Информационная деятельность с позиции экономической теории


Экономическая теория как наука о процессах расширенного воспроизводства на протяжении веков исследовала логику и закономерности этого процесса. В качестве единственной компоненты экономической модели выступает производство материальных благ – материальное производство; остальные виды человеческой деятельности рассматривались как вспомогательные, подчиненные.

По утверждению Г. Артамонова, в настоящее время «в расширенном общественном производстве участвуют и тесно взаимодействуют две компоненты – материальное производство, или производство материальных продуктов, и информационное производство, или производство информационных продуктов, а более коротко – производство информации. Продукты обоих производств участвуют в расширенном общественном воспроизводстве либо как средства потребления, либо как средства производств» [2, с.31]. Двухкомпонентная модель расширенного общественного воспроизводства приводит к выводу о том, что в результате развития производительных сил в материальном и информационном производствах наступает момент, когда число людей, занятых в информационном производстве, становится больше числа людей, занятых в материальном производстве. Этот момент условно обозначает становление информационного общества. И здесь возникает вопрос об адекватности классической теоретической модели экономики, существующей (или возникающей) в экономической практике.

Представление информации, информационного продукта как ресурса и как товара позволяет свести все виды информационной деятельности, включая и информационное производство, к информационному обеспечению деятельности человека, организации, общества. Эффективность этого обеспечения определяется ценностью, полезностью информации, представленной упрощенно выражениями (10) и (11). Более полно рассмотрение сущности и эффективности информационного обеспечения целесообразно осуществить в контексте теоретических положений, определяющих закономерности рыночных отношений между производителем и потребителем товара. Эти закономерности определены в рамках микроэкономических теорий: теории спроса и предложения, теории потребительского поведения и т.д. Остановимся на рассмотрении основных положений этих теорий1 в целях определения экономических закономерностей информационной деятельности.

Спрос – это форма выражения потребности, платежеспособная потребность, т.е. желание и способность покупателей приобретать товары и услуги (продукты) по определенным ценам. Спрос D можно определить по формуле

, (12)

где L – цена, a Q – количество товаров и услуг (продуктов), т.е. величина спроса. Различают индивидуальный спрос, т.е. спрос одного лица, рыночный спрос – спрос на данном рынке, совокупный спрос – спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары. В соответствии с законом спроса, при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены продукта (единицы товара). Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется следующими причинами:

1) снижение цен увеличивает число покупателей;

2) снижение цен увеличивает (расширяет) покупательную способ­ность;

3) насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнитель­ной единицы продукта (закон убывающей пре­дельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене.

Кроме указанных ценовых факторов на спрос оказывают влияние неценовые факторы

1. Доходы населения. При росте доходов увеличивается спрос на более качественные товары, как правило, более дорогие. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением доходов, называ­ются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается, называются това­рами низшей категории (хлеб, картофель, низкокачественная одежда и т.п.). При уменьшении дохода потребление таких товаров возрастает.

Эта закономерность может быть интерпретирована в отношении ин­формационной продукции, если учесть, что спрос на нее зависит не от не­посредственных доходов, а от интеллектуальных способностей потреби­теля. В таком случае для потребителя с более высоким интеллектуальным потенциалом спрос на более качественный информационный продукт предпочтителен. В то же время потребление информации низкого каче­ства, т.е. менее обработанной для такого рода потребителей, становится неэффективным, и спрос на нее уменьшается. Как правило, информация более низкого качества является более ценной для людей, находящихся на более низком интеллектуальном (служебном, социальном и т.п.) уровне.

2. Спрос цены на сопряженные товары. Сопряженные товары можно подразделить на взаимозаменяемые, взаимодополняемые и не­зависимые. Товары, которые могут быть использованы для одних и тех же целей – удовлетворять одну потребность Ui, – называются взаимозаме­няемыми (чай и кофе, масло животное и растительное). Когда цена на один товар повышается, то спрос на него снижается, одновременно повы­шается спрос на другой товар – заменитель первого. Товары, дополняю­щие или сопутствующие в процессе потребления, называются взаимо­дополнительными (автомобили и гаражи, светлые джинсы и светлые кроссовки, компьютеры и принтеры и т.п.). В этом случае увеличение спроса изменяется одновременно, в одном направлении. Взаимность спроса не наблюдается у независимых товаров (или их свойств).

Взаимозаменяемость информационных продуктов заключается в их форме при одинаковом смысле, содержании. Взаимодополнительность есть один из важнейших принципов информационного обеспечения, обу­словленный необходимостью последовательного снятия неопределенности при решении возникшей проблемы: остаточная после получения изначаль­ного информационного продукта неопределенность инициирует не мень­шую потребность в дополнительной информации.

3. Вкусы и предпочтения. Существуют товары, которым тради­ционно отдается предпочтение независимо от их цены (рис у ки­тайцев, японцев, картофель у русских). Но есть товары, которые подвер­жены, например, моде (одежда, обувь и т.п.).

Предпочтения в спросе на информационные товары всецело могут иметь как постоянный (например, профессиональный), так и периодиче­ский (например, политический) характер.

4. Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидание высоких цен в будущем заставляет покупателя больше покупать товара сегодня. Если ожидается рост доходов, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая спрос, и наоборот.

Здесь хотелось бы обратить внимание на тот факт, что ожидаемый дефицит природных ресурсов вызвал глобальное повышение спроса на информационный ресурс и, как следствие, на информационные средства и технологии.

5. Число покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и наоборот. Такое обобщенное определение фактора можно конкретизировать, подходя к нему с системных позиций: во-первых, этот фактор целесообразно рассматривать в контексте вышеприведенных фак­торов, во-вторых, указанная закономерность характерна для структуриро­ванного (сегментированного) рынка по тому или иному признаку, напри­мер качеству товара, и в-третьих, исходя из принципа функционального соответствия по величине спроса, по числу (или отношению) потребителей товара различного качества можно судить о состоянии общества. Последнее наиболее примечательно с точки зрения оценки уровня информатизации. Действительно, если уровень культуры общества можно в определенной мере оценивать по числу почитателей классической музыки или литера­туры, то уровень информатизации (по определению) можно более объек­тивно установить по спросу на научную, научно-техническую и социально-экономическую информацию, нежели только по предложению информаци­онных средств и технологий.

6. Размер предложения. Чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена (влияние конкуренции) и, следовательно, тем больше спрос на него. Эта зависимость между спросом и предложением, как, впро­чем, и другие факторы, лежит в основе процесса регулирования и матери­ального, и информационного рынка.

С информационной точки зрения последние факторы представляются вполне очевидными. Таким образом, можно утверждать, что закон спроса имеет универсальный характер.

А теперь остановимся на рассмотрении предложения. Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Предложение G – это объем продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам, а также желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и ус­луги для продажи в зависимости от их цены. В соответствии с законом предложения, при прочих равных условиях, предложение растет с ростом цены.

Отметим и неценовые факторы, влияющие на предложение.

1. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки произ­водства: чем больше издержки, тем меньше предложение. Снижение цен на ресурсы означает, что производитель при тех же затратах приобре­тает больше ресурсов, а значит, может увеличить масштабы производства.

Согласно (10) использование информационного ресурса позволяет со­кратить затраты на другие более дорогостоящие ресурсы производства, уменьшить издержки. Такая экономия дает возможность за счет дополни­тельного приобретения материально-энергетических ресурсов увеличивать масштабы производства или осуществлять его усовершенствование.

2. Технология производства. Усовершенствование технологии удешев­ляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются произ­водственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение.

Следует заметить, что совершенствование технологии связано с целе­направленной информационной подготовкой, что может рассматриваться в качестве первопричины роста предложения. Вместе с тем усовершенствова­ние информационных технологий может быть оценено также увеличением предложения.

3. Налоги и дотации. Понижение налогов и повышение дота­ции увеличивает предложение.

Сэкономленные средства в этом случае могут оказать более существенное влияние на рост предложения, если их использовать не непосредственно в производстве, а в совершенствовании его ин­формационного обеспечения. Так или иначе, указанная закономер­ность в полной мере соответствует как материальному, так и ин­формационному производству.

4. Ожидания. Ожидая рост цен, производители иногда придержи­вают товар, со­кращают производство, чтобы создать временный дефи­цит товара и ускорить рост цен.

Аналогичная картина наблюдается в производстве и представле­нии информации, когда произведенный информационный продукт не­которое время хранится и представляется лишь в тот момент, когда он может оказаться наиболее ценным. Более того, такая практика оказыва­ется вполне рациональной в про­цессе информационного обеспече­ния, когда качество полученной инфор­мации превышает интеллек­туаль­ные способности потенциаль­ного пользователя. В этом случае за­держка в представлении такой ин­формации определяется перио­дом, необходимым для соответст­вую­щего обучения пользователя.

5. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предло­жение, и наоборот, что в равной сте­пени относится как к материальному, так и информационному производ­ству.

Закономерности, выражающие роль неценовых факторов, в должной мере подтверждают объективность закона предложения по отношению к информационному производству.

Взаимодействие спроса и предложения осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к фор­мированию равновесной или рыночной цены Lp (рис. 1). Величина Lp опре­деляется в точке пересечения Е кривых спроса (D) и предложения (G), представляющих графически соответствующие законы.

Для обозначения меры реагирования одной переменной величины на изменение другой используется такой показатель, как эластичность.

В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет опреде­лять размеры производства отдельных товаров и услуг, изучать поведение потребителей, планировать ценовую политику фирмы, формировать стра­тегию фирмы в краткосрочном и долгосроч­ном периодах для максимиза­ции прибыли и минимизации убытков, прогнозировать изме­нения в расхо­дах потребителей и в доходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги.

Тем самым показатель эластичности как спроса, так и предложения является весьма значимым для информационной системы экономического анализа фирмы или иной организации. В то же время при анализе инфор­мационной деятельности использование этого показателя затруднительно в силу отсутствия четкого представления о цене информационных продук­тов и услуг. Сегодня, с учетом разнообразия и неравномерности развития информационных производств, ни одна из форм ныне существующих сис­тем и методов ценообразования на информационные продукты и услуги не может являться единственной и универсальной, учитывающей все аспекты многопланового спектра ценообразования. В международной практике уровень цен на любые информационные продукты и услуги устанавлива­ется в соответствии с уровнем и величиной цен, сложившихся на анало­гичные информационные продукты и услуги по всем национальным и ре­гиональным сегментам мирового рынка [11]. В то же время оптимальный уровень цен на каждом сегменте рынка прямо пропорционален эластично­сти спроса по цене информационных продуктов и услуг. В этой, казалось бы, тупиковой ситуации одним из действенных методов установления ценности информационных продуктов и услуг можно назвать контроль за величиной предельных издержек и регулирование по ним рыночных цен. Основы такого подхода заложены в теории потребительского поведения.

В экономической теории под потреблением понимается процесс ис­пользования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Суть категории потреб­ность состоит в экономическом мо­тиве человека, возникающем из необходимости или же­лания потреблять различные (как материальные, так и духовные) объекты богатства. Выра­зить потребность количественно не представляется возможным, она выра­жается интенсив­ной величиной, которая может восприниматься в понятиях «больше» или «меньше», т.е. в предпочтении. Предпочтения являются «чистыми», т.к. не зависят от доходов и цен. «Чис­тые» предпочтения не представляют еще действительного покупательского выбора. Жела­ние становится выбором, а человек – покупателем, когда его предпочтения ве­дут к покуп­кам на рынке.

Потребность мотивирует потребительское поведение, но непосред­ственно не оп­ределяет ни спроса, ни цен. Чтобы аналитически исследовать природу спроса и цен, эко­номисты ХIX в. пытались дать количественную трактовку понятиям удовлетворения и предпочтения посредством разра­ботки концепции полезности. Еще А. Смит впервые про­вел различие ме­жду «ценностью в потреблении» (полезностью) и «ценностью в обмене». Но проблему цены он все-таки решил в пользу издержек производства, проявляющихся в цене при обмене. Впервые на связь между полезностью и ценой указал английский эконо­мист У. Джевонс в 1862 г. Он выдвинул концепцию предельной полезности и доказал, что именно предельная по­лезность, а не общая полезность имеет отношение к рыночной цене.

Общая полезность (TU) – это мера общего удовлетворения, получен­ного от по­требления товара или набора товаров и услуг за данный период времени. Предельная полезность товаров (МU) – это изменение общей по­лезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги на одну единицу при условии, что потребление других товаров останется неизменным.

, (13)

где – приращение общей полезности; – малое приращение то­вара X.

Увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровожда­ется падением роста потребности. Данное явление определя­ется законом уменьшающейся предельной полезности: если потребление всех других товаров остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его по­требления в рамках определенного периода времени. Этот закон в большинстве слу­чаев имеет отношение к коротким временным периодам.

С информационной точки зрения такой период можно обозначить периодом суще­ствования проблемы . Если принять во внимание, что для любой проблемы

, (14)

где , – остаточная неопределенность (энтропия) и детерминированная составляющая (информация) проблемы, обладающей сложностью , зафик­сированные на n -м шаге упо­рядоченного (коррелированного) ин­формационного обеспечения потребителя, то можно отметить, что при увеличении n (n -мерная корреляция) приращение ценности по­лучаемой информации экспоненциально убывает. Таким образом, при правиль­ном ин­формационном обеспечении, предусматривающем последователь­ное установление корреля­ционных зависимостей проблемной области, раскрывающее избыточность информации и снижающее неопределен­ность, по мере потребления информации снижается ее предельная полез­ность, что соответствует рассматриваемому экономическому закону.

При введении в экономическую теорию понятия предельной полез­ности находит свое решение парадокс ценности: чем больше товара, тем относительно меньше интенсив­ность желания потреблять его последую­щую единицу. У. Джевонс установил связь между предельной полезно­стью и ценой, выразив ее следующей формулой:

или , (15)

где , – соответственно цены товаров X и Y. Например, .

По-видимому, на основании соотношения Джевонса можно опреде­лить цену ин­формационного продукта , если установлена ее предель­ная полезность , а также предельная полезность и цена какого-либо материального продукта. Кроме того, данное соотношение дает основание утверждать, что для решения более сложных проблем, обладающих боль­шей , ценность информации будет выше. Действительно, более слож­ная проблема , находящаяся на более высоком уровне иерархии, имеет , где – мера сложности исходной проблемы . Исходя из экспе­риментальных данных, при этих условиях и при , получим , а следовательно, , т.е. цен­ность представляемой на одном и том же шаге информационного анализа информации возрастает. Если учесть, что , где N – число равновеликих информационных еди­ниц, то очевидно, что при выполнении одного шага (определения n-мерной корреля­ции) в случае более сложной проблемы () необходимо затратить больше труда, т.е. стоимости, которая может быть сопоставлена с большей потребительной стоимостью.

Экономическая теория знает два подхода к измерению полезности: кардиналистский и ординалистский.

Кардиналистский подход предполагает абсолютно точное, наподобие физической ве­личины, количественное определение величины полезности. В качестве меры полезности кардиналисты использовали условную субъ­ективную единицу ютиль. Методологически кардинализм опирается на два взаимоисключающих начала: с одной стороны, он связан с субъектив­ной трактовкой содержания ютиля, с другой – с абсолютно точным соот­ноше­нием между полезностями различных товаров, что предполагает объ­ективную основу для подобного сопоставления. Однако этот подход не от­ражает реальности, поскольку в жизни не удалось найти универсальную и точную единицу полезности.

На смену кардинализму пришел ординалистский подход. Сам термин «ординалистский» означает ранжирован­ный или выстроенный в опреде­ленном порядке. Порядковые числа (1, 2, 3 и т.д.) допускают определенное ранжирование по принципу предпочтения. То, что называется полезно­стью, сегодня отражает только ранжирование предпочтений.

Известно, что основным инструментом анализа поведения потреби­теля служат кривые безразли­чия, представляющие собой совокупность то­чек, на которых расположены аль­тернативные ком­бинации двух то­варов, приносящих одинаковое удовле­творение.

