Схемы предлогов

4. Ознакомить детей с условным обозначением предлогов (схемы). Для работы следует иметь демонстрационный набор и индивидуальные комплекты а) с подписями, б) без подписей

5. Расположить предлоги в две группы:

а) обозначающие место и отвечающие на вопрос где? (в схемах обозначены точкой);

б) обозначающие направление, отвечающие на вопрос куда? откуда? (обозначены стрелкой).

Работа проводится сначала на схемах с подписями, затем — без подписей.

6. Отобрать схемы предлогов, близких по значению. Составить с ними словосочетания.

7. Сгруппировать попарно предлоги, противоположные по значению: сначала из тех, что обозначают место, затем из тех, что обозначают направление.

Составить с ними словосочетания.

Образец:

I. В - НА НАД - ПОД

II. В - ИЗ НА - С (СО)

8. Отобрать предлоги, годные для обозначения как места, так и направления. Включить их в словосочетания.

Например: Идти (куда?) — в лес.

Найти (где?) - в лесу.

9. Списать, вставить вместо галочек предлоги. На полях тетради начертить схемы предлогов.

Дети идут V школу. Они строятся парами V дверью класса. Днем ученики выходят V школы.1/ школой большой сад. Ветер V морю гуляет. Река вышла V берегов. Тропинка шла V поле. V грядке зеленеет лук. V конуры сидит пес. V норе маленькие лисята. Лошадь шла V дороге.

10. Списать текст, объяснив раздельное написание предлогов с существительными.

Мы с младшим братом любим бродить в лесу. Рано утром мы отправились в дальний лес. В этом лесу много ягод. Ягоды мы собираем в маленькое ведёрко, а грибы — в плетёную корзину. Шишки кидаем в мешок. У лесного ручья мы с братом отдыхаем. Приятно в жаркий день попить прохладной воды из ручья.

11. Правда или шутка?

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

12. Вставить предлоги, обозначив на полях их схемы.

Лодка плыла V озеру. Птенец выпал V гнезда. Самолет летит V морем. V театром собралась толпа. Картину повесили V диваном. Щенок спрятался V крыльцом. Дорожка вела V лес. Вечером мы добрались V города. Лестницу прислонили V стене. Туфли стоят V кроватью. Поезд отошел V станции. Машина стоит V подъезда. Пуговица оторвалась V пальто. Трактор идет V целине.

13. Списать, изменяя данные в скобках существительные, соответственно вопросам куда? (на что? в'о что?) и где? (в ч ё м?)

Дочка поставила чашки на стол. Чашки стоят на столе. Мама повесила платье А (шкаф). Платье висит V... Мы повесили карту ^ (стена). Карта висит V... Бабушка положила виноград V (ваза). Виноград лежит V... Я кладу зонт V (скамья). Зонт лежит V... Котят положили V (ящик). Котята сидят V... Я высыпал картофель >/ (корзина). Картофель лежит V...

14. Прослушать загадку:

Дом открыт со всех сторон.

В доме — тысячи колонн.

Над колоннами — шатры,

под колоннами — ковры.

Тут живут и на коврах,

и в колоннах, и в шатрах. (Лес.)

(В.Фетисов.)

Пересказать текст своими словами, используя предлоги. Назвать жителей разных «этажей» леса.

15. Графический диктант.

Цель: Проверить навык раздельного написания предлогов с существительными.

Образец: Птица жила у нас в комнате, в клетке.

Ласточки с юга вернулись на север. В углу за шкафом жил щенок. Пчелы летают с яблони на яблоню. В селе за рекою потух огонёк. У входа в дом стоял сторож с фонарём. В лесу поддеревьями ещё лежит снег. Мы с отцом решили выйти из дому на рассвете. На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

16. Составить словосочетания, выбирая подходящий предлог.

с, из

Приехал... Москвы,... Украины,... Литвы,... Кавказа,... Казахстана,... Алтая,... Узбекистана,... Урала,... Сибири.

в, на

Работать... школе,... музее,... почте,... библиотеке,... фабрике,... заводе,... магазине,... театре,... стройке.

из, с (со)

Упал... дерева,... дупла,... кармана,... ветки,... гнезда,... окна,... крыши,... стола,... крыльца,... стула,... ступеньки.

Вернулся... школы,... магазина,... завода,... театра,... вокзала,... окраина,... улицы,... переулка,... площади.

18. Игра «Наоборот» с перекидыванием мяча (назови противоположный предлог).

Образец: В школу - из школы, в сумку - из сумки.

Над окном — под окном, над диваном —

К двери — от двери, к дому —

Перед уроком — после урока, перед боем —

До города — от города, до поворота —

Перед машиной - за машиной, перед воротами -

19. Прослушать и обсудить стихотворение К.И.Чуковского «Федорино горе» (текст дан в сокращении).

При повторном чтении закрепить навыки распознавания предлогов в тексте на слух, опираясь на следующую таблицу:

ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?
     

В процессе повторного слушания отдельных фрагментов дети располагают в соответствующие колонки а) карточки с предлогами, б) схемы предлогов.

ФЕДОРИНО ГОРЕ

Скачет сито по полям,

а корыто по лугам.

За лопатою метла

вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

так и сыплются с горы.

Вот и чайник за кофейником бежит,

тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,

через лужи, через лужи перескакивают.

Из окошка вывалился стол

и пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...

А на нём, а на нём,

как на лошади верхом,

самоварище сидит

и товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:

«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

А за ними вдоль забора

скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!

Вам ли бегать за воротами

с воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,

вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

воротитеся домой!»

Но тарелки вьются, вьются,

А Федоре не даются:

«Лучше в поле пропадём,

а к Федоре не пойдём!»

Но блюдо сказало: «Гляди,

кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора

идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:

стала Федора добрей.

Тихо за ними идёт

и тихую песню поёт:

«Вы подите-ка, немытые, домой!

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

окачу вас кипяточком,

и вы будете опять,

словно солнышко, сиять!»

Засмеялися кастрюли,

самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть,

рады мы тебя простить!»

Полетели, зазвенели

да к Федоре прямо в печь!

Стали жарить, стали печь,

будут, будут у Федоры и блины, и пироги!

А на белой табуреточке,

да на вышитой салфеточке

самовар стоит,

словно жар горит.

И пыхтит, и на бабу погладывает:

«Я Федорушку прощаю,

сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

(К.И. Чуковский.)

Прослушав повторно последнюю строфу (выделенные строки), перечислить указанные предметы в направлении сверху вниз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: