После выбора практической шпации судна необходимо определить длину каждого из районов, на которое разделено судно согласно Правилам Регистра.
Район возможного положения пиковых переборок на судне с учётом требований международных конвенций согласно Правилам Регистра:
L форпика = (0,05 ¸ 0,08) L, м.
L ахтерпика = 0,05 L, м.
Район переходной шпации:
L п.. p.» 0,2 L – L форпика, м.
Длина машинного отделения определяется в зависимости от длины судна L МО = kL, где значение k зависит от расположения МО и типа СЭУ и берется в пределах k = 0,13¸0,17 (см. рис. 14), причем большим значениям L соответствуют меньшие значения k.
Для того чтобы определится с длиной оконечностей и переходного района, а также любого района судна, необходимо учитывать, что водонепроницаемые переборки ставятся через некоторое количество рамных шпаций, а не обыкновенных. Поэтому длина отсеков, в том числе и пиков, также должна быть кратной ар.н.
Исходя из этих причин, конечное значение длины проектируемого судна может измениться относительно заданной длины судна.
|
|
L = L ф + L п.р. + L н.шп. + L ахт, м.
Рис. 14. Значения коэффициента k: 1 – при среднем расположении, 2 – кормовом расположении МО.
Согласно Правилам Регистра [10] общее число поперечных водонепроницаемых переборок на грузовых судах должно быть не менее указанного в таблице 4. Эти требования основаны на условиях непотопляемости и являются минимальными. При этом форпиковая, ахтерпиковая переборки и переборки, выделяющие МО, являются обязательными.
Окончательное решение о количестве поперечных переборок принимается исходя из размеров грузовых помещений, которые определяются назначением судна и удобством обработки грузов. На универсальных сухогрузных судах длина трюмов составляет 20-30 м, на контейнеровозах она кратна длине контейнеров с учетом зазоров на их укладку, на накатных судах палубой переборок может быть вторая и даже третья палуба, а верхние твиндеки вообще не иметь переборок.
Таблица 4
Зависимость числа переборок от длины судна
Длина судна, м | до 65м | 65-85 | 85-105 | 105-125 | 125-145 | 145-165 | 165-185 | свыше 185 | |
Общее число переборок | с МО в средней части | по согласованию с Регистром | |||||||
с МО в корме судна |
Для танкеров в соответствии с рекомендациями МАРПОЛ для двух корпусных танкеров максимальное расстояние между поперечными переборками, определяющее длину грузовых танков L т, должно быть не более:
- для танкеров с одной диаметральной переборкой м:
L т = (0,25 b / B + 0,15) L;
для танкеров с двумя продольными переборками:
- для бортовых танков: L т = 0,2 L;
- для средних танков шириной, равной или большей В /5: L т = 0,2 L;
|
|
- для средних танков шириной меньшей В /5: L т = (0,5 b / B + 0,1) L;
Здесь b – ширина танка.
Увеличение длины отсеков является предметом специального рассмотрения Регистром. Все водонепроницаемые переборки, расположенные между форпиковой и ахтерпиковой переборками, как правило, должны быть доведены до палубы надводного борта.