Кривая безразличия (рис. 2) имеет отрицательный наклон, ко­торый отражает тот факт, что по­купатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении условия: если он увеличивает по­требление товара Х, то должен от­казаться от известного количества товара У, чтобы сохранить общий уровень полезности.

Предельная норма замеще­ния MRS товара Х товаром Y изме­ряет желание (склонность) потребителя обменивать один продукт на дру­гой. Мера замещения представляет собой макси­мальное количество товара Y, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну допол­нительную единицу товара Х, при этом оставляя постоянным общий уро­вень удовлетворения:

. (16)

Закономерно поставить вопрос о связи между категориями умень­шающейся предель­ной нормы замещения и уменьшающейся предельной полезности.

В основе обеих закономерностей лежит общая реальность, состоящая в том, что цен­ность товаров для потребителя постоянно падает по мере увеличения его количества. Вме­сте с тем имеются и различия между ними. Уменьшающаяся предельная полезность MU основывается на кардиналист­ском подходе к измерению полезности, в то время как уменьшающаяся предельная норма замещения MRS – на ординалистском подходе к измере­нию.

Доказано, что предельная норма замещения одного блага другим равна отношению предельных полезностей этих благ:

. (17)

Если бы потребители имели неистощимый денежный капитал, то не возникало бы проблем по рациональному использованию средств. Выбор ограничивается наличием необходимых товаров, их ценами и, наконец, индивидуальным денежным доходом и временем покупателя.

Рассмотрим вопрос выбора в условиях бюджетного ограничения на примере двух товаров Х и Y, имеющих цены Lx и Ly. Затраты на приобрете­ние X единиц составляет , а Y единиц – . Общая сумма расходов . Бюджетные ограничения

, (18)

где М – денежный доход потребителя.

Если бюджетное ограничение представить в виде уравнения прямой , то данную прямую можно называть бюджетной линией, которая представляет собой совокупность всех комбинаций или набора то­варов Х и Y, которые покупатель может приобрести при данном уровне до­хода и ценах на указанные товары.

Доступный потребительский ассортимент представлен на рис. 3, где количество товаров X и Y отража­ется на осях координат. При данных ценах и денежном доходе объем дос­тупного ассортимента (заштрихован­ная часть графика) ограничен бюд­жетной линией. Покупка максимума товара Y возможна при X=0 и ; максимума товара Х – при Y=0 и .

Набор А является доступным для покупателя, поскольку он нахо­дится на бюджетной линии. Приобрести набор В не позволяет реальный доход потребителя, а при покупке набора С часть дохода останется нереа­лизуемой. Ценовое отношение (Lx/Ly) измеряет альтернативную стоимость потребления товара Х и определяет норму замещения товара Y товаром Х. Бюджетная линия определяет то количество потребительских благ, кото­рые покупатель может реально приобрести при данных ценовых, ассорти­ментных и доходных ограничениях. Задача потребителя заключается в том, чтобы из всех возможных наборов товаров выбрать тот, который при­носит ему максимальную полезность.

С этой точки зрения целесообразно рассмотрение такой задачи, в ко­торой в качестве Х можно рассмотреть информационный товар, а в каче­стве Y замещаемый им материальный товар. При этом следует отметить, что любой приобретенный потребителем товар фактически становится ре­сурсом его функционирования: лишь в этом случае можно судить о полез­ности товара, независимо от того, кто его приобретает – человек или орга­низация. Так или иначе при наличии М можно получить такой Х вместо Y, который позволит достигнуть желаемого результата не менее, а порой и более эффективно.

Существует множество механизмов замещения материального ин­формационным товаром. Это и непосредственное приобретение информа­ционного продукта (товара), и создание или приобретение информацион­ной системы, способной производить Х, и вложение средств в образова­тельные услуги, способствующие формированию необходимых креатив­ных способностей и т.п. Все эти механизмы есть суть информатизации, ос­новные задачи этого процесса. Поэтому при реализации процессов инфор­матизации, при бюджетном ассигновании этого процесса необходимо со­поставлять полезность приобретаемой информации или информационных средств с полезностью альтернативных средств (товаров), способных удовлетворить возникшую проблему.

В настоящее время такое замещение становится наиболее актуаль­ным для различных экономических субъектов. В современных условиях, характеризуемых возрастающей конкуренцией и, как следствие, высоким динамизмом рынка, наибольшую выгоду приобретают те субъекты, кото­рые более гибки, адаптивны, более маневренны. В этих условиях немате­риальные активы фирмы, по сравнению с материальными, становятся бо­лее доходными. Причем при развитии нематериальных активов фирма приобретает большие гарантии получения не только текущих, но и буду­щих, перспективных доходов, обеспечивающих ее долгосрочное сущест­вование и развитие. Таким образом, в различных экономических ситуациях у фирмы возникает альтернативный подход в освоении существующего бюджета. Особенности и механизм реализации такого подхода будет из­ложен в последующих главах, а пока продолжим рассмотрение закономер­ностей макроэкономической теории.

В экономической теории особое место отводится связям между вы­пуском продукции (объемом производства) и затратами, или издержками, связанными с его обеспечением. Эта связь характеризуется функцией из­держек, которая, в свою очередь, связана с производственной функцией. Производственная функция – это экономико-математическая зависимость между количеством (объемом) производимой продукции и использован­ными при ее создании факторами производства. Производственная функ­ция чаще всего используется в виде двухфакторной функции Кобба-Ду­гласа, представляющей собой степенную зависимость между объемом производства Q и факторами производства: K – капитала и L – труда:

, (19)

где А – постоянный коэффициент; a, b – показатели степени использования каждого фактора. Термин «капитал», понимаемый как капитальные вло­жения материальных и денежных средств в экономику, в производство, именуют также капиталовложениями или инвестициями. В последнее время наблюдается увеличение а и снижение b.

Для дифференцированной оценки влияния каждого вида ресурсов на динамику выпуска продукции используется анализ производственной функ­ции во временных промежутках. При этом выделяются краткосрочные и дол­госрочные временные периоды, а издержки подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки (FC) не изменяются при изменении объ­ема выпуска продукции, а переменные (VC) – изменяются. В сумме FC и VC составляют общие, или валовые, издержки производства (TC).

Средние общие издержки (АТС), или средние издержки, равны част­ному от деления общих издержек на количество произведенной продук­ции: АТС = ТС/Q. Средние постоянные издержки AFC = FC/Q. Средние переменные издержки AVC = VC/Q.

Краткосрочный временной период – это время, в течение которого производственные мощности остаются постоянными. Все изменения в краткосрочном временном интервале связаны с переменными издержками, определяемыми заработной платой, энергией и материалом.

Реакция выпуска продукции на изменение переменных затрат опре­деляется законом убывающей производительности. Согласно этому закону увеличение производства, достигаемое при равномерном приросте пере­менного фактора по достиже­нию определенного уровня, бу­дет снижаться по мере роста соотношения между перемен­ным и постоянным факторами. В связи с этим закон иногда на­зывают законом изменяющихся пропорций. Для отображения выражаемой законом зависи­мости часто используют вели­чину совокупного продукта (ТР) переменного фактора про­изводства, определяемого ко­личеством продукции, произ­водимой при соответствующем значении этого фактора и неизменных прочих факторах производства.

Долгосрочный временной интервал принимается достаточным для того, чтобы смогли произойти изменения в производственных мощностях фирмы. Тогда все издержки будут выступать в качестве переменных. Дол­госрочные средние издержки (LAC) отражают издержки на единицу объ­ема продукции, допуская возможность изменения всех факторов производ­ства оптимальным образом. Закономерностью изменения LAC является их первоначальное снижение с расширением производственных мощностей и ростом объема производства. Далее развитие мощностей приводит к росту долгосрочных средних издержек. Кривая LAC (рис. 4) является огибающей для всех возможных кривых ATCi, соприкасаясь с каждой из них (не пере­секая). Каждая ATCi соответствует предприятию, размеры которого больше предшествующего. Если на каком-либо диапазоне выпуска LAC падают, то имеет место экономия от роста масштабов производства и наоборот. При dLAC/dQ=0 имеет место постоянный эффект от изменения масштабов про­изводства.

Экономия от масштаба, т.е. dLAC/dQ<0, достигается при специализа­ции в производстве и управлении. Причем по мере роста размеров произ­водства увеличиваются возможности использования преимуществ в специа­лизации. Большие масштабы производства позволяют лучше использовать труд специалистов по управлению, тогда как мелкие производства вообще не способны использовать труд специалиста-управленца по прямому назна­чению. Другим, не менее важным источником экономии, обусловленной масштабом производства, является технология, эффективное использование оборудования.

Однако по мере увеличения масштаба производства проявляется не только экономия, но и ущерб. Так, по мере роста производство попадает в зависимость от иерархических методов координации деятельности его пер­сонала (менеджмента). С ростом иерархии возрастают издержки на пере­дачу и обработку информации, необходимой для принятия и реализации управленческих решений. Для разветвленных организационных структур свойственна и тенденция ослабления стимулов к проявлению личной ини­циативы и возникновения локальных групповых интересов, отличных от интересов производства в целом. В результате возрастают затраты для под­держания должного уровня мотивации персонала.

Приведенный анализ влияния масштабов производства на его эффек­тивность делает очевидным следующий вывод: чем больше масштабы про­изводства, тем целесообразнее и эффективнее его информатизация, тем су­щественнее становятся его экономические эффекты, получаемые за счет внедрения сетевых электронных коммуникаций, компьютерных средств об­работки информации, перехода на электронное документирование процес­сов управления производством, включая его ресурсное обеспечение и реа­лизацию произведенной продукции. Тем самым устанавливается единая за­висимость экономии, вызванной ростом масштабов производства, от его технологического оснащения. Этот вывод, определяющий органичную связь информационных и производственных технологий, их взаимодейст­вие, направленное на развитие производства, находит распространенное практическое подтверждение [9]. Более того, возникновение и экономиче­ское процветание современных транснациональных корпораций было бы невозможным без современных сетевых технологий, позволяющих при ги­гантских масштабах производства оперативно решать научно-технические, производственные, управленческие и организационные задачи, эффективно использовать огромные по размерам и многообразию ресурсы производства.

Следует особо выделить зависимость издержек от состояния рынка факторов (или ресурсов) производства. Как любой рынок, рынок факторов производства через спрос и предложение регулирует рациональное распре­деление имеющихся у общества ограниченных ресурсов между их отдель­ными потребителями, являющимися, в свою очередь, производителями тех или иных благ. Поскольку ресурсы необходимы производителю для того, чтобы произвести продукт (или услугу) для конечного потребления, спрос на ресурсы носит производный, вторичный характер: чем потребнее произ­водимый продукт, тем больше спрос на ресурсы, необходимые для его про­изводства, и наоборот, если спрос на конечный продукт снижается, то сни­жается и спрос на ресурсы.

Существенное влияние на спрос и цены ресурса оказывает его полез­ность для предпринимателя. Полезность любого ресурса выражается в его продуктивности, которая определяется показателем средней производи­тельности

, (20)

где – средняя производительность данного ресурса; Q – объем выпуска продукции; r – число единиц данного ресурса, применяемого для производ­ства объема продукции Q.

Экономический интерес фирмы связан не столько с динамикой при­роста физического объема продукции от дополнительной единицы ресурса, сколько с величиной предельного продукта (MRP). Затраты фирмы на при­обретение дополнительной единицы ресурсов образуют предельные затраты на ресурс ():

, (21)

где и – общие затраты при количестве ресурсов r и r-1 соответст­венно. Для фирмы экономически выгодно приобретать дополнительные единицы ресурса до того момента, пока величина предельного дохода от его использования будет больше величины предельных затрат на ресурс. В слу­чае, если предельные затраты окажутся больше, чем предельный доход, предприниматель будет вынужден отказаться от покупки ресурса. Это озна­чает, что верхний предел рыночной цены фактора производства ограничи­вается его доходностью для предпринимателя. Нижний предел рыночной цены на ресурс ограничивается экономическими интересами собственника этого ресурса, выступающего на рынке его продавцом.

Зависимость спроса на ресурс от цены тем выше, чем больше доля за­трат на него в общих издержках. Это означает существенное влияние цены ресурса на величину издержек, поэтому производители чутко реагируют на изменение цены данного ресурса. Так как цены на ресурсы формируются с учетом продукции, для производства которой они предназначены, а цена равна предельному доходу, полученному от дополнительной единицы, то, следовательно, доходы, полученные собственниками ресурсов от их реали­зации, формируются на основе принципа (или закона) предельной произво­дительности. Этот закон предполагает распределение дохода в соответствии с тем, что создает каждый ресурс. Он применим по всем факторам произ­водства. Считается, что это один из наиболее справедливых принципов рас­пределения доходов. При этом следует учесть, что распределение доходов происходит на разных рынках.

В классической экономике выделяют три вида рынков факторов про­изводства: рынок труда, рынок земли и рынок капиталов. Общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ог­раничено по сравнению с потребностями в них производства. Здесь следует заметить, что все ресурсы не могут участвовать в производстве обособ­ленно, они функционируют только в определенных комбинациях, взаимо­заменяя друг друга: машины и оборудование можно заменить живым тру­дом, природные материалы – искусственными и т.д. Если один вид ресурсов по каким-либо причинам дорожает, изыскивается возможность замены его более дешевым ресурсом, соответственно на него возрастает спрос. А уве­личение спроса может привести к увеличению цены на данный ресурс. По­этому изменение цен на один из ресурсов всегда ведет к изменению цен на другие ресурсы.

Выделение информации, знаний как фактора производства, как воз­растающего по своей ценности ресурса представляется вполне естествен­ным с позиции приведенного факторного анализа. Возрастающий дефицит природных ресурсов приводит к повышению спроса и, как следствие, к росту цен на эти ресурсы (возьмем хотя бы темпы роста цен на нефть за по­следние годы). При этом предельные затраты на эти ресурсы во многих слу­чаях стали приближаться к предельным доходам производителей мате­риало- и энергоемких товаров. Интенсивное использование информации, знаний позволило создать и последовательно развивать материало- и энер­госберегающие технологии, сокращающие соответствующие доли затрат в стоимости производства таких товаров. Однако наиболее доходным в этих условиях оказалось так называемое наукоемкое производство, т.е. произ­водство таких товаров, в основе которых доля материально-энергетических ресурсов сокращалась относительно информационно-интеллектуальных. При этом произошло изменение содержания трудовых ресурсов: их оценка в значительной степени стала определяться интеллектуальными способно­стями работников. В свою очередь, интеллектуализация производства, ори­ентированная на эффективное использование информационных ресурсов, приводит к сокращению доли материальных активов в общем капитале фирмы и, как следствие, к экономии земельных ресурсов, необходимых для их размещения.

В основе любого бизнеса лежит капитал. Если нет собственного капи­тала, то можно купить на рынке право пользования денежным капиталом в течение определенного времени. Сами деньги не являются производитель­ным ресурсом, но на них можно купить оборудование, материалы, энергию, труд, другие ресурсы, необходимые для развития производства. Цена, упла­чиваемая за использование взятых в долг денег, называется ссудным про­центом. Ставка с ссудного процента показывает, какой процент от взятой в кредит суммы будет уплачиваться за пользование ею. Ставка ссудного про­цента – один из важнейших стимулов высоких темпов роста объема нацио­нального продукта и развития отдельных отраслей. При меньшей ставке процента увеличиваются объемы производимого продукта и доходы обще­ства. Взятый в ссуду капитал вкладывается в производство и должен при­нести доход в виде прибыли. Но это возможно только в том случае, если данный капитал соединится со специфическим фактором производства – предпринимательской деятельностью.

Предпринимательская деятельность – это тот же труд, обладающий определенной спецификой. Эта специфика вытекает из определения пред­принимательской способности как «набора качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ре­сурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последова­тельные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск» [24, с.300]. Роль и содержание предпринимательской деятельности зависят от состояния рынка, от типа рыночных структур. В основе эволюции рынка лежит изменение механизма конкуренции, которое с некоторым упрощением представляется как переход от совершенной (чис­той) конкуренции к монополии и олигополии и далее – к несовершенной (монополистической) конкуренции. На каждом шаге такого перехода изме­няется содержание основных факторов производства: капитала и труда.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: