Случай 1

Маша О., 9 лет, 5 гимназический класс.

Октябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя: “Посоветуйте маме забрать дочь из гимназии”.

Запрос мамы: “Может быть, мне лучше забрать дочь из гимназии”.

Данные, приведенные учителями:

Успеваемость удовлетворительная, единственная претензия — тройки по русскому языку. Вступительные экзамены сдала неровно: получила “3” за диктант, но понравилась учителю-словеснику хорошей речью. Зачислена с условием, что догонит класс по английскому. Учителей беспокоит ее поведение: она “не вписывается” в коллектив, настраивает одних девочек против других, иногда грубит старшим. Маша привирает, придумывая о себе “красивые” истории: однажды она заявила, что плохо себя чувствует, поэтому надо поручить одноклассницам провожать ее домой (школьный врач оценила ее жалобы как симуляцию).

Данные, сообщенные мамой:

Нет усердия в учебе, часто “выкручивается”. В начальных классах (в другой школе) была самой сильной по успеваемости, правда, уровень преподавания был низкий. Маме казалось, что дочь способна справляться с более высокими требованиями, поэтому Маша и поступила в гимназию. В прежнем классе отношения с одноклассниками и учителем были нормальные. Она жалуется, что в гимназии ее дразнят за “бедность”. Ее родители развелись, когда девочке было 2 года, живет Маша с мамой и бабушкой. Мама — инженер, зарплата скромная, вынуждена во многом отказывать себе и дочери. Возвращается мама домой поздно, общение с дочерью ограничивается занятиями английским языком. Мама — молодая интересная женщина, но, по ее признанию, ни о какой личной жизни и речи быть не может, так как бабушка (70 лет, бывшая учительница) подавляет и дочь, и внучку. Бабушка не разрешает Маше гулять после школы, боясь, как бы с ней что-нибудь не случилось, в кружки внучку водить отказывается, ссылаясь на свое слабое здоровье. Маша и мама трогательно привязаны друг к другу, мама очень переживает из-за гимназических трудностей дочери.

Наблюдение и беседа с ребенком:

Маша — миловидная, миниатюрная девочка. К обследованию отнеслась заинтересованно, внимание психолога было ей приятно. Очень словоохотлива, интересы инфантильные, доброжелательна к окружающим, ориентирована на поддержку со стороны старших, ей свойственна некоторая демонстративность поведения. Неудовлетворена своими оценками и отношениями в новом классе. В отсутствии подруг в гимназии винит одноклассниц или обстоятельства. Жалуется на чрезмерную опеку со стороны бабушки, особенно обидно Маше, что бабушка даже днем не разрешает ей гулять во дворе.

Диагноз непсихолога:

Классный руководитель: плохое воспитание.

Мама затрудняется назвать причину дезадаптации.

Самодиагноз: недружный класс.

Резюме по феноменологическим данным:

Трудности адаптации в новом коллективе, черты демонстративности в поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: