Применяя схему развития основных навыков мышления к творческому рассмотрению решений, задайтесь следующими вопросами.
1. Какова цель? Творческий процесс определяется тем, что нужно получить в результате. Целью творческого мышления является создание нового и нужного. Часто необходимо поставить новую задачу. Творческий человек знает, какие задачи можно и какие нужно решать.
2. Что известно? В этой главе было сказано, что невозможно творить в вакууме. Чтобы творить, надо обладать знаниями и навыками. Особенно важно получить как можно больше информации, касающейся поставленной задачи. У вас могут быть данные для того, чтобы стать действительно великим архитектором или писателем, но без знаний в этих областях вы вряд ли построите новое здание или напишете хороший роман. В задаче про дочь купца, рассказанной в этой главе, героиня не смогла бы найти творческое решение, если бы не использовала свои знания о бесчестности ростовщика и внимательно не следила за тем, как тот подбирает камни. Точно так же для постановки задач и их решения нужно тщательное изучение всех мелочей. Начинайте творчество с перечисления «исходных данных».
3. Какие навыки мышления позволят вам достичь поставленной цели? Как стать творческой личностью — вот вопрос! В этой книге вам было предложено множество способов, помогающих развитию творческого мышления. Ваш выбор, несомненно, будет зависеть от сути задачи. Например, зрительное представление задачи поможет вам, если она имеет какие-то пространственные аспекты. Умение составлять список необходимых слов на определенную тему может быть полезно во многих ситуациях, но особенно тогда, когда нужно что-либо написать или сочинить. Контрольные списки творческого мышления помогают в проектировании; в то время как методику «плюс-минус-интересно» можно использовать всегда, когда вы не знаете, с чего начать поиск решения.
Ниже перечислены все методики творческого мышления из этой главы. Просмотрите их и удостоверьтесь, что вы поняли каждую.
· Определение задачи разными путями.
· Мозговой штурм для увеличения количества идей.
· Работа с людьми, специализирующимися в различных областях, для того, чтобы увеличить вероятность бисоциативного мышления.
· Рассмотрение всех изменений физического состояния в контрольном списке творческих идей.
· Организация окружающей внешней среды таким образом, чтобы максимально повысить внутреннюю мотивацию.
· Поощрение риска.
· Поиск возможных решений с помощью вопросов, предложенных Парнсом (Parnes, 1967).
· Перечисление и комбинирование свойств для создания новой продукции.
· Оценка решений задачи и других ее аспектов с помощью категорий «плюс-минус-интересно».
· Составление предложений о задаче с использованием слов-связок.
· Перечисление понятий, касающихся задачи, перед тем как приступить к ее решению.
· Сбор дополнительной информации.
· Использование аналогий для того, чтобы сделать незнакомое знакомым, и аналогий «наоборот» для того, чтобы делать знакомое незнакомым.
· Визуализация задачи.
4. Достигнута ли поставленная цель? Так как творческий процесс оценивается по результату, выбранное решение следует исследовать на предмет его оригинальности и уместности. Такая оценка является частью творческого процесса. Если одно из этих условий не удовлетворяется, придется начать все сначала — и так до тех пор, пока не будет достигнут нужный творческий результат.