Участники: Директор школы, психолог.
Информация: Директор дает психологу распоряжение составить психологическую характеристику на ученика П., который учится в специализированном (гимназическом) классе. Директор уверен, что из этого ученика ничего не получится, ему не место в специализированном классе. Психолог не согласен.
Задание: Защитить свою позицию.
Застенчивый клиент
Участники: Психолог, работник предприятия.
Информация: Психолог встречается в столовой с работником предприятия, который дает знать, что у него много что сказать, но не знает, как начать.
Задание: Помочь клиенту раскрыть свои мысли.
Помогите
Участники: Родитель, психолог.
Информация: Мама очень озабочена поведением своего сына 9 лет — после возвращения из санатория он стал плохо себя вести. Дерется, не слушается. Она боится с ним на люди показываться.
Задание: Провести консультацию в русле гуманистической парадигмы.
Вредные” клиенты
Участники: Клиент (незнакомый человек, не из этой группы), психолог.
Информация: Клиент описывает свою ситуацию, содержащую психологические проблемы. Консультант должен провести консультирование с ним.
Дополнительная информация клиенту: В ходе обсуждения попробовать “сбить” психолога, задав провокационные вопросы, сделав какие либо предложения “не по делу”:
- Сколько вам лет?
- Я приглашаю вас вечером в ресторан.
- Дайте совет.
- Вы такая молодая.
- Вы хорошо выглядите. Как вам это удается?
- Я тоже психолог.
- Я известный психолог.
- Я не доверяю мужчинам-психологам (женщинам).
- Все это ерунда. Ничего вы не понимаете.
- А у вас с сексом все в порядке?
Сглаживание оскорбления
Участники: Психолог, учительница.
Информация: Стало традицией к годовщине школы награждать почетным знаком учителей-ветеранов. В список награждаемых включена учительница Н., долгое время работающая в школе. Заместитель директора по воспитательной работе приглашает ее в связи снаграждением на торжественное собрание, в котором в принципе она могла бы не участвовать. Учительница, одетая наряднее обычного, приходит на собрание, но почетного знака не получает — по ошибке ее фамилия в приказе директора была пропущена. Учительница обижена, ей стыдно, т.к. все коллеги знали, почему она пришла на торжественное собрание. После собрания учительница приходит к психологу и рассказывает о полученном ею оскорблении.
Задание психологу: Эмоционально поддержать и сгладить обиду.