Введение. Данное издание адресовано широкому кругу студентов, обучающихся практически на всех специальностях и профилях бакалавриата в педагогическом вузе

Данное издание адресовано широкому кругу студентов, обучающихся практически на всех специальностях и профилях бакалавриата в педагогическом вузе.

Изучение психологии предусматривается практически всеми стандартами высшего профессионального образования. Данное обстоятельство обусловлено все возрастающим значением психологии и психологических знаний в современном обществе. Очевидно, что студенты вузов с психолого-педагогической направленностью изучают психологию значительно глубже и в большем объеме, т.к. от успешности владения психологическими знаниями во многом будет зависеть их профессионализм.

Психология включается то в блоки психолого-педагогических дисциплин, то в блоки предметных дисциплин. Варьируется и количество часов, которое отводится на изучение данной дисциплины. В тоже время, обозначенное в стандарте содержание этой учебной дисциплины остается одинаковым, за исключением нескольких аспектов. Процесс преподавания психологии в рамках каждой из специальностей и направлений, очевидно, наряду с общими моментами должен отражать и специфику подготовки студентов. Однако этот вопрос недостаточно представлен как в образовательном стандарте, так и в учебниках и учебных пособиях по психологии.

В дисциплине психология в стандартах высшего профессионального образования в качестве базовых дидактических единиц называются курсы общей, возрастной, социальной и педагогической психологии. Анализ современной учебной и учебно-методической литературы по психологии свидетельствует о том, что лишь немногие издания рассматривают психологию как единую дисциплину. Тем более, еще меньшее количество изданий отражают в этой единой дисциплине специфику специальности или направления, в рамках которых осуществляется изучение психологии.

Особенность преподавания психологии в вузе составляет явно недостаточное количество часов, отводимых на аудиторное изучение данной дисциплины. Это приводит к тому, что значительное количество материала студенты должны осваивать самостоятельно. А для организации самостоятельной работы студентов требуются учебные пособия, написанные, с одной стороны, понятным для студентов языком, а, с другой стороны, отражающие современный уровень требований, предъявляемых к качеству знаний студентов по психологии.

Данная рабочая тетрадь предназначена в определенной мере учесть специфику преподавания психологии студентам, обучающимся по специальностям дефектологического профиля, в том числе по специальности 031900 «Специальная психология». При этом авторы стремятся представить содержание базовых разделов психологии – общей и возрастной психологии – в единстве их межкурсовых связей и связей с дисциплинами предметного блока. Первый выпуск в этом цикле рабочих тетрадей содержит материал по курсу общей психологии, соответственно второй выпуск – по курсу возрастной психологии. По курсу педагогической психологии подобная рабочая тетрадь уже издана.

Система методических материалов по дисциплине возрастная психология состоит из:

1. Учебного пособия «Психология», выпуск 2 «Возрастная психология», выпущенного издательством ТГПУ им. Л. Н. Толстого в 2007 году.

2. Рабочей тетради по возрастной психологии.

Структура рабочей тетради, подготовленной по курсу возрастной психологии, включает в себя семь разделов, соответствующих семи базовым темам в курсе возрастной психологии:

1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

2. Проблема психического развития.

3. Проблема периодизации психического развития.

4. Психическое развитие ребенка от рождения до школы.

5. Психологические особенности младшего школьного возраста.

6. Психологические особенности подросткового возраста.

7. Психологические особенности старшего школьного возраста: ранняя юность.

В каждом из этих семи разделов имеются следующие блоки информации:

1. Блок базовых понятий темы.

2. Блок основных обсуждаемых проблем. В нем имеются два поля: рабочее и рефлексивное. Рабочее поле заполняется студентом при подготовке домашнего задания и в ходе работы на аудиторных занятиях. Итоги работы студента в этом блоке представлены в виде логических схем, которые в дальнейшем могут составить основу при подготовке аналогичных вопросов к экзамену. В рефлексивном поле работают преподаватель и студент, реализуя субъектно-субъектный подход в ходе вузовского обучения: студент отслеживает успешность собственного усвоения учебного материала, а преподаватель способствует своими замечаниями становлению у студента профессиональной рефлексии.

3. Блок рекомендуемой литературы по данной теме.

4. Блок «Клуб 3С», который нацеливает студента на самопроверку, самопознание, самовоспитание. Самопроверка достигается за счет выполнения тестовых заданий. Самопознание и самовоспитание становятся возможными через самостоятельное выполнение студентом системы психолого-диагностических методик, вынесенных в приложение, адресованных ему и составленной таким образом, что в центре внимания будущего специалиста оказывается его личностные возрастные и профессионально значимые качества.

Завершается рабочая тетрадь по курсу «Возрастная психология» перечнем примерных тем рефератов, курсовых работ по общей и возрастной психологии и вопросов к экзамену по данному курсу.

Таким образом, данное учебно-методическое пособие позволит и студенту и преподавателю более успешно выстраивать свои взаимоотношения в ходе учебного процесса, будет способствовать повышению качества усвоения знаний и реализации развивающего обучения в вузе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: