Торговля товарами и торговля услугами

По приблизительным оценкам, в 80-е годы услуги составляли примерно 64% мирового ВНП. Тем не менее, на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество. Для целей настоящего учебника используется определение, принятое в справочнике «Либерализация международных операций с услугами», разработанном ЮНКТАД и Мировым банком в середине 90-х годов[5].

Услуги (services) – изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. В соответствии с ней услугами считаются все товары, включенные в категории 4-9, которые в большинстве своем представляются неторгуемыми (табл. 5.2). Большая часть из них действительно производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной экономики является неторгуемой.

И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют и серьезные качественные различия между товарами и услугами и торговлей ими (табл. 5.1).

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisible) экспортом и импортом. Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения.

Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).

Таблица 5.1

Различия товаров и услуг

Товары Услуги
Осязаемы Неосязаемы
Видимы Невидимы
Поддаются хранению Не поддаются хранению
Торговля товаром не связана с производством Торговля услугами связана с их производством
Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе Экспорт услуг означает оказание услуги иностранцу, то есть нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: