Исходным состоянием конкурентного рынка считается модель совершенной конкуренции. Основными условиями ее существования являются:
- большое число субъектов рынка – продавцов и покупателей;
- стандартизированная (однородная) выпускаемая продукция;
- полное отсутствие ограничений входа-выхода из отрасли, делающее невозможным влияние на цены отдельной фирмы (фирма не может устанавливать рыночную цену, а лишь приспосабливается к ней); при этом ничто не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому;
- усреднение нормы прибыли, сведение стоимости товаров и услуг к средним издержкам;
- постоянная отдача от масштабов производства (независимость средних издержек от объема выпуска).
При этих условиях осуществляется процесс саморегулирования рынка, приводящий к равенству
. | (22) |
В установившемся равновесном состоянии происходит минимизация цены, средних и предельных издержек и оптимизация (максимизация) объемов производства. Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий, назначает самую низкую цену, совместимую с издержками, и производит наибольший объем продукции, соответствующий ее издержкам (производственная эффективность). Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей (эффективное распределение ресурсов). Наличие этих равенств и их последствия позволяют считать такую конкуренцию «совершенной».
При господстве совершенной конкуренции экономика максимизирует выпуск и снижает цены при данном устоявшемся уровне технологии и данной устоявшейся экономической структуре. Однако совершенной конкуренции присущи и значительные недостатки, свидетельствующие о преувеличении степени ее совершенства:
· создание для фирмы равенства возможностей не гарантирует равенства достигаемых результатов, так как платежеспособные потребности (спрос) покупателей, распределение денежных доходов, капиталы фирмы различные;
· экономическая прибыль для совершенного конкурента равна нулю, учитываются лишь те издержки, которые окупаются фирмами, при этом игнорируются издержки, связанные с производством общественных благ (правопорядок, обороноспособность и т.д.);
· слабая чувствительность к инновациям, вытекающая из усреднения нормы прибыли и незначительности ее размеров; при этом, работая в «режиме безубыточности», совершенный конкурент не имеет значительных средств на финансирование дорогостоящих исследовательских программ и усовершенствование производства, к тому же большое количество фирм не позволяет сконцентрировать ресурсы, необходимые для развития наукоемких и капиталистических отраслей, развития фундаментальных исследований;
· отсутствие дифференциации продуктов и услуг не учитывает в полной мере потребительских предпочтений и вкусов;
· стандартизация продуктов и услуг приводит к относительно медленным изменениям в технологии и организации производства; производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов ограничиваются существующим положением дел; услуги труда и капитала требуют средних знаний и средних способностей – все определяет стандарт.
При длительном сохранении в обществе господства совершенной конкуренции возникает необходимое движение к стационарному состоянию с ничтожно малыми типами изменений. Такое утверждение носит скорее теоретический характер, поскольку чистая, совершенная конкуренция – это лишь модель. В действительности равновесного состояния так и не было достигнуто, и к концу XIX столетия в экономике произошли существенные структурные изменения, в результате которых совершенная конкуренция была вытеснена монополиями и олигополиями, ведущими к концентрации производства, экономии от масштаба, более полному использованию достижений НТП. Тем самым были созданы объективные основы для получения экономической прибыли и убыстрения темпов экономического роста. Равенство (22) для монополиста заменяется неравенством
. | (23) |
В соответствии с (23) монополист выбирает и цену , и объем выпуска, и чтобы поднять цену, он должен уменьшить (по сравнению с оптимальным объемом выпуска совершенного конкурента) объем продаж. С общественной точки зрения кажется, что это хуже совершенной конкуренции. Но это не совсем так. Во-первых, естественной основой для образования монополий служит снижение средних издержек с ростом объемов производства (положительная отдача от масштаба), что делает экономически выгодным крупное производство, способное предложить однотипные товары и услуги в огромных размерах. Крупное промышленное производство ведет к возникновению больших городов, развитию транспортных магистралей, открывающих доступ к удаленным территориям. Индустриальные центры порождают массовое производство и массовое потребление. Появляется всеобщее образование по стандартам, одинаковым для всех программ. Во-вторых, возникновение монополий хоть и приводит к устранению совершенной конкуренции, но не конкуренции вообще. При этом монополии превращаются в олигополии, когда лидирующее положение в отрасли занимает не одна, а несколько крупных фирм. Конкуренция между ними вынуждает каждую принимать во внимание реакцию конкурентов на изменение в ценах и объемах выпуска, применять стратегическое (рефлексивное) планирование, учитывающее возможные ответные реакции конкурентов.
Укрупнение производства при увеличении нормы прибыли и сохранении конкуренции позволили экономике систематически аккумулировать достижения НТП. Результатом действия такой экономики стало появление электричества, железных дорог, автотранспорта, телефона, телеграфа, массового жилищного и промышленного строительства, а также повышение продуктивности сельского хозяйства и т.д.
Интегральным показателем развития общества при олигополии стал показатель роста совокупного дохода на душу населения, ведущий к стандартизации производства и потребления, специализации на основе усиления разделения труда, синхронизации поведения индивидуумов и групп, концентрации производства и централизации управления, возникновению массового производства и потребления, росту бюрократии и управленческой элиты, заинтересованных в расширении своего влияния.
Так, быстрый рост производства потребовал сопоставимого роста капитала. Для стимуляции конкуренции капитала была введена концепция ограниченной ответственности (акционирования), уменьшающая риск объединения капитала. Произошли изменения на уровне собственности. Хозяин или основной совладелец акционерного предприятия уже не могли управлять огромным имуществом, возникло разделение собственности и управления, появилась новая корпоративная элита, власть которой стала опираться не на право собственности, а на процессы управления собственностью.
Масштабное инвестирование за счет внутренних накоплений, акционирование привели к появлению крупных корпораций, представляющих собой «распределенную собственность», обусловившую значительные изменения в управлении. Быстро стал расти документооборот на предприятиях и организациях, появилась почтовая служба, возникла потребность в создании информационных технологий.
И все же наиболее значительным достижением олигополий стало усиление позиции в конкурентной борьбе не столько посредством ценовой политики, сколько путем индивидуализации качества товаров и услуг, способов управления капиталом. Это привело к появлению принципиально новой конкуренции – монополистической, или несовершенной, для которой характерно:
− большое число продавцов, когда каждая фирма может действовать независимо, не принимая во внимание эффект, который может оказать влияние на поведение конкурента;
− качественное разнообразие продуктов, позволяющее покупателю отдавать предпочтение товарам с торговой маркой конкретных продавцов (производителей);
− свободный выход в производство близких групп продуктов.
Поскольку качество продуктов разнородно, то фирмы могут продавать их по разным ценам. При этом, предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой круг покупателей и выступает как временный монополист, обладающий некоторым контролем над ценой. Этот круг покупателей становится своего рода капиталом фирмы (клиентский, или потребительский, капитал – см. гл. 3). Однако на близких рынках в качестве конкурента может действовать другой монополист, не только предлагающий сходный товар, но и способный улучшить качество и тем самым изменить в свою пользу структуру потребительского спроса. Здесь контроль над ценой напрямую зависит от специфических свойств товара и предпочтений потребителя. Тот, кто способен предложить потребителю лучшее и/или более дешевое изделие, получает преимущество на рынке, трансформируемое в монополистическую прибыль. Однако эта прибыль неустойчива во времени благодаря изменению предпочтений потребителя и конкуренции других производителей и продавцов.
Пока производитель (продавец) остается монополистом на определенном рынке, цена его продукции может быть выше стоимости, определяемой средними издержками. Возникающая в результате несовершенной конкуренции новая стоимость удовлетворяет равенству
. | (24) |
Внешне равенство (24) интерпретирует равенство (23), отличие заключается в динамике и в истоках достижения условия (23). Т. Сакайя предложил называть новую стоимость «стоимостью, возникающей на основе знания», дав ей такое определение: «Она содержится уже в том обстоятельстве, что…покупатель абсолютно убежден, что имидж этой продукции признан высококлассным… Тогда общепризнанно, что тот или иной товар обладает неповторимыми техническими характеристиками, нет ничего необычного в том, что его продажная цена будет во много раз превосходить его себестоимость. Изготовителям нередко удается в два-три раза увеличить первоначально установленную цену на некоторые виды продукции…» [26, с. 349]. В. Костюк называет такую стоимость инновационной стоимостью, подчеркивая этим роль в ее создании инноваций, а не просто знаний и выделяя ее существенные особенности [18]:
1) инновационная стоимость не может существовать в неизменном виде слишком долго, ее величина спонтанно уменьшается с течением времени, поскольку зависит от уникальности и качества товара: чем уникальнее товар и лучше его качество, тем выше цена; конкуренция уменьшает уникальность и не может предложить лучшее качество, что уменьшает исходную инновационную стоимость и цену; падение, причем очень быстрое, может продолжаться до нуля, и конкурент становится банкротом;
2) стремление производителя сохранить инновационную стоимость неизменной или даже увеличить ее приводит к росту разнообразия предлагаемых товаров, к улучшению их качества; непрерывный поток успешных инноваций может сделать монополистическую прибыль несовершенного конкурента устойчивой или даже устойчиво растущей во времени; в этом случае возрастает спрос на инновации, опирающиеся на изобретательность, знания.
Данные особенности инновационной стоимости как основного источника богатства в условиях несовершенной конкуренции свидетельствуют о том, что для данного типа рыночной структуры характерен не формационный, а бифуркационный принцип развития. Будущее становится менее гарантированным, так как автоматически уже нельзя рассчитывать ни на среднюю прибыль, ни на среднюю заработную плату; перестает действовать закон усреднения нормы прибыли. Постепенно теряет значение закрепленность собственности за отдельным индивидуумом; ею уже нельзя владеть навсегда, поскольку акции могут обесцениться. Налог на наследство может значительно уменьшить само наследство, освоенная ранее профессия может оказаться невостребованной. Происходит увеличение роли личной инициативы и ответственности в стремлении сохранить приемлемый уровень личного благосостояния. Капитал и труд становятся более индивидуализированными, растет социальная значимость неценового знания и индивидуальной свободы, которая дает возможность извлекать выгоду не из следования общим стандартам поведения, как при совершенной конкуренции, а из неповторимых индивидуальных способностей личности. Типичным становится массовое нестандартное поведение. При этом богатство переходит к предпринимателям, не просто владеющим капиталом, но способным в рамках действующих норм и законов увеличивать его в силу своих личных достоинств и использования достоинств других членов общества. Процесс управления капиталом становится особенно чувствительным к индивидуальным достоинствам тех, кто им управляет. То же в равной степени относится и к другим услугам труда.
Таким образом, стремление к разнообразию качества товаров и услуг, вызванное ростом разнообразия поведенческих предпочтений, порождает возрастающее разнообразие социально-экономической системы во всех ее аспектах. В отличие от совершенной конкуренции, устремляющей социально-экономическую систему в состояние равновесия, характеризуемого максимумом энтропии, несовершенная конкуренция поддерживает эту систему в неравновесном состоянии на всех иерархических уровнях. В этих условиях постоянно происходит смена порядка, идет последовательное образование диссипативных структур [22] на экономическом, социальном, политическом, культурном, просто бытовом уровнях. Ход общественных преобразований становится вполне естественным, подчиняющимся синергетическим законам, законам самоорганизации.
Используя информационную методологию эволюционного развития [27,29], В. Костюк следующим образом характеризует последовательность рыночных структур с соответствующим им видом конкуренции [18].
В условиях совершенной конкуренции при производстве однородных товаров и услуг, реализуемость которых на рынке определяет неизменный стандарт, и при отсутствии экономической прибыли количество используемой информации практически не изменяется:
. | (25) |
Это приводит к прекращению эволюции, когда общество рано или поздно переходит в равновесное состояние с максимальной энтропией:
, | (26) |
где может быть определено по (2).
В случае монополии, когда появляется экономическая прибыль, появляется неравенство
, | (27) |
означающее постепенный рост количества используемой информации, экономически обусловленный тем, что часть монополистической прибыли идет на обновление производства. По мере того, как исчезает однородность производимых товаров и услуг, увеличение количества используемой информации начинает происходить с ускорением
. | (28) |
Тенденция (28) имеет объективный характер, вызванный возрастанием (и ), приводящим социально-экономическую систему в неравновесное состояние. В этом состоянии возникают распределенные в пространственно-временной области информационные скачки – бифуркации, приводящие к образованию новых организаций, нового качества, новой информации. Это происходит там, где удается сконцентрировать и полезно использовать существующую информацию. Тот, кто обладает способностью быстро и правильно оценивать ситуацию, не имевшую прецедента в прошлой экономической деятельности, получает информационные преимущества перед конкурентами, приобретая шанс на временное получение дополнительной прибыли. «При господстве несовершенной конкуренции капитал начинает функционировать не в вещественно-денежной, а в вещественно-денежно-информационной форме. Последняя составляющая означает, что в капитал входят технологические и организационные знания, предпринимательский талант и способность предвидения сдвигов в экономической конъюктуре, т.е. индивидуальная способность делать относительно верный прогноз, касающийся будущего положения дел на короткие периоды времени. В результате возникают различные, несуществующие ранее виды капитала» [18, с.104]. Наиболее значимым среди них является интеллектуальный капитал.
Глава 2. Интеллектуальный капитал – основа
экономического развития информационного общества