Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (продолжение)

Звуки С - Ш

1. Выделение звука с из слова. Выделение звука ш из слова.

2. Рассмотрение их артикуляции.

  С ш
Губы в улыбке рупором
Язык у нижних зубов «чашечкой»
Воздушная струя холодная теплая

3. Сравнить по артикуляции (подчеркивается различие). Узнать изолированные звуки по беззвучному артикулированию.

4. Соотнести звуки с буквами с, ш.

5. Дифференцировать их в слогах различных типов; устно — чтение слоговых таблиц; письменно — диктант.

6. Сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию, составить с ними предложения:

споры — шпоры басня — башня сумел — шумел

7. Указать, из какого стихотворения взяты следующие строчки. Отметить в них слова, различающиеся лишь одним звуком:

Закричал он: «Что за шутки!

А приехал я назад,

Еду я вторые сутки!

А приехал в Ленинград!»

(С.Маршак.)

8. Записать слова в две колонки (по наличию с, ш):

принёс, пришил, шпалы, спали, краска, крошка, весна, вишня, стихи, пушок, песок, дедушка, выписка, осы, усы, рубашка.

9. Определить место звука в словах (выдвинуть цифру из ряда):

с — насос, спасибо, кассир, сосны, спустился, русский, смеялся, пушистый, сосиска, шалости, шустрый, душистый, шоссе, шесть;

ш — старушка, шелушит, шумишь, смешной, пастушок, слышу, наступишь, шалаши, раскрошит, шишки, шуршит, расшумелся, расшалился.

10. Изменить глаголы по образцу, отмечая чередование с — ш:

а) устно — с перекидыванием мяча;

б) письменно.

Образец: просить - я прошу.

писать - чесать - носить - спросить -
месить - откусить - красить - струсить -
Расспросить плясать - косить - взвесить -

Подчеркнуть буквы с, ш.

11. Четко повторить:

Шашки на столе, шишки на сосне.

Кошка спит, а мышку видит.

Куст шуршит — косой мимо спешит.

Поспешишь — людей насмешишь.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

12. Предложения для анализа и записи:

Шуршат сухие листья. Пастушок потушил костёр. Слышу свист суслика. Шумят вершины сосен. Пора ворошить душистое сено. Тишину нарушал шелест камыша. Скоро поспеют сливы и груши.

Ж

1. Вычленить указанные согласные из слов (в начальной позиции).

2. Сравнить звуки по артикуляции.

3. Соотнести звуки с буквами з, ж.

4. Дифференцировать в слогах (в произношении, по слуху, в письме).

5. Устный диктант слов (поднять букву з или ж):

признак, прижать, жалость, мороженое, морозить, поджарил, скользит, пробуждение, поземка, резьба, режим, кружевной, гвоздика.

6. Записать под диктовку слова в два столбца (по наличию з или ж):

пожар,, забор, звонкий, зубрил, сажа, змеи, жатва, дежурный, вызывал, выжму, друзья, дружный, прыжок, озимь, ожил, кружить, грузить.

7. Определить место звука в слове (работа с цифровым рядом):

з — разорвал, привозит, заноза, сразу, разрезал, завязал, зазнался, разбежался, мимоза, замёрзнут, разжал;

ж — прыжок, творожный, разожму, раздражение, распоряжение, разложить, разоружение.

8. Изменить слова по образцу, отмечая чередования з — ж:

а) устно — с перекидыванием мяча;

б) письменно.

Образец: возить - я вожу.

Резать — мазать — сказать —
лизать — грозить — заказать —
скользить — грузить — отказать —

9. Прочитать и записать, вставляя пропущенные согласные з,ж:

-иму мы -дали, -иму мы -вали. Ну-на -имой шуба, ну-ны -имой сани. Ё-ик пол-ёт в овра-ек. Тя-ело нагру-ены во-ы. -вонкое пение стри-ей слышно и-далека. Наше -вено на-ывают дру-ным. Песню раннюю -апел в ла-ури -аворонок -вонкий.

10. Предложения для анализа и записи:

Зимой рано зажигают огни. Старая пружина заржавела. Раньше не было железных дорог. Жители Запорожья пользуются газом. На возах привезли свежее сено. Мы побежали на ближнее озеро. Уже замёрзли лужи. Мы разожгли костёр. Зине нужна узенькая резинка. Ранка от занозы быстро зажила. Отряд расположился в березовом лесу. Запах березы смешался с запахом спелой земляники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: