Становление представлений о периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.Генетическая и функциональная периодизация

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов.

Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

При определении понятия " возраст " А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений – есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.

В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте " Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода.

Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:

Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.

Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.

Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:

Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

Соотношение задатков и способностей.

Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

Младенчество (от рождения до одного года жизни);

Раннее детство (от 1года до 3-х лет);

Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);

Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

На современном этапе разделяют генетические и функциональные периодизации. Генетические периодизации основываются на общих для всех людей одного возраста феноменов, на которые базируется выделение этапов в процессе становления психики. Функциональные периодизации развития предполагают, что существуют единые для всех людей этапы формирования конкретной внутренней или внешней деятельности (конкретных практических действий).
Л. С. Выготский выделил три группы периодизаций.

В первую группу он отнес периодизации психического развития на основе какого-либо внешнего признака, связанного (влияющего) на психику и поведение. Примером может быть периодизация Рене Заззо, который выделил этапы детства с учетом влияния системы воспитания и обучения (педагогический критерий):

Раннее детство (до 3-х лет), развитие идет под влиянием семьи.

Дошкольное детство (с 3-х до 6 лет), развитие осуществляется при воспитании и обучении в семье и в дошкольном учреждении.

III. Этап начального образования (с 6 до 12 лет), приобретение интеллектуальных знаний и умений посредством общения с учителем.

IV. Этап обучения в средней школе (с 12 до 17 лет), приобретение интеллектуального развития с помощью содеятельности и проявления самостоятельности при изучении школьных дисциплин.

V. Этап высшего образования (с 17 лет), развитие путем самообразования.

Для второй группы периодизаций характерно построение стадий развития на основе одного внутреннего критерия, которым становится какая- либо сторона психического или физического развития.

Так, П.П. Блонский попытался описать стадии развития человеческой жизни: детство (эпоха прогрессирующего роста), размножения, угасания. Период детства он также разделил на этапы по особенностям конституции растущего организма, а именно по времени появления и смены зубов. В итоге детство делилось на три эпохи:

Беззубое детство (до 2,5 лет): только появляются зубы.

II. Детство молочных зубов (до 6 лет): наличие большинства зубов, которые отличаются частым выпадением.

Детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости): появление всех зубов, которые становятся постоянными в течение дальнейшей жизни.

Ко второй группе периодизаций относятся также периодизация З. Фрейда, стадии развития интеллекта Ж. Пиаже, этапы становления морального сознания Л. Колберга

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я").

1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".

5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития. Пиаже выделяет три главных периода развития:

I. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет).

II. Конкретно-операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет).

III. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет).

Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, усложнения структур предыдущего уровня) и отрицательно (с точки зрения недостатков и особенно- стей, которые будут сняты на следующей стадии).

I. Сенсомоторны й период. Исследование развития мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые два года жизни. Он считает, что истоки даже крайне абстрактного знания следует искать в дейст- вии, знание не приходит извне в готовом виде, человек должен «построить» его

Выделяются два подпериода сенсомоторного интеллекта:

— до 7—9 месяцев, когда наблюдается центрация младенца на собственном теле;

— с 9 месяцев, когда происходит объективация схем практиче- ского интеллекта в пространственной сфере

II. Перио д конкретны х (элементарных) опера ций. Умственные способности ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символи- ческого мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями.

Конкретно-операциональный интеллект складывается из сле дующих подпериодов:

— дооперациональный, подготовительный (от 2 до 5 лет);

— первый уровень — становление конкретных операций (5- 7 лет);

— второй уровень — функционирование конкретных операций (8-1 1 лет)

III. Стади я формальны х (пропозициональных) операци й (12—15 лет).

Формально-операциональные структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от содержания предметной области, без конкретной опоры. Формальные мыслительные операции — основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой способность строить умозаключения по правилам формальной логики и комбинаторики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, придумывать их экспериментальную проверку, делать выводы.

Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: Страх наказания (до 7 лет). 1. Страх перед правом силы. 2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет). 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет). 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Третья группа периодизаций объединена тем, что в них авторы выделяют периоды психического развития на основе нескольких существенных особенностей развития. В качестве примера такой периодизации можно рассмотреть ступени развертывания субъектности человека по В. И. Слободчикову:

I ступень – оживление: освоение и адаптация собственной телесности, элементарных психических свойств и первых отношений с внешним миром (0-1 года).

II ступень – одушевление: психические процессы характеризуются осознанностью применения, приобретаются предметно-опосредованные формы взаимодействия с внешним и внутренним миром (от 1 года до 6 лет).
III ступень – персонализация: освоение и применение ценностей жизни, созревание личностных сфер (с 6 до 18 лет).

IV ступень – индивидуализация: пересмотр социальных ценностей с точки зрения собственной позиции, авторство в организации своего образа жизни (от 18 до 42 лет).

V ступень – универсализация: приобретение духовности, субъектность направляется за пределы индивидуальности в сферу подлинно вселенного бытия (с 42 лет).К третьей группе периодизаций также относится периодизация возрастного развития Д. Э. Эльконина.

2.26.. Психологическая характеристика периодов новорождённости и младенчества. (0-2м)

Новорождённост ь – это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Особенности: малое различение сна и бодроствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Единст – я очевидным выраж-м эмоций явл раакция неудовольствия на дискомфорт.

Безусловные рефлексы - реф сы обеспечивающие работу основных систем орг-ма (дыхание, кровообращение), в часности сосательного реф-са, пищевого; защитные – зажмуривание глаз при ярком свете; ориентировачные реф-сы – лёгкое надавливание на верхнюю губу; атавистические – хватательный, захват пальцев взрослого. Взрослый становится наиболее привлекательным объектом восприятия, способ-м удовлитв ть потреб-ть в новых впечат –х. наблюдается ротовое внимание – в ответ на ласковый голос реб-к вытягивает губки, глазной контакт. Новообр-е – улыбка на обращение близкого взрослого. В послед-е недели складывается комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая к взрослому, например громкий короткий вздох, воколизации, т.о. возникает потребность в общении, появл-ся средства общении. С.с.р. – неразрывное эмоциональное единство со взрослыми – ситуация «мы».

Младенчество (от 2мес до 1г.) -период стабильного развития. Ведущий вид деят-ти – непосредственное эмоциональное общение. Основное содержание общения – выражение, радости, интереса, и удовольствия посредствам мимики, телесного контакта, звуков. Во втором полугодии ребёнок начинает испытывать нужду в сотрудничестве, соучастия со взрослыми, что бы достичь желаемого при ограниченных возможностях. Общение приобретает форму ситуативно-делового взаимодействия. голосовые проявления – крик, гуканье, гуленье, лепет. Основная реакция – крик, на выражение отрицательных эмоций. Около 9 мес.складывается автономная речь (звукосочетания, интонации). Пассивное владение словом – понимание обращённой к нему речи. Самое главное приобритение – ходьба и первые слова.

Важные моменты – физическое отделение от матери, расширение пространства, доступного для ребёнка. Рост самостоятельности. Новообразование – мотивирующие представления- реб – к превращается в субъекта деятельности. Так же состояние гипобулических реакций – эмоциональный взрыв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: