4. Ознакомить детей с условным обозначением предлогов (схемы). Для работы следует иметь демонстрационный набор и индивидуальные комплекты а) с подписями, б) без подписей
5. Расположить предлоги в две группы:
а) обозначающие место и отвечающие на вопрос где? (в схемах обозначены точкой);
б) обозначающие направление, отвечающие на вопрос куда? откуда? (обозначены стрелкой).
Работа проводится сначала на схемах с подписями, затем — без подписей.
6. Отобрать схемы предлогов, близких по значению. Составить с ними словосочетания.
7. Сгруппировать попарно предлоги, противоположные по значению: сначала из тех, что обозначают место, затем из тех, что обозначают направление.
Составить с ними словосочетания.
Образец:
I. В - НА НАД - ПОД
II. В - ИЗ НА - С (СО)
8. Отобрать предлоги, годные для обозначения как места, так и направления. Включить их в словосочетания.
Например: Идти (куда?) — в лес.
Найти (где?) - в лесу.
9. Списать, вставить вместо галочек предлоги. На полях тетради начертить схемы предлогов.
|
|
Дети идут V школу. Они строятся парами V дверью класса. Днем ученики выходят V школы.1/ школой большой сад. Ветер V морю гуляет. Река вышла V берегов. Тропинка шла V поле. V грядке зеленеет лук. V конуры сидит пес. V норе маленькие лисята. Лошадь шла V дороге.
10. Списать текст, объяснив раздельное написание предлогов с существительными.
Мы с младшим братом любим бродить в лесу. Рано утром мы отправились в дальний лес. В этом лесу много ягод. Ягоды мы собираем в маленькое ведёрко, а грибы — в плетёную корзину. Шишки кидаем в мешок. У лесного ручья мы с братом отдыхаем. Приятно в жаркий день попить прохладной воды из ручья.
11. Правда или шутка?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
12. Вставить предлоги, обозначив на полях их схемы.
Лодка плыла V озеру. Птенец выпал V гнезда. Самолет летит V морем. V театром собралась толпа. Картину повесили V диваном. Щенок спрятался V крыльцом. Дорожка вела V лес. Вечером мы добрались V города. Лестницу прислонили V стене. Туфли стоят V кроватью. Поезд отошел V станции. Машина стоит V подъезда. Пуговица оторвалась V пальто. Трактор идет V целине.
13. Списать, изменяя данные в скобках существительные, соответственно вопросам куда? (на что? в'о что?) и где? (в ч ё м?)
Дочка поставила чашки на стол. Чашки стоят на столе. Мама повесила платье А (шкаф). Платье висит V... Мы повесили карту ^ (стена). Карта висит V... Бабушка положила виноград V (ваза). Виноград лежит V... Я кладу зонт V (скамья). Зонт лежит V... Котят положили V (ящик). Котята сидят V... Я высыпал картофель >/ (корзина). Картофель лежит V...
|
|
14. Прослушать загадку:
Дом открыт со всех сторон.
В доме — тысячи колонн.
Над колоннами — шатры,
под колоннами — ковры.
Тут живут и на коврах,
и в колоннах, и в шатрах. (Лес.)
(В.Фетисов.)
Пересказать текст своими словами, используя предлоги. Назвать жителей разных «этажей» леса.
15. Графический диктант.
Цель: Проверить навык раздельного написания предлогов с существительными.
Образец: Птица жила у нас в комнате, в клетке.
Ласточки с юга вернулись на север. В углу за шкафом жил щенок. Пчелы летают с яблони на яблоню. В селе за рекою потух огонёк. У входа в дом стоял сторож с фонарём. В лесу поддеревьями ещё лежит снег. Мы с отцом решили выйти из дому на рассвете. На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
16. Составить словосочетания, выбирая подходящий предлог.
с, из
Приехал... Москвы,... Украины,... Литвы,... Кавказа,... Казахстана,... Алтая,... Узбекистана,... Урала,... Сибири.
в, на
Работать... школе,... музее,... почте,... библиотеке,... фабрике,... заводе,... магазине,... театре,... стройке.
из, с (со)
Упал... дерева,... дупла,... кармана,... ветки,... гнезда,... окна,... крыши,... стола,... крыльца,... стула,... ступеньки.
Вернулся... школы,... магазина,... завода,... театра,... вокзала,... окраина,... улицы,... переулка,... площади.
18. Игра «Наоборот» с перекидыванием мяча (назови противоположный предлог).
Образец: В школу - из школы, в сумку - из сумки.
Над окном — под окном, над диваном —
К двери — от двери, к дому —
Перед уроком — после урока, перед боем —
До города — от города, до поворота —
Перед машиной - за машиной, перед воротами -
19. Прослушать и обсудить стихотворение К.И.Чуковского «Федорино горе» (текст дан в сокращении).
При повторном чтении закрепить навыки распознавания предлогов в тексте на слух, опираясь на следующую таблицу:
ГДЕ? | КУДА? | ОТКУДА? |
В процессе повторного слушания отдельных фрагментов дети располагают в соответствующие колонки а) карточки с предлогами, б) схемы предлогов.
ФЕДОРИНО ГОРЕ
Скачет сито по полям,
а корыто по лугам.
За лопатою метла
вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
так и сыплются с горы.
Вот и чайник за кофейником бежит,
тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут, покрякивают,
через лужи, через лужи перескакивают.
Из окошка вывалился стол
и пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...
А на нём, а на нём,
как на лошади верхом,
самоварище сидит
и товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
А за ними вдоль забора
скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!
Вам ли бегать за воротами
с воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
воротитеся домой!»
Но тарелки вьются, вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
а к Федоре не пойдём!»
Но блюдо сказало: «Гляди,
кто это там позади?»
И видят: за ними из тёмного бора
идёт-ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней:
стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
и тихую песню поёт:
«Вы подите-ка, немытые, домой!
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
окачу вас кипяточком,
и вы будете опять,
словно солнышко, сиять!»
Засмеялися кастрюли,
самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
рады мы тебя простить!»
Полетели, зазвенели
да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,
будут, будут у Федоры и блины, и пироги!
А на белой табуреточке,
да на вышитой салфеточке
самовар стоит,
словно жар горит.
И пыхтит, и на бабу погладывает:
«Я Федорушку прощаю,
сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»
(К.И. Чуковский.)
Прослушав повторно последнюю строфу (выделенные строки), перечислить указанные предметы в направлении сверху вниз.
|
|