Российское христианское демократическое движение

А.

8—9 апреля 1990 г., в Вербное воскресенье и в Великий понедельник, состоялся учре­дительный Собор Российского христианского демократического движения (РХДД), общест­венно-политической партии, объединяющей сторонников "коренных преобразований всех сфер жизни страны на основе норм христианской морали". В работе Собора приняло учас-we 215 делегатов.

РХДД возникло на основе православных общин, кружков и объединений, сформиро­вавшихся на почве христианского искусства, просвещения и милосердия. Численность партии летом 1990 года составила 15 тыс. человек. 90% членов РХДД имеют высшее образо­вание.

В ходе Собора развернулась дискуссия о принципах деятельности. Сторонники идеи "партия как движение" считали, что именно эта форма необходима для сохранения неза­висимости всех групп и организаций, отказа от жесткой партийной структуры. Сторонники же создания централизованной партии выдвигали соображения иного порядка — для борьбы за депутатские места, создание фракции в парламенте нужна дисциплинированная партия. Собор принял компромиссное решение — создать и то, и другое.

Собор принял "Основные положения политической программы", Декларацию учре­дительного собрания, Устав РХДД, а также избрал руководящий орган — Думу.

В социально-экономической сфере РХДД выступает за деидеологизацию экономичес­кой политики, переход от плановой экономики к рыночной, равноправие всех форм собст­венности при введении антимонопольного законодательства. Особое внимание уделяется гарантиям социальной защищенности низкооплачиваемых и нетрудоспособных слоев на­селения за счет сокращения расходов на армию и содержание управленческого аппарата, улучшению условий труда и отдыха работающих, приведению медицинского обслужива­ния в соответствие с современным мировым уровнем, созданию свободных профсоюзов, а также христианских благотворительных организаций и учреждений. В программных документах предлагается провести деидеологизацию образования, упразднить комсомоль­ские и пионерские организации, содействовать открытию частных школ.

"Задачей христианской политики, — подчеркивает Декларация РХДД, — является творческая христианизация общих условий жизни народа, то есть реформирование их в направлении максимального соответствия христианской правде". В соответствии с главной целью совершенствования мира через совершенствование человека РХДД считает, что средством достижения этой цели является "творческая демократия". Предпосылкой ее яв­ляется формирование человека с развитым правосознанием. Отсюда отношение к демокра­тии не как к цели, а как к средству высвобождения созидательной силы народа, понима­ние народом свободы как "соблюдения чести, достоинства и самодисциплины", отношение к частной собственности как "священной" и "необходимому условию преобразования мира", к хозяйственной самостоятельности человека "как непременному условию форми­рования свободной личности".

Партия стоит на позициях "просвещенного патриотизма", под которым понимается любовь к народу, его истории, исключая при этом националистическую гордыню, экстре­мизм и шовинистическую агрессию". Ключом к решению национальных проблем на тер­ритории России является "терпимость к чужой и своей свободе". Как зафиксировано в Основных положениях политической программы" партии, только народное христианское Движение может гарантировать "социально-политический плюрализм, отказ от насилия над сословиями, национальными и конфессиональными группами, отдельными гражданами". вся политическая деятельность РХДД, - говорится в ее документах, - согласуется с нор­мами христианской морали".

В сферу ближайших политических задач партии входят полный отказ от коммунисти­ческой идеологии, так как "христианский идеал противоположен коммунистическому" неукоснительное соблюдение свободы совести и вероисповедания как "гаранта нравствен­ного здоровья народа", слова и печати, митингов и собраний, личных свобод и свободы передвижения, усиление социальной защищенности военнослужащих, включая создание института армейского духовенства.

РХДД выступает за "подготовку и созыв Земского Собора, который призван восста­новить прерванную революционным переворотом преемственность законной верховной власти в России". Считая, что в современных условиях оптимальной формой государст­венного устройства для России является президентская республика при соблюдении принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, партия в спе­циальном обращении к общественности России подчеркивает, что "целью политической деятельности христиан является не та или иная форма социально-политического устройст­ва, а утверждение и защита в обществе идеалов духовной свободы, творческой ответст­венности, любви, добра, милосердия и соборности, дарованных человеку Христом".

Предусмотрено индивидуальное и коллективное членство для христианских общин, кружков, а также любой организации, программные документы и практическая деятель­ность которых не противоречат основным принципам РХДД. Верующие могут стать члена­ми партии, руководствуясь православным мировоззрением, а атеисты — поддерживая политическую программу.

Высший орган РХДД — Собор. Делегаты Собора избираются прямым тайным голосо­ванием. В исключительную компетенцию Собора входит изменение Декларации, Програм­мы, Устава, роспуск организации. В период между Соборами высшим органом является Дума в составе 15 человек. Она избирается на Соборе.

Сопредседатели Думы: священник Вячеслав Полосин, народный депутат РСФСР, Виктор Аксючиц, народный депутат РСФСР, Глеб Анищенко, создатель журнала "Выбор".

Издание — журнал "Выбор".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: