Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по данной дисциплине, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.
Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям:
· во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда;
· во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю;
· в-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.
Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие виды деятельности:
· изучение рекомендуемой литературы;
· подготовка к лекционным занятиям (повторение пройденного материала, составление глоссария);
|
|
· подготовка докладов для семинарских занятий;
· проведение тестовых испытаний и обработка полученных результатов;
· подготовка и написание рефератов;
· подготовка к экзамену.
Для эффективного усвоения учебного материала студенты должны:
· систематически обращаться к конспектам лекций и к методическим указаниям по изучению тем;
· систематически готовиться к семинарским и лабораторным занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
· при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками психолого-педагогической литературы и периодики;
· вести словарь по основным научным терминам и понятиям, изучаемым в рамках курса; посещать консультации преподавателей по изучаемым вопросам;
· выполнять научное исследование в рамках изучаемой темы и создавать банк методик по решению конкретной проблемы(название методики; цель; описание; предполагаемый результат-оформляется в отдельной папке)
В процессе подготовки к практическим и семинарским занятиям следует:
· добавить библиографию по теме;
· подобрать и изучить литературу, рекомендованную планом семинара;
· сделать записи в тетрадях для практических занятий наиболее важных положений, которые могут быть использованы при ответе на вопросы семинара (цель - сформировать собственное суждение по данной проблеме);
· в зависимости от требований семинара, сложности вопроса результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана (структуры) ответа, тезисов, ответа (доклада) или реферата.
|
|
· подготовить развернутый ответ по следующей схеме: дать определение рассматриваемого явления и т. п., раскрыть его сущность, показав его структуру, вскрыв причинно-следственные связи и взаимовлияние факторов, условий и обстоятельств на рассматриваемое явление (процесс), определить состояние, закономерности и тенденции его изменения в зависимости от различных факторов и условий. В процессе такой работы важно вскрыть положительные стороны и недостатки(узкие места) с тем, чтобы в выводах сформулировать обоснованные научные и др. рекомендации по альтернативным позициям.
Подготовка к семинарским и практическим занятиям предполагает выполнение студентами заданий, предусмотренных для каждого семинарского и практического занятия.