Проблемы обустройства

После распада СССР в 1991 году программа государственной помощи для возвращения и обустройства крымских татар и представителей других депортированных этнических групп не прекратилась, однако всей своей тяжестью легла на государственные органы Украины и Крыма., поскольку все остальные участники этой программы, включая Узбекистан, где проживала основная масса крымских татар и Российскую Федерацию, с территории которой была осуществлена депортация, фактически вышли из нее.

с 1992 года государством на нужды репатриантов было выделено 280 млн.долл. США, три четверти из которых поступили в 1992-94 гг. В 1992-97 годах за счет государственных капитальных вложений было построено более 5 тыс. и выкуплено 380 квартир и домов, что позволило обеспечить жильем примерно 20 тыс. человек, а также многие объекты инфраструктуры, дороги в местах компактного проживания репатриантов и т.д. Тем не менее из года в год финансирование программы возвращения и обустройства сокращалось, составив в 1997 году лишь 6,9 млн. долл., что было вызвано хроническим экономическим кризисом в Украине[370].

Материальное положение репатриантов, возвратившихся в Крым, большинство авторов занимающихся этой проблемой, определяет как исключительно сложное. «К концу 1996 года, - сообщает официальное издание Госкомнаца, - более 100 тыс. из 245 тыс. вернувшихся на полуостров крымских татар и сотни семей депортированных армян, болгар, греков и немцев не имели собственного жилья. Более 47 тыс. из них проживают на частных квартирах, около 11 тыс. в общежитиях, остальные ютятся во времянках или недостроеных домах. Из 200 поселков и микрорайонов компактного проживания репатриантов около 100 не обеспечены электроэнергией и водой. Большинство поселков не имеют дорог, телефонной связи и автобусного сообщения с центром, во многих отсутствуют магазины, фельшерско-акушерские пункты, детские дошкольные учреждения»[371].

По словам председателя госкомитета по делам национальностей и депортированных граждан О.Адаманова, программа возвращения и обустройства репатриантов осуществляется «Очень трудно. Жилья и коммунальных объектов построено только двадцать процентов от запланированного. На программу возвращения в 1996 году нам определено 28 млн. гривен, что в 17 раз меньше по сравнению с 1992 годом - началом возвращения. И получена из этих средств только четвертая часть»[372].

Чрезвычайно острой является проблема занятости крымских татар (как и других репатриантов). Из 130 тыс. трудоспособных крымских татар только 75 тыс. (57,7%) имеют работу. В ряде регионов уровень безработицы среди них значительно превышает среднереспубликанский. Так в Феодосии он составляет 66,7%, в Джанкое - 61,6% и т.д. За последние годы число репатриантов занятых в государственном секторе экономики сократилось на 15-20 % прежде всего из-за остановки предприятий и невыплаты зарплаты[373]...

Большую социальную напряженность до конца 1997 года вызывало отсутствие у большинства крымских татар, вернувшихся после 1991 года украинского гражданства. В январе 1996 года гражданами Украины являлись лишь 73.981 человек. Для остальных предусматривалась довольно сложная процедура приобретения гражданства. Отсутствие гражданства не только ограничивало политические права десятков тысяч крымских татар, поскольку не позволяло им участвовать в выборах, занимать государственные должности, создавало проблемы при получении паспортов, выезде за границу и т.п., но и влияло на материальное положение, сказываясь на возможности получения работы, пенсии, бесплатного образования и т.д.[374]

Наблюдатели отмечают, что тяжелые условия жизни репатриантов в Крыму приводят к неблагоприятным последствиям в демографической сфере[375], способствуют росту преступности в среде крымских татар, падению народной нравственности.

Еще одним важным фактором современного бытия крымских татар является их значительное социальное расслоение. Как пишет С.Червоная: «Когда сегодня проезжаешь по Крыму мимо «татарских новостроев» где рядом с лачугами и землянками... возвышаются двух-трехэтажные кирпичные дворцы с просторными лоджиями... трудно представить себе единый крымскотатарский народ[376]». Согласно этому же автору «Сегодня менее одного процента крымскотатарского населения, вернувшегося в Крым, держит в своих руках более 90% реальных доходов и капиталов, которыми это население располагает. По аналогии с «новыми русскими», в крымскотатарской среде также образовался узкий слой «новых крымских татар». Это финансисты, предприниматели, директора фирм.., хозяева «совместных предприятий» и т.д.»[377].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: