Цели: учить детей слушать и слышать звучащую речь; формировать представление о славе, его изменяемости и сочетаемости с другими словами в речи; развивать интерес к занятиям, побуждать детей к активным высказываниям.
Задачи:
Л*. Активизация предметного словаря по теме. Дифференциация понятий: тело •— туловище, тело — части тела.
Г. 1. Изменение имен существительных по числам (окончания -ы, -и).
2. Употребление притяжательных местоимений мой, моя, мои, числительных одна, две с существительными.
П. Принимать и поощрять любое самостоятельное высказывание детей: одним словом, словосочетанием («одна голова», «две руки», «мои ноги»), элементарной фразой (Это шея. Вот руки. Это мои ноги).
С. 1. Понимание и выполнение инструкций типа: «Подними руку», «Подними руки».
2. Ответы на вопросы: что это? кто это? кто ты?
3. Формирование умения задавать эти вопросы.
Материал:
1.Кукла-голышка.
2. Предметные картинки с изображением отдельных частей тела человека, куклы.
3. Демонстрационный конструктивный материал для складывания куклы из частей.
|
|
Здесь и в дальнейшем обозначения:
Л — лексические задачи (активизация словаря);
Г — задачи по развитию грамматического строя речи;
П — задачи по формированию предложения;
С — задачи по развитию связной речи
Приемы, упражнения:
1. Дид. игра «Давайте знакомиться» по типу игры «Телефон»:
Я — Нина Ивановна, а ты кто?
Я — Алеша, а ты кто? Я — Оля, и т.д.
2. Рассматривание, показ и называние тела друг друга и своего куклы-голышки и куклы на рисунке (тело обводится указательным пальцем с головы до ног).
3. Называние крупных частей тела на себе, друг на друге сверху вниз и снизу вверх: сопряженно, по показу, в дид. игре «Назови, не пропусти», самостоятельно (показывать и называть: голова, шея,
руки, туловище, ноги).
4. Дид. игры: «Один — много» (нога — ноги), «Много — один» (ноги — нога), «Найди одну» (одна голова), «Найди две» (дверуки).
5. Ответы на вопросы: это чья? чьи?
6. Складывание куклы из частей на фланелеграфе и провоцирование-стимулирование попыток детей задавать вопрос «что это?».
7. Физкультминутка (слово — движение). Дети стоят. Логопед, называя части тела сверху вниз или наоборот, выполняет указывающие движения. Дети повторяют их вслед за логопедом, потом
вместе с ним, в дальнейшем — самостоятельно.
— Голова. Руки на голову, локти в стороны.
— Шея. Руки охватывают шею.
— Руки. Руки в стороны-вверх.
— Туловище. Руки на пояс.
— Ноги. Руки на бедра.