Т |
еории, способствующие росту интереса к демократии, пытаются предложить нам новые и не очень точки зрения на то, что следует и что не следует считать наилучшим представлением о демократии в современных капиталистических обществах. Сразу же после того, как делиберативные теории демократии вновь стали укреплять свои позиции в области политической теории, первые свои всходы дали новые теории демократии, придающие особое значение тому, что находится «за рамками» совместного обсуждения (deliberation). И, как и большая часть того, что остается «за рамками», они принимают множество обличий, например, отказываясь от наивности многих оптимистических оценок совместного обсуждения в демократической политике в пользу более здравой точки зрения realpolitik; вновь выступая за более глубокое понимание делиберативных и включающих форм проведения политики; или призывая к коренному пересмотру основных эпистемологических и онтологических посылок делиберативной демократии для выработки более радикальных концепций демократии.3
|
|
В этой статье я рассматриваю два течения мысли, которые вторгаются в дебаты по теории демократии и, можно сказать, предлагают свои особые трактовки радикальной демократии.4 Ими являются постмарксистская тео-1 Jason Glynos, ‘Radical Democratic Ethos, or, What is an Authentic Political Act?’, Contemporary
Political Theory (2003) 2, 187—208.
2 За комментарии к ранним редакциям этой статьи я благодарен Дэвиду Хоуарту, Алетте Норваль,
Яннису Ставракакису и двум анонимным рецензентам из журнала «Современная политическая теория». Статьи, в которых рассматриваются близкие темы, см.: Glynos (2000, 2001a—c).
3 Широкий спектр таких точек зрения см. в сборниках статей: Bohman and Rehg (1997), Elster
(1998), Macedo (1999) и Saward (2000).
4 Краткий обзор того, как это понятие использовалось в демократической теории, см.: Norval
(2001).
82 Джейсон Глинос
рия гегемонии Эрнесто Лаклау и Шанталь Муфф (со времени опубликования: Laclau and Mouffe, 1985)5, с одной стороны, и психоаналитическая теория политической идеологии Славоя Жижека (со времени опубликования: Жижек, 1999[1989]), с другой. Оба подхода стоят на антиэссенциалистских позициях, и оба они освящают вопрос о том, каковы пределы возможностей и размер вклада антиэссенциалистских теорий дискурса в дебаты о демократической теории. В ходе изложения я предложу свой вариант того, каким образом эти подходы могут выработать общую позицию по отношению к определенному пониманию радикальной демократии. Однако особый акцент в статье будет сделан на использовании Жижеком психоаналитических категорий для того, чтобы в современных социально-экономических условиях прояснить понятие подлинного политического действия.