Несогласованные определения

Согласованные определения

Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями.

Примеры:

  • «Большие деревья растут возле отцовского домика»
  • «В нашем классе нет отстающих учеников»
  • «Он решает эту задачу второй час»

В современном русском языке согласованное определение в предложении чаще всего предшествует определяемому имени (см. вышеприведённые примеры). Обратный порядок (согласованное определение следует за определяемым именем) допусти́м, но употребляется, как правило, в специальных случаях:

  • в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: «Петропавловск- Камчатский», «Иван Великий», «имя существительное», «вереск обыкновенный»;
  • в стихотворных произведениях, на порядок слов которых оказывают влияние требования формы (размер, рифма и т. п.):

Барон в обители печальной
Доволен, впрочем, был судьбой,
Пасто́ра лестью погребальной,
Гербом гробницы феодальной
И эпитафией плохой.

— А. С. Пушкин. Послание Дельвигу

Несогласованные определения

Не согласуются с определяемым словом и выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом, придаточным предложением.

Примеры:

  • «Шумели листья берёзы»
  • «Ему нравились вечера в доме бабушки»
  • «Выбери ткань с рисунком повеселее»
  • «На завтрак дали яйца всмятку»
  • «Их объединило желание увидеться»
  • «Дом, в котором я живу»

3.

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием вариантов управляемых конструкций. Например, можно сказать: проехали лес – проехали через лес – проехали лесом – проехали по лесу. Значение этих словосочетаний одинаково, а вот падежные формы при управлении различны. Причины появления вариантов управления разнообразны: смешивание близких по значению слов, ошибки в выборе разговорной и книжной речи, незнание падежных предлогов и случаев их употребления, употребление слов- паронимов. Управление – способ подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит при главном в определённой форме (падеж, число). Например, люб ит музыку (Вин.падеж), люб ишь музыку (Вин.падеж), Рассмотрим варианты управляемых конструкций:


  • Конструкции, отличающиеся лишь оттенками в значении: обеспечить (Вин.падеж) альпинистов инвентарёмобеспечить (Дат.падеж) больным хороший уход. В первом случае сочетание имеет значение «снабдить в достаточном количестве», а во втором – «гарантировать что-либо». Конструкции просить деньгипросить денег, искать место – искать места отличаются тем, что Род.падеж указывает на определённый объект, а Вин.падеж имеет общее значение.

  • Варианты управления, которые получают стилевое закрепление: замечания студенту (нейтральное) – замечание в адрес студента (книжное), говорить о друзьях (нейтральное) – говорить про друзей (разговорное).

  • Управляемые конструкции, выражающие совершенно однородные отношения: учиться в институте – учиться на курсах, живёт в деревнеживёт на хуторе. В этих вариантах один и тот же падеж, поэтому выбор нужной формы управления не представляет сложности.

  • Синонимические слова, которые требуют употребления разных падежей: восхищаться отвагой – преклоняться перед отвагой, презирать опасность – пренебрегать опасностью, увлекаться музыкой – любить музыку. При использовании их в речи иногда возникают ассоциативные ошибки, близкие по значению словосочетания смешиваются. В этом случае нужно предпочтение отдавать форме, в которой грамматическое значение выражается более чётко.

  • Варианты управления, допускающие двоякое толкование: портрет Репина (портрет, написанный Репиным, или портрет самого художника?), директору надо посоветовать (директор сам будет кому-то советовать или должен выслушать совет другого лица?). Подобные конструкции должны поясняться в контексте.

  • Варианты при употреблении производных предлогов: ^ Пожар произошёл благодаря сторожу (за что его благодарить?).


Нужно использовать предлог из-за.


  • Варианты предложных конструкций: конструкции с предлогами о, по имеют канцелярский оттенок: отметить о важности (отметить важность), обсуждать о чём-либо (обсуждать что-то), рецензия по этой статье (рецензия на эту статью), показатели по этим предприятиям (показатели этих предприятий). Нужно использовать такие конструкции, какие приведены в скобках, эти варианты нейтральны.

  • Варианты управления, отличающиеся экспрессивной окраской: он не говорит правду – он никогда не скажет правды – он никому не скажет правды – он ни за что не скажет правды – он не может сказать правду. Дополнения в форме Род.падежа усиливают, подчёркивают отрицание, а конструкции в Вин.падеже «приглушают» значение отрицания.

  • Варианты управления при однородных членах предложения: читать и конспектировать книгу, выписывать и запоминать цитаты. Неверно построено словосочетание организовать и руководить группой (организовать – что? руководить – чем?). Исправить можно так: организовать группу и руководить ею. Также все однородные члены предложения и обобщающее слово должны стоять водной падежной форме: Учащиеся должны выполнять такие операции, как сверление, сборка, отделка деталей из фанеры (все в Им.падеже).

  • Варианты употребления русских предлогов антонимов в – из, на – с: поехал в Крым – вернулся из Крыма, пошёл на вокзал – пришёл с вокзала.

4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: