а) Из серии слогов: то-та-ту оп-ап-уп на-ну-но ас-ос-ис са-со-су ум-ам-ем и т.д.
б) Из слова (в начальной позиции). Беседа по тексту стихотворения:
- Вот сколько на «к» я сумею сказать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор...
- Ой, хватит! И звук тоже может устать!
А вот что на «т» ты сумеешь назвать?
- Топор, табуретка, тарелка и ложка...
- Ты, кажется, что-то напутал немножко.
- Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «с» назову я посуду:
стакан, сковородка, солонка и... кошка.
- А кошка откуда?
- Залезла в окошко!
- Спроси лучше кошку —
откуда пришла и вся ли посуда на кухне цела...
(Л.Куклин.)
Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.
в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ, придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принес Пете пастилу
Соня связала сестре свитер
Вычленение последнего согласного в слове
Назвать последний согласный: куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон.
Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к). С каждым полученным словом устно составить предложение:
ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-.
Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке логопед обозначает отсутствующий согласный звук легким стуком карандаша. Запись одними буквами (т, ш, л, к...).
самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло-, пена-, солда-...
Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:
мост — телефон — носки — иголка — автобус...