III. Комментарии к преамбуле

С самого своего создания Совет Европы работает над установлением и распространением общих принципов в законодательстве, практике и системах всех государств-членов. Система уголовной юстиции была одним из приоритетных направлений в этом плане, учитывая, что борьба с преступностью требует прямого и конкретного применения принципов, на которых зиждется существование Совета Европы и которые он обязан защищать по самой своей природе, а именно: верховенства права, демократии и прав человека.

Кроме того, эффективность мер по борьбе с преступностью в значительной степени зависит от достижения их единообразия в рамках согласованной и последовательной единой европейской политики. Это условие становится все более императивным в связи с наличием таких явлений, как организованная преступность и коррупция, которые часто имеют международное измерение, перед лицом которого национальные системы могут оказаться недостаточными.

По традиции, разработка общих норм, применимых к таким репрессивным органам, как полиция, развивалась иначе, чем, например, судебный аспект уголовной юстиции или применение наказаний. Однако, недавно принятая Рекомендация Rec (2000) 19 Совета Европы о роли Прокуратуры в системе уголовной юстиции, а также настоящая рекомендация отражают появление новой тенденции в этой области. Кроме того, признание полиции как составляющей в системе уголовной юстиции – что означает сближение юстиции и сферы внутренних дел – способно стать прочной основой для более активной гармонизации применимых к полиции норм.

В современной Европе, где границы между государствами стираются, неизбежно приходится рассматривать полицию и ее полномочия в международной перспективе. Проблема в значительной мере состоит в эффективности полиции в ее борьбе с теми формами преступности, которые все чаще осуществляются, невзирая на государственные границы - например, с организованной преступностью и коррупцией. Однако этой перспективой проблемы не ограничиваются. В демократическом обществе полномочия полиции ограничены соображениями допустимости тех или действий с точки зрения основных прав и свобод человека в том виде, в каком они изложены в Европейской конвенции о правах человека. Поэтому следует находить необходимое равновесие между этими интересами, и именно здесь вступает в игру международная полицейская этика.

Связь между полицией и общественностью является ключевым элементом в любой демократической стране. В обществах этого типа полиция отвечает не только перед государством, но и перед населением, и её эффективность в значительной степени обусловлена поддержкой со стороны населения. В этом плане социальная функция полиции и миссия выполнения публичной службы важны и для её репрессивной функции.

Европейская конвенция о правах человека и правоприменительная практика на её основе послужили основой для разработки настоящей Рекомендации, в которой к тому же учтены принципы Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (КПП). На эту работу в соответствующих её частях оказали также влияние общие идеи и принципы Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (КПП), а также Европейская социальная хартия и правоприменительная практика на её основе. Другие международные документы, особенно те из них, которые относятся к полиции, например, Кодекс поведения Организации Объединенных Наций для лиц, ответственных за применение законов и Резолюция 690 (1979) Парламентской Ассамблеи Совета Европы по Декларации о полиции не просто тщательно изучались, но и стали ценными источниками при разработке настоящей Рекомендации.

Кроме того, следует назвать ряд других документов Совета Европы, которые устанавливают направления деятельности в некоторых областях, относящихся к настоящей Рекомендации и которые были очень внимательно изучены:

− Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств
(SТЕ № 157);

− Резолюция (78) 62 по преступности среди несовершеннолетних и социальных преобразованиях;

− Рекомендация R (79) 17 по защите детей от жестокого обращения;

− Рекомендация R (80) 11 по содержанию подследственных в местах лишения свободы;

− Рекомендация R (83) 7 по участию общественности в политике по борьбе с преступностью;

− Рекомендация R (85) 4 по насилию в семье;

− Рекомендация R (85) 11 по статусу потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса;

− Рекомендация R (87) 15 по регламентированию использования данных личного характера в деятельности полиции;

−Рекомендация R (87) 19 по организации профилактики преступности;

− Рекомендация R (88) 6 по социальному реагированию на противоправное поведение молодежи из семей мигрантов;

− Рекомендация R (96) 8 по политике в области борьбы с преступностью в меняющейся Европе;

− Рекомендация R (97) 13 по запугиванию свидетелей и правам защиты;

− Рекомендация R (97) 24 по двадцати руководящим принципам борьбы с коррупцией;

− Рекомендация R (99) 19 по посредничеству в уголовной сфере;

− Рекомендация R (2000) 10 по кодексам поведения для государственных служащих;

− Рекомендация R (2000) 19 по роли прокуратуры в системе уголовной юстиции;

− Рекомендация R (2000) 20 по роли раннего психосоциального вмешательства в предупреждении противоправного поведения;

− Рекомендация R (2000) 21 о свободе осуществления адвокатской деятельности;

− Общеполитические рекомендации ЕКРИ – Европейской комиссии против расизма и нетерпимости.

Следует упомянуть, что принимались во внимание и некоторые другие документы (конвенции, учебники и т.д.), разработанные в Совете Европы и относящиеся к таким связанным с полицией вопросам, как «полиция и права человека», «этика полиции», СМИ, расизм и нетерпимость, равенство и меньшинства.

Настоящая Рекомендация составлялась, исходя из того, что существуют значительные различия между государствами в отношении того, как в них полиция выполняет свои задачи. Это особенно чётко видно на уровне как уставов и организации сил/служб, так и методов их деятельности. Одновременно выявляются черты сходства – в частности, в отношении целей полиции и тех проблем, с которыми ей приходится сталкиваться в рамках своей повседневной деятельности. Для учёта этого аспекта Рекомендация состоит из основных принципов, считающихся жизненно важными в странах с устоявшейся демократией как для эффективности полиции, так и для принятия её роли общественностью.

Создание общих норм пришлось на нужный момент. По всей Европе ведется реформирование полиции, и особенно – в странах с самой молодой демократией, причем эти реформы вписываются в общий процесс, главной целью которого является упрочение таких демократических принципов, как верховенство права и защита прав человека в государственной администрации.

Этот комплекс руководящих принципов может стать ориентиром и руководством для реформирования полицейских систем. Однако ясно, что государствам-членам должна быть оставлена определенная свобода выбора, особенно учитывая различия в их прошлом и неравномерность в уровне их развития. Настоящая Рекомендация представляет собой основу для дальнейших усилий в отношении полиции, а Совет Европы относит эту проблему к числу своих приоритетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: