1. Именительный падеж существительных ед. и мн. ч.:
кубик + лев — «ефи» дерево — «деси» дом — «доми» стол + | гнездо — 0 ведро — 0 рот — 0 стул — 0 лоб — 0 | рукав — О ухо — «ухо» окно — О коза — О перо — О |
2. Родительный падеж со словами «нет» или «много»:. -
много «зюб, даей (деревьев), ягихик (ягод)».
3. Дательный падеж ед. и мн. ч. (кому?):
подарю «папе, маме, девкам (девочкам), майтикам».
4. Винительный падеж (кого? что?):
вижу за окном «деей (детей), деея (деревья), доми, сааку, воду».
5. Творительный падеж орудийности, времени (чем? когда?):
топором — 0 веником + вечером + | молотком + ложкой + | ножницами — «нозитим» красками — «каским» |
6. Предложные формы:
а) родительного падежа:
У (у кого?) из (из чего?) - «и» | с, со (откуда?) - «и тоя» (со стола) без (без чего?) - 0 |
б) дательного падежа:
к (к чему? к кому?) - 0 | по - 0 |
в) винительного падежа:
в (куда?) – опускает под (куда?) - 0 | на (куда?) – «а» через - 0 |
г) творительного падежа:
с - 0 | за - 0 | над - 0 | под - 0 |
д) предложного падежа:
в - опускает | на - опускает |
е) пространственные предлоги:
из + | из-за - 0 | из-под - 0 |
7. Согласование числительных с существительными в роде:
один мяч + одна груша – «один» | два мяча – «да мяч» две груши - 0 |
Произношение
(Примеры детский речи фиксировать с дефектами звукопроизношения).
А + С + Н, Нь + Й + П, ПЬ + К, Кь + | О + Сь+ М, Мь + Ш = С Б, Бь + Г, ГЬ + | У + З + Р = Й Ж = З Т + Х, ХЬ + | Ы + Зь + Рь = Й Ч = Ть Д + Ф, ФЬ + | Э + Ц = С Л = Й Щ = С В, ВЬ + Дь + | И + Ть + Ль =Й |
В речи: ц = с, ч, тъ; дефект смягчения (твердые — мягкие согласные не дифференцирует — «У тоти Кати пать котать»); дефект озвончения — «У Зои поели юпи» (У Зои болели зубы). Произношение (отраженно): «Соя катаеса я санкам» (Соня катается на санках), «По уиче гуяют чипата и куитя» (По улице гуляют цыплята и курица), «Сяпка и сюпка, вот и есь мисютка» (Шапка да шубка, вот и весь мишутка), «Зкж упай и тать и мозить» (Жук упал и встать не может), «Цяйке цяй» (В чайнике чай), «У Ени боить коено» (У Лены болит колено), «Мияедотьке пия» (Мила в лодочке плыла), «Яя, яя ми таемь» (Рано, рано мы встаем), «Тоясь, тоясь, покоей, выходи зеей» (Сторож, сторож поскорей выходи кормить зверей).
Слоговая структура слова
1. Повторить за логопедом:
елка — «ейка» шкаф — «сяф» снеговик - «сигаик» приемник — «пиемиик» умывальник — «мивайик» строительство — О стол — «той» паук + скамейка — «камейка» | мотоцикл — «мототикей» телевизор — «теизи» хоккеист — «хихись» стул — «туй» пушка — «пуська» карандаш — «каядась» гимнаст — «гинасы» велосипед — «весипед» электричество — О |
2. Назвать предметы (реальные или по картинке) отраженно:
обезьяна —0 поросенок — 0 смородина — 0 шоколадка — 0 стрекоза — «ося» кошелек — «кисиек» | учительница — «утится» космонавты — О ящерица — О табуретка — «туй» колокольчик — О левая (рука) — «еия» |
3. Повторить предложения:
Ребята слепили снеговика — «Еяи епии сегаика»
Хоккеисты играют в хоккей — О
Библиотекарь выдает книги — О («И зяю»)
Физкультурники идут на парад — О
На елке зажглись разноцветные электрические лампочки — О