В 1935 году в Москве началось строительство подземки через три года первая линия московского метрополитена была сдана в эксплуатацию тогда в московском метро было 13 станций сегодня линии метро протяженностью 200 километров связали новые отдаленные районы с центром города.
После выполнения задания проводится фронтальная проверка или взаимопроверка. Для этого полезно организовать учащихся
в пары, так чтобы в процессе работы они могли оказать друг другу помощь. Пары могут быть стабильными и работать не один год. При взаимопроверке иногда возникают конфликтные ситуации, которые должен разрешать учитель. Однако продолжительная совместная работа школьников вырабатывает у них навык бесконфликтного разрешения споров. В результате ученики прибегают к помощи учителя только в исключительных случаях. Такая организация работы формирует у учащихся потребность в использовании словарей и других справочных материалов, обсуждать возникшие вопросы, привлекая к этому других учащихся класса.
|
|
Упражнения в постановке точки должны использоваться на протяжении всего учебного года, в них включаются дополнительные задания в соответствии с программой. Например, следующий текст может быть использован при закреплении навыка согласования имен существительных и прилагательных в косвенных падежах.
Задание. Разделите текст на предложения, вставляя прилагательные с учетом их лексических значений и грамматической формы.
В этих рязанских местах Музгой называли старое... русло Оки вода в Музге стояла..., почти без движения и очень... по цвету она походила на крепкий чайный навар: в Музгу впадала... лесная речушка и наносила эту темную от соснового корья... воду берега Музги поросли ежевикой и лозой, а повыше лозы стояли старые ивы в безветрии они казались... от темной своей листвы, а в ветер становились... от листвяной... изнанки.
Слова для справок: тихая, прозрачная, заглохшее, холодную, черными, обрывистые, светлыми, безымянная, светлой.
Таким образом, формирование навыка осознанного членения текста на предложения тесно связано с формированием связной речи учащихся на протяжении всего учебного года. Конкретное языковое наполнение упражнений, т. е. тексты, задания, определяется теми лексическими и грамматическими целями и задачами, которые ставит перед учащимися учитель на данном этапе обучения.
Большое внимание в четвертом классе уделяется теме «Однородные члены предложения». Своеобразие работы над этой темой заключается в том, что учащиеся широко используют однородные члены предложения, как главные, так и второстепенные, при составлении собственного высказывания с самых ранних этапов обучения в школе. Однако когда учащиеся начинают изучать эту тему на уроках русского языка, они часто не могут правильно выделить однородные члены в предложении, найти и обозначить средства связи. По нашему мнению, это обусловлено тем, что школьники в самостоятельной речи пользуются однородными членами предложения неосознанно, как бы «не замечая» их, и в результате не могут вычленить их из речевого потока. Именно поэтому необходимо начинать работу с однородными членами на уроках развития речи задолго до изучения этой темы на уроках русского языка. Цель этих упражнений — научить ребят узнавать однородные члены предложения в тексте и осознанно пользоваться ими.
|
|
Рассмотрим последовательность работы над предложениями с однородными членами предложения на уроках развития речи, В мето-
дике преподавания русского языка в массовой школе (Н. С. Рождественский) наиболее эффективным средством для формирования у учащихся начальных классов умения ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами являются упражнения в выразительном чтении. Дети должны, читая тексты на уроках грамматики, соблюдать нужную интонацию и паузы, что способствует пониманию строя предложения и правильной постановке знаков препинания.
Не отказываясь полностью от этого методического приема, укажем, что это не единственный и не самый эффективный путь в условиях специальной школы.
В специальной школе работу над этой темой рациональнее начинать с предложений, включающих однородные члены предложения, связанные перечислительной интонацией и союзом и. На начальном этапе учитель должен раскрыть перед детьми содержание термина «перечисление» и роль перечисления в предложении.. Учащимся предъявляется на слух ряд предложений (по возможности используются пословицы и загадки, которые по ходу урока учитель разбирает с точки зрения значения), учитель утрирует интонацию перечисления, а также голосом выделяет союз. Учащиеся должны выделить однородные члены предложения и определить, что перечисляется в предложении.
Примерные предложения:
1. Воля и труд дивные всходы дают. 2. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
3. Терпение и труд все перетрут. 4. Кашель и дурные привычки не скроешь. 5. Держи
голову в холоде, живот в голоде, ноги в тепле.
Когда ученики начнут уверенно узнавать однородные члены предложения при перечислении, учитель может предложить им простые предложения, содержащие однородные члены в значении противопоставления, связанные союзами а, но. Например:
1. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается. 2. Журавль высоко летает, но реки не покидает. 3. На всякий цветок пчела садится, а не со всякого мед берет.
4. Летала пташка высоко, но села недалеко.
Убедившись, что учащиеся уверенно выделяют однородные члены на слух при выделении их голосом, что они понимают их роль в высказывании, учитель может предложить ученикам ряд упражнений, направленных на формирование умения находить однородные члены предложения в письменных текстах, например:
Задание. Прочитайте, выделяя голосом однородные члены
предложения.