Составляющие процесса, основные задачи, формы и модели психологической помощи

Ситуация общения клиента с психологом-консультантом включает такие составляющие: 1. Личность кли­ента и его переживания; 2. Личность психолога-консуль­танта (наставника) в единстве его самостных и функци­ональных образований; 3. Взаимоотношение между кли­ентом и психологом.

Саму ситуацию создают вполне определенные вне­шние обстоятельства, и это является причиной обраще­ния за психологической помощью. Если сопоставить ситуации обращения клиента к представителю другой профессии системы «человек-человек»: юристу, учите­лю, врачу, священнику, руководителю, даже официанту и ситуации обращения человеком за психологической помощью, мы увидим очень много различий. Обращаясь ко всем без исключения представителям иных коммуни­кационных профессий, клиент: а). Знает, чего он хочет; б). Осведомлен в той или иной мере о нормах взаимоот­ношений с представителем данной профессии; в). Дос­таточно хорошо понимает меру ответственности и огра­ничений свою и профессионала. Скажем, человек пони­мает и принимает заранее возможность того, что резуль­тат лечения не зависит исключительно от квалифика­ции врача и его рекомендаций даже при наличии самых необходимых медикаментов.

В области психологической помощи существуют впол­не определенные трудности, связанные как со специфи­кой профессии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив психолога. Первая из трудностей состоит в том, что психолог работает не с ситуацией, а с пережива­нием, системой ценностей, отношений и состояний чело­века. Прояснение подлинных мотивов и жизненных смыс­лов человека может сделать излишней саму жизненную ситуацию, коль скоро она является производной от пси­хологической проблемы клиента. Если в других профес­сиях межличностные отношения играют лишь определен­ную роль, а' иногда никакой, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста (например, официанта), то в консультативной ситуации именно характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные качества психолога, предъявляемые и не предъявляемые клиенту, но улавливаемые последним, играют определен­ную, главную роль в динамике процесса и в конечном итоге действенности психологической помощи.

В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером А.А. Бодалев выделяет несколько моделей помощи человеку: педагогическую, диагностическую, социальную, медицинскую модель. Собственно психо­логическая (психотерапевтическая) модель описывает­ся так: причины личностных проблем или неблагополу­чия в жизни лежат либо в неадекватном взаимодействии с самим собой и с другими людьми, либо в личностных особенностях людей по общению. Данная модель рас­сматривает дисгармонии в отношениях между людьми и самим собой, использует не абстрактные знания науки, а закономерности человеческого бытия. Эта модель ис­пользуется прежде всего в работе психологов, психиат­ров, психотерапевтов. В нашей стране эта модель разра­батывалась прежде всего психиатрами и врачами-пси­хотерапевтами. Сопоставление психологической помо­щи и медицинского лечения не просто аналогия. В обе­их ситуациях изначально известен симптом страдания, который необходимо понять индивидуально, причем пси­хологическая помощь не сводится к использованию здра­вого смысла и житейского опыта, а основывается на об­щих закономерностях общения и структурирования пси­хики. Цель одна у обеих — избавление от страданий. Отличие же психологического лечения от медицинского кроется в двух основных особенностях: а) природа стра­даний — проблема недовольств, неудовлетворенностей — кроется не в телесных недугах, а в сфере общения, особенностях личности, в восприятии себя и ситуации и т. п.; б) природа воздействия также лежит в сфере пси­хологических процессов — в общении, специфике взаи­модействия, личностных установках общающихся. Ока­зание психологической помощи проводится в допуще­нии, что клиент — здоровый человек, изначально ответ­ственный за себя и свои поступки (А.А. Бодалев, В.В. Столин).

Основная задача психолога — вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к психологической информации. В связи с этим Г. С. Аб­рамова выделяет четыре типа задач взаимодействия кли­ента с психологом. Во-первых, социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и психологичес­кую информацию о других людях, ориентируясь на со­циальные критерии и нормы («правильно — неправиль­но»). На этом этапе требуется изменение системы оценки клиента, что позволит увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания. Во-вторых, этические задачи, когда кли­ент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отношения («хоро­шо — плохо»). Психологу необходимо показать ограни­ченность оценочной шкалы, которая не дает возможно­сти клиенту анализировать динамичность психологичес­кой информации. В-третьих, нравственные задачи. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии доб­ра и зла, которые требуют осуществления выбора. Не­обходимо показать клиенту условность этих критериев, подвести его к осознанию нетождественности этих кри­териев для разных людей. В-четвертых, собственно пси­хологические задачи. В общем виде они характеризуют­ся тем, что клиент ставит вопрос о значении той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения. Большую часть реальных клиентов со­ставляют люди, ориентирующиеся на социальные и эти­ческие задачи взаимодействия с психологом. Работа пси­холога-консультанта связана с тем, чтобы они совмест­но с клиентом переформулировали проблему в задачу психологическую, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: