О принципах, заложенных в Законе

В рассматриваемом Законе предусмотрено, что государственное регулирование ВТД должно осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России (ст. ст. 3, 5, 12).

В ст. 4 Закона провозглашен принцип равенства и недискриминации российских и иностранных участников ВТД на основе взаимности в отношении государств-партнеров.

Кроме того, предписывается недискриминационное применение количественных ограничений экспорта/импорта (ст. 22), однако данное предписание может не применяться в отношении товаров, происходящих из государства (группы государств), с которыми у России нет взаимных договорных обязательств о режиме наибольшего благоприятствования.

Принципом недискриминации должны также руководствоваться организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт/импорт отдельных видов товаров (ст. 26).

Этот же принцип должен действовать, за отдельными исключениями, в случаях международного транзита через территорию России (ст. 31); применения в национальных интересах мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и услугами (ст. ст. 32, 35), а также ответных мер (ст. 40).

В ст. 29 Закона закреплен принцип предоставления национального режима в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.

Внутренние налоги и сборы, технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные, экологические и т.п. требования должны применяться к иностранным товарам таким же образом, как и к аналогичным российским товарам.

Национальный режим иностранным товарам предоставляется в том, что касается продажи, предложений к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке России.

В соответствии со ст. 34 Закона национальный режим предоставляется также в отношении внешней торговли услугами, иностранных исполнителей услуг и способов оказания услуг.

Если Россия не имеет соответствующей договорной базы с иностранным государством, в отношении товаров, услуг, иностранных исполнителей услуг из такого государства может быть применен иной режим (ст. ст. 29, 35).

Режим поставки товаров и услуг/работ для государственных нужд исключен из сферы действия принципа предоставления национального режима (ст. ст. 29, 34).

О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров. Особо следует остановиться на вопросе о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Применение таких мер входит в компетенцию Правительства России (ст. 13).

Их введение осуществляется на основе другого Закона - Закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования (далее - Закон о защитных мерах).

Основной целью Закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в случаях возросшего демпингового или субсидируемого импорта в Россию.

Закон устанавливает порядок проведения расследований при таком импорте и введения соответствующих мер.

При этом под специальной защитной мерой понимается ограничение импорта путем введения импортной квоты или специальной пошлины; под антидемпинговой мерой - введение антидемпинговой пошлины или ценовые обязательства экспортеров; под компенсационной мерой - введение пошлины дополнительно к ввозной таможенной пошлине или обязательства органа иностранного государства либо экспортера.

К компенсационным мерам не применяется принцип недискриминационного применения количественных ограничений экспорта/импорта, предусмотренный ст. 22 Закона «Об основах государственного регулирования ВТД».

Закон о защитных мерах, по сути, представляет собой Административный процессуальный кодекс применительно к сфере ВТД. Значение его трудно переоценить. Это акт, который практически полностью порожден требованиями права ВТО и составлен в соответствии с соглашениями «пакета ВТО».

Следует иметь в виду, что этот Закон «вырос» из другого предшествовавшего ему Закона «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ.

Некоторые положения указанного Закона 1998 г. утратили силу сразу же со вступлением в силу Закона о защитных мерах; ряд положений - позже. Получается, что остаются в действии практически только гл. V, VI, посвященные ограничению импорта в целях поддержания равновесия платежного баланса, выполнения целевых программ, защиты находящихся в структурной перестройке отраслей экономики, проведению мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров, а также мер по защите экономических интересов страны при экспорте товаров.

В целом можно сделать вывод, что российское внешнеторговое законодательство неуклонно приближается к стандартам ВТО.

(ответ подготовлен по материалам комментария к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» В.М. Шумилова)

Приблизительное содержание ответа на вопрос о понятии «квотирование» и «лицензирование»:

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в различных странах с использованием как административных, так и экономических методов. При этом необходимо иметь в виду, что применение тех или иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности направлено, прежде всего, на соблюдение национальных экономических интересов. И если ссылаться на мировой опыт в этой области, то он свидетельствует о том, что в данном плане однозначных подходов не существует. Все зависит от того, в какой социально-экономической ситуации находится страна. Каждое государство проводит свою политику во внешнеэкономических связях, имея целью наиболее эффективно использовать в национальных интересах свое участие в международном разделении труда.

Политическая экономия стран Запада, начиная с А. Смита, в глобальном плане исходит из того, что свобода торговли является необходимым условием всех других экономических свобод. При этом основой экономических свобод, по мнению западных экономистов, является минимальное вмешательство в экономику.

Но это касается общих основ экономических теорий, в известной степени абстрактного экономического мышления, в то время как экономика страны, групп государств, объединенных экономико-географическими принципами, подчиняется более конкретным экономическим законам, в том числе и в области внешнеэкономического сотрудничества государств друг с другом. И здесь важно найти компромисс между нередко противоречивыми национальными интересами. Все страны в своей внешнеэкономической политике применяют самые разнообразные средства, в том числе административные, экономические и другие. И зачастую даже в тех регионах, где преобладают интеграционные процессы как экономические, так и политические, многие страны далеко не совсем отказались от политики протекционизма, который может проявлять как административное воздействие (количественные ограничения, квотирование и лицензирование и иные нетарифные средства регулирования), так и экономическое (пошлины, акцизы, налоги и др.).

Применение квотирования и лицензирования в России в настоящее время в значительной степени объясняется тем, что в условиях либерализации внешнеторговой деятельности наши предприятия и организации довольно часто пытаются вывезти ценное сырье и реализовать за границей, как правило, по заниженным ценам в целях получения иностранной валюты, которая далеко не всегда поступает в государственную казну. Здесь необходимы достаточно жесткие меры регулирования, способные предотвратить хаос во внешнеэкономических связях и навести определенный порядок в этой области.

Квотирование и лицензирование в принципе применяется в целях регулирования внешнеэкономической деятельности во многих странах. Однако следует отметить, что суть применения этих мер заключается не только в регулировании экспорта и импорта, но и в защите внутреннего рынка от иностранных конкурентов. Да и сами внешнеэкономические связи не сводятся к тому, что бы что-то продать или купить. Внешнеэкономическая деятельность выполняет функции своего рода компаса для новых инвестиций. Экспортно-импортные потоки активизируют перестройку национальной экономики, оптимизируя ее отраслевую структуру в соответствии с требованиями международного разделения труда.

В Российской Федерации система лицензирования была введена в 1992г. На сегодняшний день основными нормативными правовыми актами, регулирующими процедуру лицензирования во внешнеэкономической деятельности, являются:

Постановление Правительства РФ от 31.10.1996г. №1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации»,

Постановление Правительства РФ от 09.06.2005г. №364 «Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении Федерального банка выданных лицензий»,

Постановление Правительства РФ от 15.09.2008г. №691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Лицензирование — административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Лицензирование осуществляется в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 полномочия по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров переданы Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от РФ от 05.06.2008 N 438).

Уполномоченный органвыдает участникам внешнеторговой деятельности (далее - заявители) следующие виды лицензий:

а) разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

б) генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании решения Правительства Российской Федерации документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

в) исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: