Московское метро

В 1935 году в Москве началось строительство подземки через три года первая линия московского метрополитена была сдана в эксплуатацию тогда в московском метро было 13 станций сегодня линии метро протяженностью 200 километров связали новые отдаленные районы с центром города.

После выполнения задания проводится фронтальная проверка или взаимопроверка. Для этого полезно организовать учащихся


в пары, так чтобы в процессе работы они могли оказать друг другу помощь. Пары могут быть стабильными и работать не один год. При взаимопроверке иногда возникают конфликтные ситуации, кото­рые должен разрешать учитель. Однако продолжительная совмест­ная работа школьников вырабатывает у них навык бесконфликтного разрешения споров. В результате ученики прибегают к помощи учи­теля только в исключительных случаях. Такая организация работы формирует у учащихся потребность в использовании словарей и других справочных материалов, обсуждать возникшие вопросы, привлекая к этому других учащихся класса.

Упражнения в постановке точки должны использоваться на про­тяжении всего учебного года, в них включаются дополнительные задания в соответствии с программой. Например, следующий текст может быть использован при закреплении навыка согласования имен существительных и прилагательных в косвенных падежах.

Задание. Разделите текст на предложения, вставляя прила­гательные с учетом их лексических значений и грамматической формы.

В этих рязанских местах Музгой называли старое... русло Оки вода в Музге стояла..., почти без движения и очень... по цвету она походила на крепкий чайный навар: в Музгу впадала... лесная речушка и наносила эту темную от соснового корья... воду берега Музги поросли ежевикой и лозой, а повыше лозы стояли старые ивы в безветрии они казались... от темной своей листвы, а в ветер становились... от листвяной... изнанки.

Слова для справок: тихая, прозрачная, заглохшее, холодную, черны­ми, обрывистые, светлыми, безымянная, светлой.

Таким образом, формирование навыка осознанного членения текста на предложения тесно связано с формированием связной речи учащихся на протяжении всего учебного года. Конкретное языковое наполнение упражнений, т. е. тексты, задания, определяет­ся теми лексическими и грамматическими целями и задачами, кото­рые ставит перед учащимися учитель на данном этапе обучения.

Большое внимание в четвертом классе уделяется теме «Одно­родные члены предложения». Своеобразие работы над этой темой заключается в том, что учащиеся широко используют однородные члены предложения, как главные, так и второстепенные, при со­ставлении собственного высказывания с самых ранних этапов обу­чения в школе. Однако когда учащиеся начинают изучать эту тему на уроках русского языка, они часто не могут правильно выделить однородные члены в предложении, найти и обозначить средства свя­зи. По нашему мнению, это обусловлено тем, что школьники в само­стоятельной речи пользуются однородными членами предложения неосознанно, как бы «не замечая» их, и в результате не могут вычле­нить их из речевого потока. Именно поэтому необходимо начинать работу с однородными членами на уроках развития речи задолго до изучения этой темы на уроках русского языка. Цель этих упражне­ний — научить ребят узнавать однородные члены предложения в тексте и осознанно пользоваться ими.

Рассмотрим последовательность работы над предложениями с однородными членами предложения на уроках развития речи, В мето-


дике преподавания русского языка в массовой школе (Н. С. Рожде­ственский) наиболее эффективным средством для формирования у учащихся начальных классов умения ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами являются упражне­ния в выразительном чтении. Дети должны, читая тексты на уроках грамматики, соблюдать нужную интонацию и паузы, что способству­ет пониманию строя предложения и правильной постановке знаков препинания.

Не отказываясь полностью от этого методического приема, ука­жем, что это не единственный и не самый эффективный путь в условиях специальной школы.

В специальной школе работу над этой темой рациональнее начинать с предложений, включающих однородные члены предложе­ния, связанные перечислительной интонацией и союзом и. На началь­ном этапе учитель должен раскрыть перед детьми содержание термина «перечисление» и роль перечисления в предложении.. Уча­щимся предъявляется на слух ряд предложений (по возможности используются пословицы и загадки, которые по ходу урока учитель разбирает с точки зрения значения), учитель утрирует интонацию перечисления, а также голосом выделяет союз. Учащиеся должны выделить однородные члены предложения и определить, что пере­числяется в предложении.

Примерные предложения:

1. Воля и труд дивные всходы дают. 2. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

3. Терпение и труд все перетрут. 4. Кашель и дурные привычки не скроешь. 5. Держи
голову в холоде, живот в голоде, ноги в тепле.

Когда ученики начнут уверенно узнавать однородные члены предложения при перечислении, учитель может предложить им про­стые предложения, содержащие однородные члены в значении про­тивопоставления, связанные союзами а, но. Например:

1. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается. 2. Журавль высоко летает, но реки не покидает. 3. На всякий цветок пчела садится, а не со всякого мед берет.

4. Летала пташка высоко, но села недалеко.

Убедившись, что учащиеся уверенно выделяют однородные члены на слух при выделении их голосом, что они понимают их роль в вы­сказывании, учитель может предложить ученикам ряд упражне­ний, направленных на формирование умения находить однород­ные члены предложения в письменных текстах, например:

Задание. Прочитайте, выделяя голосом однородные члены

предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: