1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Повторение и закрепление на более сложном материале в практических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения:
• выделение слов по вопросам кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?;
• дифференциация понятий слово — предложение,
• составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; их условно-графическая запись: П + С, С + П, П+С + В, С+О + П, П + С + В+Д, П + С + В + Т. (Условные обозначения: П — подлежащее, С— сказуемое, В — прямое дополнение — существительное в винительном падеже без предлога, О — определение, Д— дополнение в дательном падеже, Г—дополнение в творительном падеже);
• составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме;
• распространение предложений однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями;
• составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (пространственные предлоги).
|
|
2. Усложнение работы по формированию простого предложения:
• распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину);
• работа над интонацией предложения (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побудительная) в речи детей в диалогах;
• составление предложений определенного типа по заданию логопеда с использованием схемы;
• cсамостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?.
3.Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по формированию умения строить сложные предложения:
• сложносочиненное предложение с союзами а, и (при сравнении предметов);
• предложение со словами сначала..., а потом...;
• сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что.
4 Усложнение работы:
обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
1. Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.
2. Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?.
3. Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).
|
|
4. Составление предложений с различными изменениями, преобразованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.
5. Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.
6. потребление в практических упражнениях сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины, сравнения и времени; союзы чтобы, потому что, как, когда.
7. Анализ и синтез предложений, состоящих из 4—5 слов.
3-й период (апрель, май)
1. Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.
2. Обучение составлению сложносочиненных предложений с разделительным союзом или (практические упражнения).
3. Закрепление умения грамматически правильно отвечать на вопрос почему?.
4. Обучение правильному построению сложноподчиненных предложений, в которых главным является предложение «Яхочу...».
5. Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами что, чтобы (практические упражнения).
6. Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.