Определение понятия, цели, задачи психологического консультирования

Трудно дать четкое определение психологическому консультированию или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных ви­дов консультативной практики. Так, фактически в лю­бой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультиро­вание как одна из форм работы. Консультирование вклю­чает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное, консультирование руководителей, и др. Консультативная психология представляет собой важ­ное самостоятельное направление психологической на­уки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии. Консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем (направ­лено «вширь»), чем психотерапия (направлено «вглубь»). Консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Пси­хотерапия — это долговременный процесс реконструк­ции личности, характеризующийся глубокими измене­ниями в ее структуре Консультирование — это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвра­щающая развитие нежелательных осложнений, в кото­рой особое значение имеет диагностика. Консультиро­вание отказывается от концепции болезни, то есть при­знает право человека на большую вариативность пове­денческих реакций и психических состояний как здоро­вых, а не болезненных проявлений. Основной функци­ей психолога-консультанта является предоставление кли­енту необходимой психологической информации, сти­мулирование его активности работы над собой, что яв­ляется одной из задач психотерапии. Подготовка кон­сультанта не ориентирована на глубокое освоение мето­дов психотерапии. Рядом авторов отмечается, что пси­хологическое консультирование — это «первичная пси­хотерапия» (П. П. Горностай, С. В. Васьковская) или «на­чальный этап психотерапии» (В. Ю. Меновщиков). Так­же отмечается функция психолога-консультанта как по­средника между клиентом и психотерапевтом.

Цель психологического консультирования — куль­турно-продуктивная личность, обладающая чувством пер­спективы, действующая осознанно, способная разраба­тывать различные стратегии поведения и способная ана­лизировать ситуацию с различных точек зрения. Разго­вор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. В целом эффективность консультатив­ного процесса связывают с личностным продвижением и ростом. По мнению Скалли и Хопсона, существует три основных цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие клиента и создание здоровых микро- и макросистем для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель, и в этом видят залог эффективно­сти консультирования.

В процессе консультирования психолог, как прави­ло, решает такие задачи: 1) помогает клиенту сориенти­роваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной си­туации; 2) актуализирует психические силы и способ­ности клиента, способствующие нахождению новых воз­можностей решения проблем. Соответственно консуль­тативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический. Для решения диагностической задачи психологу нужно осуществить всесторонний ана­лиз необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставив­шие обратиться за помощью. В первую очередь выясня­ются причины и источники развития проблем клиента. Терапевтическая задача — это собственно процесс реа­лизации психологической помощи с использованием спе­циальных приемов и техник. Он включает психологи­ческую поддержку, оптимизацию психического состоя­ния и актуализацию психологических ресурсов клиен­та, эффективность которых будет намного выше, если терапевтическая коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.

Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так: выявление проблемы — диагноз — анализ фактов — план вмешательства — вмешательство в виде консультирования — оценка результатов совместной де­ятельности консультанта и клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: