Случай 5

Саша Ш., 10 лет, 5 класс.

Ноябрь 1992 г.

Феноменология:

Запрос классного руководителя:

“Очень неблагополучный ребенок: по основным предметам двойки, на уроках расторможен, классный коллектив его полностью отвергает. Как помочь ребенку?”

Данные, приведенные учителями:

Саша — младший ребенок в семье, его сестры учились в этой же школе. Старшая — сводная сестра — старательная, тихая девочка, училась без троек, никаких проблем с ней не было. Сейчас Лена — студентка престижного гуманитарного вуза. Родная же сестра Саши с трудом закончила 9 классов и доучивается в вечерней школе. Являясь неглупой девочкой, в средних классах она много прогуливала, домашние задания не всегда выполняла, поэтому ее едва дотянули до выпуска. Кроме того, она отличалась неуравновешенным характером, могла нагрубить учителям в ответ на замечания. Учителя считают, что в отношении средней дочери родители заняли неправильную позицию, стараясь всячески оправдывать ее выходки. Родителей учителя также считают “трудными”: мать занята хозяйством, воспитанием детей, и контактами со школой ведает отец, у которого есть свое представление о содержании и методах обучения и воспитания. Школа, где учились дочери, а сейчас учится сын, далека от его идеала, о чем он неоднократно заявлял им. Принять его замечания, как правило, нельзя, так как они затрагивают содержание учебников и требуют пересмотра сложившейся методики преподавания. Сашин отец — прораб. С его слов, имеет два высших образования, увлекается оккультизмом, религиозен. “Витает в облаках, с ним трудно обсуждать конкретные вопросы воспитания сына”, — жалуются педагоги. В семье практикуется вегетарианство, что, по мнению учителей, плохо отражается на самочувствии мальчика, классный руководитель рассказывает, что он с жадностью съедает школьный завтрак. В первой четверти у Саши двойки по русскому языку и математике. Учителя говорят, что даже “натянутая” тройка по этим предметам — невозможна: слишком значительны пробелы в знаниях. Во второй четверти скорее всего будет “2” и по английскому языку. Учительница считает, что ребенок не может отвечать в присутствии других детей, слишком нервничает. Однако, по ее мнению, у Саши есть некоторые способности к языку: он хорошо схватывает интонацию, ему легко дается фонетика, он вполне справлялся бы со школьной программой, находясь на индивидуальном обучении. На всех уроках мальчик крайне не усидчив: постоянно отвлекается, вертится, с кем-нибудь разговаривает, мешая учителю. Складывается впечатление, что такое поведение — не злой умысел, а следствие двигательной расторможенности, которую Саша не может произвольно контролировать. “Это и понятно, он родился, когда матери было за сорок”, — вздохнула одна учительница. Одноклассники очень не любят Сашу. Классный руководитель не может понять причину такой неприязни: мальчик не обзывается, не дерется, не ябедничает... Многие дети просили ее перевести Сашу из их класса, объясняя это тем, что он подводит коллектив: слабо учится, плохо ведет себя на уроках. На замечание учительницы, что таких ребят в классе несколько, они не могут что-либо убедительно ответить. Друзей или приятелей у мальчика в классе нет, сидеть за одной партой с ним все отказываются.

Данные, сообщенные родителями:

Беседа с отцом (ноябрь): он уверен в правильности своей педагогической теории, трудности со средней дочерью не связывает с ошибками в семейном воспитании, считает, что это “судьба”. Для общения с детьми у него выдается 15-20 мин. в день: он возвращается с работы около 10 часов вечера, нередко приходится ездить в командировки. Конечно, они требуют большего времени, но чтобы обеспечить семью материально, папа вынужден соглашаться на такие условия работы. Первые два года учебы сына мало интересовали его, больше волновало нравственное развитие человека, чем конкретные жизненные события. Жалобы Саши на несправедливое отношение к нему одноклассников он воспринимал спокойно: люди часто не ценят душевные качества других, придавая огромное значение внешним атрибутам. Отец советовал Саше быть со всеми дружелюбным, ни на кого не обижаться, ни в коем случае не платить обидчикам той же монетой: не драться, не дразниться и т. д. “Надо ко всем относиться хорошо, независимо от их отношения к тебе”, — вот главный его принцип в общении с людьми, который он старается передать сыну. Однако на третьем году Сашиной школьной жизни отец отказался от политики невмешательства в отношения сына и школы. Как-то на собрании его поразила фраза учительницы: “Ваш Саша делает так много ошибок, что мы над ним смеемся всем классом”. Жаловаться на педагога администрации папа не стал — он принципиально ни на кого не жалуется, но высказал свое возмущение, сильно напугав ее. С тех пор он стал критически оценивать и стиль общения с детьми данного педагога, и ее критерии оценки знаний учеников. Свое мнение отец в тактичной форме старался высказывать на собраниях, чтобы побудить учительницу задуматься о правильности ее воспитательных и дидактических установок. Он с сожалением замечал, что не находит поддержки у других родителей. Собственно успеваемости мальчика в семье не стали уделять больше внимания: оценки — личное дело каждого. Кроме того, папа надеялся, что у других педагогов Саша будет лучше учиться, и с удивлением отметил, что, хотя в средней школе все они вызывают у него уважение, оценки остались прежними, более того, если учительница начальной школы после многих двоек все-таки выводила в итоге “удовлетворительно”, то теперь появились "неуды" в четвертях. Отец находится в состоянии некоторой растерянности, так как дела у сына очень неблагополучны. Неприятности со средней дочерью начались с 7 класса, а тут, как он теперь понимает, дело приняло нежелательный оборот чуть ли не с первого... Тем не менее папа надеется еще на что-то хорошее, то, что он закладывает в сыне, рано или поздно проявится и даст свои плоды.

Беседа с матерью (декабрь): Мама пришла к психологу, когда стало ясно, что во второй четверти у мальчика будет три двойки — по русскому, английскому и математике. Она довольна своей семьей: муж — работящий, высоконравственный человек, без вредных привычек, у них общие взгляды по основным жизненным вопросам. То, что семья большая — трое детей — ее гордость, в малодетной семье “меньше жизни, скучно”. По ее словам, дома Саша совершенно иной, чем в школе: веселый, живой ребенок, с ней и сестрами очень ласков, иногда, правда, может вспылить, но тут же отходит, переживает за свою несдержанность. Маме странно слышать, что сына не принимает классный коллектив: некоторые мальчики из класса приходят к ним в гости, с удовольствием играют вместе, дом всегда открыт для друзей. Любимое занятие сына — просмотр телепередач, прежде всего мелодраматических телесериалов. В последнее время она стала использовать телевизор как стимул для выполнения домашних заданий: сначала — уроки, а затем просмотр очередной серии. Если же не контролировать мальчика, то к домашним заданиям он приступает в десятом часу вечера, непосредственно перед приходом отца. Мама обратилась с просьбой поговорить с учительницей английского языка. Она же преподавала язык у средней дочери, по ее мнению, она недолюбливала девочку и теперь перенесла негативное отношение на сына. Интересно, что мама никогда не знала имени и отчества учительницы, и вопрос психолога, с кем же именно из преподавателей английского надо поговорить, поставил ее в тупик. “Дети всегда звали ее Черепахой Тортиллой”, — сказала она. Старшая дочь, умница, хорошо знающая язык, занимается дома с братом и считает, что он может иметь положительные оценки. Лена была на нескольких уроках, но Сашу тогда не спрашивали, она вообще, как показалось сестре, недостаточно обращает на него внимания. Это подтвердило мамины опасения. Мама была вынуждена признать, что в двойках по русскому и математике учителя не виноваты, дело в Сашиных знаниях.

Наблюдение и беседа с ребенком:

Саша — худенький, подвижный мальчик, выглядит немного моложе своих лет, типичное выражение лица при общении со взрослыми — виноватая улыбка. В первые минуты беседы с психологом выглядел испуганным, но, убедившись в доброжелательном отношении к себе, успокоился, охотно отвечал на вопросы и выполнял психодиагностические методики. Любимое его занятие — гулять во дворе. Отношения с ребятами у него хорошие. Одно время мальчик учился играть на трубе в Доме детского творчества, у него хорошо получалось, но вскоре кружок из-за ухода руководителя перестал существовать. Два месяца Саша ездил на тренировки по восточным единоборствам, но секция находилась далеко — на дорогу в оба конца уходило 2 ч. Отец, возивший его на занятия, часто уезжает в командировки, поэтому от тренировок пришлось отказаться. Восточные единоборства нравились ему потому, что дают навыки самообороны. Другие виды спорта меньше привлекают мальчика. Сашина мечта — завести собаку, обязательно большую и выдрессировать так, чтобы она надежно защищала хозяина. Мечта вряд ли скоро осуществится: дома живут кошка и попугай (он очень их любит), мама и слышать не хочет еще об одном животном. Саша не может объяснить причину неприязни одноклассников к себе. Кажется, что он привык к этому и смирился. Говоря об оценках, мальчик заверил, что старается, но по некоторым предметам ничего не получается. Тут же вызвался рассказать стихотворение по английскому, был очень доволен, что вспомнил его без ошибок. На учителей не жаловался. На вопрос о поведении на уроках заметил, что у них в классе многие вертятся и разговаривают друг с другом. Саша не считает, что ведет себя хуже всех, а отвлекается он неумышленно, “так получается”.

Диагноз непсихологов:

Учителя: педагогическая запущенность со стороны родителей, нежелание последних прислушиваться к советам педагогов, большие пробелы в знаниях, возможно, ослаблена нервная система (расторможенность), вероятно, не развиты нравственные качества. Учительница замечает: “Значит, что-то в нем есть нехорошее, раз дети не любят”.

Родители: необъективное отношение некоторых преподавателей, последствия нетактичного отношения к ребенку учителя начальных классов, недостаточное развитие нравственного сознания для установления гармоничных отношений со сверстниками и ответственного отношения к учебе.

Самодиагноз: сформулировать затрудняется.

Резюме по данным феноменологии:

Двигательная расторможенность на уроках, отвержение со стороны классного коллектива, неуспеваемость по основным предметам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: