыми разными сферами деятельности людей. Следует иметь в виду, что участники делового общения — это, как правило, официальные, должностные лица, исполняющие свои слу­жебные обязанности.

Исследователи анализируют различные виды делового общения, описывают его специфические особенности. Назовем основные из них, которые характерны также и для общения в сфере юридической деятельности.

Прежде всего, это регламентированность, т. е. подчине­ние установленным правилам и ограничениям. В деловом общении существуют принятые стандарты поведения, ко­торые определяются должностными правами и обязаннос­тями работника, традициями данного коллектива, видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культур­ными обычаями.

Регламентированность предполагает соблюдение дело­вого этикета, отражающего накопленный опыт, нравствен­ные установки и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время беседы, переговоров, на приеме, за столом; предписывает, как пользоваться визитными карточками, вести деловую пере­писку и т. д. Большое внимание в этикете уделяется внеш­нему виду деловых людей, их одежде, умению управлять отрицательными и положительными эмоциями, манере разговаривать.

Этот стереоэффект, сопровождающийся своеобразным «органным» звучанием повторяемых стержневых мыслей, до­водов, возникает благодаря следующим приемам, при помо­щи которых эти доводы, мысли обретают новую словесную форму, которая субъективно воспринимается слушателями как приятные для слуха, изящные словесные обороты:

1) повторение одного и того же факта или суждения дру­гими словами-синонимами, что позволяет избежать тавтологии и в то же время дает возможность исполь­зовать все убеждающие свойства повторения — при­влечение внимания к доказываемой мысли, облег­чение понимания и усвоения знаний, закрепление информации в памяти;

2) ключевое слово повторяется несколько раз, но не под­ряд, а на некотором текстовом расстоянии. При по­вторе слово либо меняет число или падеж, либо ста­новится другим членом предложения;

3) повторяющиеся слова или словосочетания меняют­ся местами: второе ставится на место первого, а пер­вое на место второго;

4) повторение отдельных слов или оборотов в начале частей, из которых состоит текст;

5) повторение отдельных слов или оборотов в конце ча­стей, из которых состоит текст.

Рефрейминг - процедуры переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных психических шаблонов.

В литературе по НЛП отмечается, что исполь­зование рефрейминга позволяет:

— очень быстро менять смысл фразы, делая так, что у человека возникает еще одно видение ситуации или отношение к ней;

— изменять восприятия, негативное заменять на по­зитивное;

— переключить внимание человека и направить его мышление в совершенно новую сторону;

— обратить внимание на несколько иной и особый смысл привычного, а иногда показать его уникальность, чтобы даже «невзрачная» картина стала очень привлекательной в рамках данного контекста;

— обнаружить позитивный смысл, который лежит в основе того или иного убеждения человека, его проблемного поведения;

— легко и изящно изменять представление и мнение человека о той или иной ситуации, делая недоста­ток преимуществом; таким образом всегда можно даже самую тяжелую, безнадежную и отвратитель­ную ситуацию показать с выгодной стороны, сделать ее выигрышной;

— выходить за рамки привычных представлений, нахо­дя и предлагая что-то новое;

— понимать опыт под иным углом зрения, придавать ему иное значение.

С учетом этих «магических» эффектов, в основе которых лежит словесное «переодевание» содержания высказывания, языковое переопределение смысла конкретной ситуации, проблемы, события, явления, факта, их значения в опреде­ленном контексте, в НЛП различные приемы рефрейминга называются «фокусами языка» или «ловкостью уст».

Лежащие в основе этих видов рефрейминга языковые средства, механизмы и основанные на них «фокусы языка», языковые «трюки», уловки, при помощи ко­торых искусные ораторы нейролингвистически скло­няют присяжных заседателей и председательству­ющего судью к своему мнению, программируют их сознание и поведение.

В литературе по НЛП различают два вида рефрейминга — рефрейминг содержания (содержательный, или смысло­вой, рефрейминг) и рефрейминг контекста (или контекст­ный рефрейминг).

Содержательный рефрейминг заключается в изменении точки зрения на реальность путем переопределения содер­жания (смысла) одной и той же ситуации, проблемы, собы­тия, явления, факта, обстоятельства.

Контекстный рефрейминг заключается в том, что опре­деленному явлению, событию, факту, ситуации (чаще всего негативно переживаемому поведению или свойству) при­дается другое значение путем помещения его — чаще всего вербально — в такой контекст, в котором он выполняет по­зитивную функцию

В зависимости от языковых средств и механизмов вари­ативной интерпретации действительности, которые исполь­зуются судебными ораторами для освещения в выгодном для них свете (с позиции обвинения или защиты) фактических обстоятельств дела, в том числе «проблемного поведения» подсудимого и потерпевшего, рефрейминг можно условно разделить на следующие виды:

— основанный на изменении контекста (его сущность уже рассмотрена выше);

— основанный на варьировании степени подробности описания фактических обстоятельств дела;

— основанный на риторических вопросах;

— основанный на общих положениях;

— основанный на метафорах;

— основанный на значимом языковом варьировании;

основанный на «оживлении» неодушевленных предметов.

4. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И ИХ РЕШЕНИЕ

Основные этапы в развитии искусства судебной речи.

3. Преподаватель информирует студентов о цели проведения практического занятия.

Дать понятие судебной речи, отличия ее от других форм речи, знать историю развития ораторского искусства, личности знаменитых ораторов Греции, Рима, России, царской и современной.

Порядок обсуждения вопросов плана может быть самый разнообразный. Он зависит от формы семинара (дискуссия, реферативно­докладной форме, групповое обсуждение,....) и тех целей, которые ставятся перед данным занятием. В наиболее общей схеме его можно представить в такой последовательности:

1. Выступление по основным вопросам.

2. Вопросы к выступающему.

3. Анализ теоретических и методических достоинств и недостатков основного выступающего.

4. Дополнения и замечания по выступлению.

5. Заключительный ответ основного выступающего в связи с замечаниями и дополнениями товарищей.

6. Заключение преподавателя.

План семинарского занятия 1 Вступительное слово

1. Понятие судебной речи, ее место в деятельности юриста.

3. «Ораторы Др. Греции и Рима»;

4. «Ораторы царской России».

Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала. На первом этапе группового обсуждения перед студентами ставится проблема, выделяется

определенное время, в течение которого студенты должны подготовить аргументированный развернутый ответ. Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения: задавать

определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 10 ошибок); ввести алгоритм выработки общего мнения; назначить лидера (докладчик, выступаюший на семинаре), руководящего ходом группового обсуждения и др. На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.

В самом начале семинара или в ходе осуществления группового обсуждения преподавателю желательно устроить блиц-опрос по ключевым определениям и терминам. Далее осуществляется групповое обсуждение, побуждающее студента к формированию навыка осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры и вырабатывается способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; осознать социальную значимость своей будущей профессии аргументированных ответов на вопросы преподавателя или на вопросы студентов. Важно побуждать студентов к выводам и резюмированию своих ответов.

Учебная дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д., равноправное обсуждение преподавателем и студентом проблем самого различного характера. Ситуации спора, учебные дискуссии преподаватели создают на семинарах, предлагая студентам высказать свое мнение по тому или иному вопросу, обосновывать ту или иную точку зрения. Важное значение для вызова ситуации спора или дискуссии имеют вопросы типа: «А кто думает иначе?», «Есть ли другое мнение?». Такой прием нередко вызывает спор. Студенты невольно разделяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так дискуссия выступает в форме метода стимулирования интереса к учению.

Реферативно-докладной форме семинара - первыми получают слово по каждому вопросу плана ранее намеченные докладчики, а при развернутой беседе - желающие выступить или студенты, которых ранее наметил у себя в рабочем плане преподаватель.

Таким образом, и при таком способе проведения семинара принцип добровольности должен сочетаться с обязательными вызовами.

Преподаватель вправе выбирать по форму проведения семинарское занятие.

4. После чего проводится оценка продемонстрированных знаний, способностей, навыков, умений и компетенций.

В конце семинара, подводя итоги, преподаватель должен оценить уровень обсуждения вопросов в целом, подчеркнуть существо обсуждаемых проблем, их теоретическое и практическое значение, углубить то, что по его мнению, освещено недостаточно весомо, охарактеризовать и оценить сильные и слабые стороны выступлений, выявив слабые стороны подготовки, дать рекомендации по оптимизации организации самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения:

1.Что такое судебная речь?

5. Каково место судебной речи в деятельности юриста?

6. Важна ли судебная речь в повседневной жизни?

7. Каково место речи в деловом общении?

8. Известны ли вам барьеры в общении? Каковы приемы их преодоления?

9. Какие вам известны распространенные ошибки в повседневной речи?

10. Кто такой оратор? Основные черты оратора?

11. Когда зародилась судебная речь? Кого считать ее основоположником?

12. Какие известные ораторы Древней Греции и Рима вам известны? В чем причина их известности?

13. На какие этапы делится развитие судебной речи в современной науке?

14. Какие русские ораторы вам запомнились? Почему?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: