Конец изгнания

Третья нить, извивы которой вплетаются в «крымский узел» - проблема крымских татар. Если спор Украины и России вокруг Черноморского Флота - это своего рода «активный фон», на котором разворачивалась драматическая борьба Крыма за региональную самостоятельность, то крымско-татарский вопрос оказался мощным внутренним фактором, который также серьезно воздействовал на ход и исход этой борьбы.

Исторический аспект крымско-татарской проблемы [327].

Крымские татары - этнос, который формировался в Крыму на протяжении нескольких сотен лет с того момента, когда территория Крыма в ХIII оказалась «накрытой» волной так называемого монголо-татарского завоевания. В этногенезе крымских татар приняли участие уцелевшие в результате этого завоевания и ассимилированные представители крымских этнических групп, а также родственные «татарам» тюрки-кочевники, жившие в причерноморских степях до прихода завоевателей. В ХIII-XIV вв. среди тюркского населения степного Крыма распространился ислам суннитского толка. В начале XV в результате распада «Золотой Орды» на территории Крымского Юрта возникло раннесредневековое государство - Крымское ханство, потерявшее политическую независимость после 1475 года и попавшее в вассальную зависимость от Османской империи.

В XV-XIV вв. Крымский хан по выражению восточных летописей был «ятаганом султана». Ханство вело кровопролитные войны со своими христианскими соседями Речью Посполитой и Россией, крымская конница участвовала также в походах турок против западноевропейских государств. Несколько столетий почти непрерывных войн, в которых успех первоначально сопутствовал кочевникам (в 1571 году войска Девлет-Гирея разрушили Москву), привели к торжеству их северных противников. В XVIII веке русские войска неоднократно вторгались на крымский полуостров, нанося поражения иррегулярным войскам крымских ханов и их турецким союзникам.

В 1774 году в результате победы над Османской империей, Россия установила протекторат над Крымским ханством, прекратив его вассальную зависимость от Турции. Период формальной независимости Ханства длился до 1783 года, когда Крым был присоединен к России.

Присоединение Крыма привело к нескольким волнам эмиграции татар в Турцию. По различным данным с конца XVIII по вторую половину XIX вв. выселилось от 150 тыс. до полумиллиона татар (включая тех, кто проживал в Северной Таврии). В итоге, к 1917 году крымские татары составляли не более 25% от всего населения Крыма. Их социальное и экономическое положение было довольно тяжелым: большинство сельского населения страдало от малоземелья, было лишено необходимой медицинской помощи и почти неграмотно.

Зарождение крымско-татарского национального движения можно отнести к межреволюционному периоду 1907-17 годов. Именно тогда возникли группы интеллигентов, мечтавших о национальном возрождении, и представлявших его по-разному: от введения автономии для татар, до установления на полуострове их полной этнической гегемонии и образовании на территории Крыма самостоятельного государства. После Февральской революции был образован специальный орган национального самоуправления - Мусульманский исполнительный комитет, а после октябрьского переворота созван первый национальный съезд - Курултай, образовавший правительство национального самоуправления, которое совместно с другими общественными организациями полуострова пыталось организовать антибольшевистское движение. Эта попытка потерпела поражение и в дальнейшем, за исключением короткого периода немецкой оккупации в 1918 году, крымско-татарское движение не играло сколько нибудь существенной роли в событиях на полуострове. Белая администрация генерала Деникина, а затем генерала Врангеля негативно относилась к деятельности татарских организаций, национальный парламент и его органы были распущены в 1919 году, что способствовало росту симпатий татарского населения к большевикам.

После захвата Крыма красными в 1920 году, центральные власти, желая привлечь на свою сторону татарское население и продемонстрировать отказ от «колониального наследия прошлого» пошли на создание в Крыму автономной республики, в которой татарское население получало более широкие возможности для участия в государственном управлении, чем ранее (татарам гарантировалось полное равноправие в то, что касалось общественной деятельности, татарский язык наряду с русским стал государственным в автономии и т.д.). Хотя нет никаких оснований трактовать крымскую автономию как крымско-татарскую, политика «коренизации» в 20-е годы давала лояльным советской власти татарам дополнительные преимущества в занятии административных постов и т.д., что придало крымской автономии известный «татарский колорит». В то же время мероприятия власти в области аграрных отношений, преследование «буржуазной интеллигенции» и особенно наступление в 30-х годах на мусульманскую религию питали чувства отчужденности татарских масс от официальной власти. Это сыграло свою роль в период второй мировой войны, когда Крым в течение 2,5 лет находился под оккупацией немецко-фашистскими войсками.

Германское оккупационное командование попыталось использовать возникшее татарское национальное движение в своих интересах. Оно инициировало создание т.н. мусульманских комитетов и татарских военных формирований (по разным данным в них приняло участие до 10 до 50 тыс. крымских татар), используя их прежде всего для борьбы с партизанами, подавления антифашистского сопротивления. В то же время много крымских татар участвовало в движении сопротивления, а также воевало в составе регулярных советских частей. Тем не менее, в высшем советском военном руководстве одержало верх представление о том, что в своей массе татары являются «предателями», враждебно настроенными по отношению к советскому государству. Это представление оказалось решающим в дальнейшей судьбе крымско-татарского народа. 18 мая 1944 года по постановлению Государственного комитета обороны «за пособничество оккупантам» 187.859 крымских татар были депортированы преимущественно в Узбекистан (всего из Крыма весной 1944 года было принудительно переселено 194.303 лиц крымско-татарской национальности). Вскоре «крымский контингент спецпоселенцев» пополнился выселенными в июне 1944 года с полуострова болгарами (12.420), греками (15.040) и армянами (9.620)[328]. Следует сказать, что еще в 1941 году из Крыма были выселены около 50 тыс. немцев.

Выселение не обошлось без жертв. За первые годы высылки с 1945 по 1950 год по данным органов НКВД умерло 32.107 чел. спецпереселенцев из Крыма, в это же время родилось 13.823 чел. (по другим данным из тех же источников только за 1944-48 годы убыль составила 44.887 чел., в то время как естественный прирост - только 6.564чел.)[329].

После смерти И.Сталина в отличие от депортированных тогда же чеченцев, ингушей и калмыков, крымским татарам было отказано в праве вернуться на родину, это стало причиной возникновения национального движения за возвращение. В 60-е-нач.80-х годов его активисты Ю.Османов, М.Джемилев, Р.Джемилев и др. неоднократно арестовывались, против других применялись административные репрессии. Тогда же о борьбе крымских татар стало известно на Западе - в Европе, США и Турции, где она находила неизменную поддержку.

Настоящий всплеск активности движения был связан с политикой «перестройки», которую стало осуществлять советское руководство со второй половине 80-х годов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: