Техника макрофотографии

Техника макрофотографии включает выбор аппаратуры и подго­товку объектов к съемке, определение и установку параметров макросъемки, установку освещения, фокусировку изображения, выбор фотоматериалов, определение выдержки.

Фотографическая аппаратура. Для макросъемки применима любая фотографическая аппаратура общего и специального назна­чения. Из малоформатных и среднеформатных камер предпочте­ние отдают зеркальным фотокамерам. Они позволяют непосредст­венно наблюдать изображение объекта и вести съемку, не прибегая к специальным расчетам. Выдвижение объектива обеспе­чивают с помощью удлинительных колец, приставок (ПЗФ) с раз­движным мехом. Из крупноформатных фотоустановок в экспертных лабораториях наиболее распространены установки СБ-2 («Бела­русь»), «Уларус», «Уларус-2», «ФМН-2». Большое растяжение меха фотокамер этих установок в сочетании с набором объективов с разными фокусными расстояниями (140, 75, 50, 28 мм) позволяет вести макросъемку в диапазоне увеличений от 1:10 до 20:1.

Объективы для макросъемки. В макрофотографическом про­цессе применяются как общефотографические, так и специально разработанные объективы-анастигматы.

Первые сориентированы для съемки предметов, расположенных не ближе 10-15 фокусных расстояний. При макросъемке это усло­вие нарушается, вследствие чего изображение недостаточно каче­ственно по всему полю кадра. Поэтому приходится использовать лишь центральную часть объектива, диафрагмируя его до значений 5,6-11. Микроанастигматы сконструированы для съемок при малых предметных расстояниях, и при больших увеличениях они дают


резкое изображение по всему полю зрения. Их выпускают с фокус­ными расстояниями от 10 до 150 мм.

Подготовка объектов к съемке При макросъемке объемных предметов и следов поверхность фотографируемого участка уста­навливают в плоскости, параллельной фотоматериалу. Протяжен­ные объекты и следы располагают вдоль кадра, максимально ис­пользуя его площадь. Изображение объектов, следов размещают в пределах кадра, а свободное пространство используют для разме­щения масштабной линейки. Исключение составляют следы в виде трасс, у которых фотографируют наиболее информативный уча­сток, занимающий 1/3-1/4 часть ширины кадра.

Фотографируемые объекты размещают на устойчивых предмет­ных столиках, дающих возможность использовать различные виды освещения и быстро сменять тональность фона. Последний дол­жен быть однородным, нейтральным и обязательно контрастным к объекту, чтобы наилучшим образом подчеркивать его форму.

Рис. 114. Предметный столик с набором сменных шайб

 

На фотоустановках «Уларус», «Уларус-2» используются пред­метный поворотный стол 5 (см. рис. 100) или предметный столик с набором сменных шайб и держателей для мелких предметов, по­зволяющим вести съемку на белом, черном или нейтрально-сером фоне (рис. 114).


Объект обычно располагают на чистом предметном стекле, что обеспечивает его устойчивость и возможность перемещения при кадрировании. В качестве фона под стекло кладут лист белой, чер­ной или серой бумаги. Рядом с объектом на одном уровне с его по­верхностью размещается масштабная линейка. Линейку распола­гают со стороны, противоположной к источнику света, чтобы тени от нее не маскировали участки изображения.

Определение и установка параметров макросъемки. Пара­метры макросъемки определяют исходя из размеров объекта, формата кадра и предельного растяжения меха фотокамеры. За­данный масштаб изображения на фотоустановках устанавливают по предварительно вычисленным параметрам (/, a, b или Л/).

Установка освещения. Освещение при макросъемке объемных предметов и следов выбирают и устанавливают в соответствии с их свойствами (пространственными, яркостными, цветовыми) и за­дачами исследования. Для съемки относительно крупных по раз­мерам предметов пригодны софиты фотоустановок СБ-2, «Ула-рус». Более мелкие освещают микроосветителями ОИ-19. Для одних объектов освещение может быть простым, например, косо-направленное освещение для следов скольжения, а для других (следов давления) — сложным. Решая эту задачу, каждый источник устанавливают и настраивают отдельно от других, и только при съемке все они образуют на объекте общее комбинированное ос­вещение.

Фокусирование изображения. Глубина резко изображаемого пространства при макросъемке невелика. Для обеспечения макси­мальной резкости изображения необходимо не только определить оптимальное значение диафрагмы для заданного масштаба съем­ки, но и правильно сфокусировать изображение.

Получение резкого по всей площади кадра изображения зависит и от положения плоскости фокусирования. Максимальную резкость обеспечивают, если глубина резко изображаемого пространства совпадает с высотой объекта или глубиной следа. При съемке пло­ских объектов и неглубоких следов (следов скольжения) наводку на резкость производят по плоскости их расположения. При съемке объемных следов плоскость фокусирования располагают на 1/3 расстояния от начала резко изображаемого пространства со сторо­ны объектива. Если оптимальное значение диафрагмы не обеспе­чивает требуемую глубину резко изображаемого пространства, то


съемку проводят при меньшем масштабе, а изображение увеличи­вают при проекционной печати (рис. 115).

Рис. 115. Схема наводки на резкость при макросъемке

Фотоматериалы. При съемке объемных предметов и следов направленное освещение создает высокий интервал яркостей, вос­производимый только на мягких и нормальных по контрасту фото­материалах. Для съемки используют фототехнические пленки ФТ-10, ФТ-20, плоские пленки ФН-64 или полутоновые фотопластинки, фо­то- и кинопленки низкой и средней чувствительности: ФН-32, ФН-64, НК-1, НК-2. Ахроматические объекты фотографируют на несенси-билизированные материалы, а цветные — на изопанхроматические.

Определение выдержки При макросъемке приходится иметь дело с различными по размерам объектами. Фотографируя круп­ные объекты, применяют экспонометр: сначала замеряют инте­гральную яркость объекта и определяют выдержку для обычной съемки, а затем увеличивают ее на поправочный коэффициент. Выдержку при макросъемке мелких предметов и следов определя­ют экспериментально — путем пробной съемки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: