Информационная оценка эволюции рынка

Исходным состоянием конкурентного рынка считается модель совер­шенной конкуренции. Основными условиями ее существования являются:

- большое число субъектов рынка – продавцов и покупателей;

- стандартизированная (однородная) выпускаемая продукция;

- полное отсутствие ограничений входа-выхода из отрасли, делаю­щее невозможным влияние на цены отдельной фирмы (фирма не может устанавливать рыночную цену, а лишь при­спосабливается к ней); при этом ничто не препятствует факто­рам производства переходить от одного хозяйствующего субъ­екта к другому;

- усреднение нормы прибыли, сведение стоимости товаров и ус­луг к средним издержкам;

- постоянная отдача от масштабов производства (независимость средних издержек от объема выпуска).

При этих условиях осуществляется процесс саморегулирования рынка, приводящий к равенству

. (22)

В установившемся равновесном состоянии происходит минимизация цены, средних и предельных издержек и оптимизация (максимизация) объ­емов производства. Равенство цены и минимальных средних издержек пока­зывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных техно­логий, назначает самую низкую цену, совместимую с издержками, и произ­водит наибольший объем продукции, соответствующий ее издержкам (про­изводственная эффективность). Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями по­требителей (эффективное распределение ресурсов). Наличие этих равенств и их последствия позволяют считать такую конкуренцию «совершенной».

При господстве совершенной конкуренции экономика максимизирует выпуск и снижает цены при данном устоявшемся уровне технологии и дан­ной устоявшейся экономической структуре. Однако совершенной конку­ренции присущи и значительные недостатки, свидетельствующие о преуве­личении степени ее совершенства:

· создание для фирмы равенства возможностей не гарантирует равен­ства достигаемых результатов, так как платежеспособные потребности (спрос) покупателей, распределение денежных дохо­дов, капиталы фирмы различные;

· экономическая прибыль для совершенного конкурента равна нулю, учитываются лишь те издержки, которые окупаются фир­мами, при этом игнорируются издержки, связанные с производст­вом общественных благ (правопорядок, обороноспособность и т.д.);

· слабая чувствительность к инновациям, вытекающая из усредне­ния нормы прибыли и незначительности ее размеров; при этом, работая в «режиме безубыточности», совершенный конкурент не имеет значительных средств на финансирование дорогостоящих исследовательских программ и усовершенствование производства, к тому же большое количество фирм не позволяет сконцентриро­вать ресурсы, необходимые для развития наукоемких и капитали­стических отраслей, развития фундаментальных исследований;

· отсутствие дифференциации продуктов и услуг не учитывает в пол­ной мере потребительских предпочтений и вкусов;

· стандартизация продуктов и услуг приводит к относительно медлен­ным изменениям в технологии и организации производ­ства; производственная эффективность и эффективность распре­деления ресурсов ограничиваются существующим положением дел; услуги труда и капитала требуют средних знаний и средних способностей – все определяет стандарт.

При длительном сохранении в обществе господства совершенной конкуренции возникает необходимое движение к стационарному состоянию с ничтожно малыми типами изменений. Такое утверждение носит скорее теоретический характер, поскольку чистая, совершенная конкуренция – это лишь модель. В действительности равновесного состояния так и не было достигнуто, и к концу XIX столетия в экономике произошли существенные структурные изменения, в результате которых совершенная конкуренция была вытеснена монополиями и олигополиями, ведущими к концентрации производства, экономии от масштаба, более полному использованию дос­тижений НТП. Тем самым были созданы объективные основы для получе­ния экономической прибыли и убыстрения темпов экономического роста. Равенство (22) для монополиста заменяется неравенством

. (23)

В соответствии с (23) монополист выбирает и цену , и объем вы­пуска, и чтобы поднять цену, он должен уменьшить (по сравнению с опти­мальным объемом выпуска совершенного конкурента) объем продаж. С общественной точки зрения кажется, что это хуже совершенной конкурен­ции. Но это не совсем так. Во-первых, естественной основой для образова­ния монополий служит снижение средних издержек с ростом объемов про­изводства (положительная отдача от масштаба), что делает экономически выгодным крупное производство, способное предложить однотипные то­вары и услуги в огромных размерах. Крупное промышленное производство ведет к возникновению больших городов, развитию транспортных магист­ралей, открывающих доступ к удаленным территориям. Индустриальные центры порождают массовое производство и массовое потребление. Появ­ляется всеобщее образование по стандартам, одинаковым для всех про­грамм. Во-вторых, возникновение монополий хоть и приводит к устране­нию совершенной конкуренции, но не конкуренции вообще. При этом мо­нополии превращаются в олигополии, когда лидирующее положение в от­расли занимает не одна, а несколько крупных фирм. Конкуренция между ними вынуждает каждую принимать во внимание реакцию конкурентов на изменение в ценах и объемах выпуска, применять стратегическое (рефлек­сивное) планирование, учитывающее возможные ответные реакции конку­рентов.

Укрупнение производства при увеличении нормы прибыли и сохра­нении конкуренции позволили экономике систематически аккумулировать достижения НТП. Результатом действия такой экономики стало появление электричества, железных дорог, автотранспорта, телефона, телеграфа, мас­сового жилищного и промышленного строительства, а также повышение продуктивности сельского хозяйства и т.д.

Интегральным показателем развития общества при олигополии стал показатель роста совокупного дохода на душу населения, ведущий к стан­дартизации производства и потребления, специализации на основе усиления разделения труда, синхронизации поведения индивидуумов и групп, кон­центрации производства и централизации управления, возникновению мас­сового производства и потребления, росту бюрократии и управленческой элиты, заинтересованных в расширении своего влияния.

Так, быстрый рост производства потребовал сопоставимого роста ка­питала. Для стимуляции конкуренции капитала была введена концепция ог­раниченной ответственности (акционирования), уменьшающая риск объе­динения капитала. Произошли изменения на уровне собственности. Хозяин или основной совладелец акционерного предприятия уже не могли управ­лять огромным имуществом, возникло разделение собственности и управ­ления, появилась новая корпоративная элита, власть которой стала опи­раться не на право собственности, а на процессы управления собственно­стью.

Масштабное инвестирование за счет внутренних накоплений, акцио­нирование привели к появлению крупных корпораций, представляющих со­бой «распределенную собственность», обусловившую значительные изме­нения в управлении. Быстро стал расти документооборот на предприятиях и организациях, появилась почтовая служба, возникла потребность в создании информационных технологий.

И все же наиболее значительным достижением олигополий стало уси­ление позиции в конкурентной борьбе не столько посредством ценовой по­литики, сколько путем индивидуализации качества товаров и услуг, спосо­бов управления капиталом. Это привело к появлению принципиально новой конкуренции – монополистической, или несовершенной, для которой харак­терно:

− большое число продавцов, когда каждая фирма может действовать независимо, не принимая во внимание эффект, который может оказать влияние на поведение конкурента;

− качественное разнообразие продуктов, позволяющее покупателю от­давать предпочтение товарам с торговой маркой конкретных продавцов (производителей);

− свободный выход в производство близких групп продуктов.

Поскольку качество продуктов разнородно, то фирмы могут прода­вать их по разным ценам. При этом, предлагая дифференцированный про­дукт, каждый продавец формирует свой круг покупателей и выступает как временный монополист, обладающий некоторым контролем над ценой. Этот круг покупателей становится своего рода капиталом фирмы (клиент­ский, или потребительский, капитал – см. гл. 3). Однако на близких рынках в качестве конкурента может действовать другой монополист, не только предлагающий сходный товар, но и способный улучшить качество и тем самым изменить в свою пользу структуру потребительского спроса. Здесь контроль над ценой напрямую зависит от специфических свойств товара и предпочтений потребителя. Тот, кто способен предложить потребителю лучшее и/или более дешевое изделие, получает преимущество на рынке, трансформируемое в монополистическую прибыль. Однако эта прибыль не­устойчива во времени благодаря изменению предпочтений потребителя и конкуренции других производителей и продавцов.

Пока производитель (продавец) остается монополистом на опреде­ленном рынке, цена его продукции может быть выше стоимости, опреде­ляемой средними издержками. Возникающая в результате несовершенной конкуренции новая стоимость удовлетворяет равенству

. (24)

Внешне равенство (24) интерпретирует равенство (23), отличие за­ключается в динамике и в истоках достижения условия (23). Т. Сакайя предложил называть новую стоимость «стоимостью, возникающей на ос­нове знания», дав ей такое определение: «Она содержится уже в том обстоя­тельстве, что…покупатель абсолютно убежден, что имидж этой продукции признан высококлассным… Тогда общепризнанно, что тот или иной товар обладает неповторимыми техническими характеристиками, нет ничего не­обычного в том, что его продажная цена будет во много раз превосходить его себестоимость. Изготовителям нередко удается в два-три раза увеличить первоначально установленную цену на некоторые виды продукции…» [26, с. 349]. В. Костюк называет такую стоимость инновационной стоимостью, подчеркивая этим роль в ее создании инноваций, а не просто знаний и вы­деляя ее существенные особенности [18]:

1) инновационная стоимость не может существовать в неизменном виде слишком долго, ее величина спонтанно уменьшается с тече­нием времени, поскольку зависит от уникальности и качества то­вара: чем уникальнее товар и лучше его качество, тем выше цена; конкуренция уменьшает уникальность и не может предложить лучшее качество, что уменьшает исходную инновационную стои­мость и цену; падение, причем очень быстрое, может продол­жаться до нуля, и конкурент становится банкротом;

2) стремление производителя сохранить инновационную стоимость не­изменной или даже увеличить ее приводит к росту разнообразия предлагаемых товаров, к улучшению их качества; непрерывный поток успешных инноваций может сделать монополистическую прибыль несовершенного конкурента устойчивой или даже устой­чиво растущей во времени; в этом случае возрастает спрос на ин­новации, опирающиеся на изобретательность, знания.

Данные особенности инновационной стоимости как основного источ­ника богатства в условиях несовершенной конкуренции свидетельствуют о том, что для данного типа рыночной структуры характерен не формацион­ный, а бифуркационный принцип развития. Будущее становится менее га­рантированным, так как автоматически уже нельзя рассчитывать ни на среднюю прибыль, ни на среднюю заработную плату; перестает действовать закон усреднения нормы прибыли. Постепенно теряет значение закреплен­ность собственности за отдельным индивидуумом; ею уже нельзя владеть навсегда, поскольку акции могут обесцениться. Налог на наследство может значительно уменьшить само наследство, освоенная ранее профессия может оказаться невостребованной. Происходит увеличение роли личной инициа­тивы и ответственности в стремлении сохранить приемлемый уровень лич­ного благосостояния. Капитал и труд становятся более индивидуализиро­ванными, растет социальная значимость неценового знания и индивидуаль­ной свободы, которая дает возможность извлекать выгоду не из следования общим стандартам поведения, как при совершенной конкуренции, а из не­повторимых индивидуальных способностей личности. Типичным стано­вится массовое нестандартное поведение. При этом богатство переходит к предпринимателям, не просто владеющим капиталом, но способным в рам­ках действующих норм и законов увеличивать его в силу своих личных дос­тоинств и использования достоинств других членов общества. Процесс управления капиталом становится особенно чувствительным к индивиду­альным достоинствам тех, кто им управляет. То же в равной степени отно­сится и к другим услугам труда.

Таким образом, стремление к разнообразию качества товаров и услуг, вызванное ростом разнообразия поведенческих предпочтений, порождает возрастающее разнообразие социально-экономической системы во всех ее аспектах. В отличие от совершенной конкуренции, устремляющей соци­ально-экономическую систему в состояние равновесия, характеризуемого максимумом энтропии, несовершенная конкуренция поддерживает эту сис­тему в неравновесном состоянии на всех иерархических уровнях. В этих ус­ловиях постоянно происходит смена порядка, идет последовательное обра­зование диссипативных структур [22] на экономическом, социальном, поли­тическом, культурном, просто бытовом уровнях. Ход общественных преоб­разований становится вполне естественным, подчиняющимся синергетиче­ским законам, законам самоорганизации.

Используя информационную методологию эволюционного развития [27,29], В. Костюк следующим образом характеризует последовательность рыночных структур с соответствующим им видом конкуренции [18].

В условиях совершенной конкуренции при производстве однородных товаров и услуг, реализуемость которых на рынке определяет неизменный стандарт, и при отсутствии экономической прибыли количество используе­мой информации практически не изменяется:

. (25)

Это приводит к прекращению эволюции, когда общество рано или поздно переходит в равновесное состояние с максимальной энтропией:

, (26)

где может быть определено по (2).

В случае монополии, когда появляется экономическая прибыль, появ­ляется неравенство

, (27)

означающее постепенный рост количества используемой информации, эко­номически обусловленный тем, что часть монополистической прибыли идет на обновление производства. По мере того, как исчезает однородность про­изводимых товаров и услуг, увеличение количества используемой инфор­мации начинает происходить с ускорением

. (28)

Тенденция (28) имеет объективный характер, вызванный возраста­нием ), приводящим социально-экономическую систему в неравно­весное состояние. В этом состоянии возникают распределенные в пространственно-временной области информационные скачки – бифурка­ции, приводящие к образованию новых организаций, нового качества, но­вой информации. Это происходит там, где удается сконцентрировать и по­лезно использовать существующую информацию. Тот, кто обладает спо­собностью быстро и правильно оценивать ситуацию, не имевшую преце­дента в прошлой экономической деятельности, получает информационные преимущества перед конкурентами, приобретая шанс на временное получе­ние дополнительной прибыли. «При господстве несовершенной конкурен­ции капитал начинает функционировать не в вещественно-денежной, а в вещественно-денежно-информационной форме. Последняя составляющая означает, что в капитал входят технологические и организационные знания, предпринимательский талант и способность предвидения сдвигов в эконо­мической конъюктуре, т.е. индивидуальная способность делать относи­тельно верный прогноз, касающийся будущего положения дел на короткие периоды времени. В результате возникают различные, несуществующие ра­нее виды капитала» [18, с.104]. Наиболее значимым среди них является ин­теллектуальный капитал.



Глава 2. Интеллектуальный капитал – основа

экономического развития информационного общества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: