Транспортные издержки

Все модели международной торговли, рассмотренные выше, исходили из того, что транспортных издержек не существует, и товары перемещаются из страны в страну бесплатно. В реальном мире транспортные издержки существуют, и по многим товарам они настолько велики, что делают неэффективным их экспорт или импорт, то есть превращают их в неторгуемые (пример 5.1).


Пример 5.1

Классическим примером являются относительно дешевые, но очень тяжелые строительные материалы (песок, гравий, кирпич), для которых соотношение вес/цена очень высокое, что означает высокую стоимость перевозки, которая делает бессмысленной международную торговлю ими. Примером неторгуемых услуг являются услуги парикмахерской: за редким исключением суперзвезд, ни клиент, ни парикмахер не поедут специально за границу, только чтобы сделать прическу.

В относительных ценах транспортные расходы выглядят следующим образом. Допустим, на производство товара у себя в стране требуется 6, а за границей – 12 часов. Если относительная цена труда составляет 3, то 12 часов иностранного труда стоят столько же, сколько и 4 часа местного. Поэтому товар будет импортироваться из-за рубежа. Но если перевозка импортируемого товара будет обходиться в 100% его стоимости, то 12 часов иностранного труда будут стоить столько же, сколько и 8 часов местного. В этой ситуации от импорта придется отказаться: дешевле производить товар самим.

Транспортные издержки (transportation costs) – все затраты по доставке товара от продавца к покупателю, включающие стоимость фрахта, страхования, погрузки/разгрузки, упаковки/распаковки и другие сопутствующие расходы.

Транспортные издержки в 90-е годы составляют в среднем 3-4% мирового импорта, что примерно в два раза меньше, чем два десятилетия назад. Это связано с быстрым развитием и удешевлением, прежде всего, морского транспорта, внедрением контейнерных перевозок, более интенсивным использованием трубопроводов. В России в 1993 году транспортные расходы составляли около 8% стоимости импорта, в США – 4%. Общие объемы платежей за экспорт услуг всеми видами транспорта составили в 1993 году 245,4 млрд. долл., увеличившись в 1,5 раза по сравнению с 1988 годом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: