Экономическая теория как наука о процессах расширенного воспроизводства на протяжении веков исследовала логику и закономерности этого процесса. В качестве единственной компоненты экономической модели выступает производство материальных благ – материальное производство; остальные виды человеческой деятельности рассматривались как вспомогательные, подчиненные.
По утверждению Г. Артамонова, в настоящее время «в расширенном общественном производстве участвуют и тесно взаимодействуют две компоненты – материальное производство, или производство материальных продуктов, и информационное производство, или производство информационных продуктов, а более коротко – производство информации. Продукты обоих производств участвуют в расширенном общественном воспроизводстве либо как средства потребления, либо как средства производств» [2, с.31]. Двухкомпонентная модель расширенного общественного воспроизводства приводит к выводу о том, что в результате развития производительных сил в материальном и информационном производствах наступает момент, когда число людей, занятых в информационном производстве, становится больше числа людей, занятых в материальном производстве. Этот момент условно обозначает становление информационного общества. И здесь возникает вопрос об адекватности классической теоретической модели экономики, существующей (или возникающей) в экономической практике.
Представление информации, информационного продукта как ресурса и как товара позволяет свести все виды информационной деятельности, включая и информационное производство, к информационному обеспечению деятельности человека, организации, общества. Эффективность этого обеспечения определяется ценностью, полезностью информации, представленной упрощенно выражениями (10) и (11). Более полно рассмотрение сущности и эффективности информационного обеспечения целесообразно осуществить в контексте теоретических положений, определяющих закономерности рыночных отношений между производителем и потребителем товара. Эти закономерности определены в рамках микроэкономических теорий: теории спроса и предложения, теории потребительского поведения и т.д. Остановимся на рассмотрении основных положений этих теорий1 в целях определения экономических закономерностей информационной деятельности.
Спрос – это форма выражения потребности, платежеспособная потребность, т.е. желание и способность покупателей приобретать товары и услуги (продукты) по определенным ценам. Спрос D можно определить по формуле
, | (12) |
где L – цена, a Q – количество товаров и услуг (продуктов), т.е. величина спроса. Различают индивидуальный спрос, т.е. спрос одного лица, рыночный спрос – спрос на данном рынке, совокупный спрос – спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары. В соответствии с законом спроса, при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены продукта (единицы товара). Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется следующими причинами:
1) снижение цен увеличивает число покупателей;
2) снижение цен увеличивает (расширяет) покупательную способность;
3) насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене.
Кроме указанных ценовых факторов на спрос оказывают влияние неценовые факторы
1. Доходы населения. При росте доходов увеличивается спрос на более качественные товары, как правило, более дорогие. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением доходов, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается, называются товарами низшей категории (хлеб, картофель, низкокачественная одежда и т.п.). При уменьшении дохода потребление таких товаров возрастает.
Эта закономерность может быть интерпретирована в отношении информационной продукции, если учесть, что спрос на нее зависит не от непосредственных доходов, а от интеллектуальных способностей потребителя. В таком случае для потребителя с более высоким интеллектуальным потенциалом спрос на более качественный информационный продукт предпочтителен. В то же время потребление информации низкого качества, т.е. менее обработанной для такого рода потребителей, становится неэффективным, и спрос на нее уменьшается. Как правило, информация более низкого качества является более ценной для людей, находящихся на более низком интеллектуальном (служебном, социальном и т.п.) уровне.
2. Спрос цены на сопряженные товары. Сопряженные товары можно подразделить на взаимозаменяемые, взаимодополняемые и независимые. Товары, которые могут быть использованы для одних и тех же целей – удовлетворять одну потребность Ui, – называются взаимозаменяемыми (чай и кофе, масло животное и растительное). Когда цена на один товар повышается, то спрос на него снижается, одновременно повышается спрос на другой товар – заменитель первого. Товары, дополняющие или сопутствующие в процессе потребления, называются взаимодополнительными (автомобили и гаражи, светлые джинсы и светлые кроссовки, компьютеры и принтеры и т.п.). В этом случае увеличение спроса изменяется одновременно, в одном направлении. Взаимность спроса не наблюдается у независимых товаров (или их свойств).
Взаимозаменяемость информационных продуктов заключается в их форме при одинаковом смысле, содержании. Взаимодополнительность есть один из важнейших принципов информационного обеспечения, обусловленный необходимостью последовательного снятия неопределенности при решении возникшей проблемы: остаточная после получения изначального информационного продукта неопределенность инициирует не меньшую потребность в дополнительной информации.
3. Вкусы и предпочтения. Существуют товары, которым традиционно отдается предпочтение независимо от их цены (рис у китайцев, японцев, картофель у русских). Но есть товары, которые подвержены, например, моде (одежда, обувь и т.п.).
Предпочтения в спросе на информационные товары всецело могут иметь как постоянный (например, профессиональный), так и периодический (например, политический) характер.
4. Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидание высоких цен в будущем заставляет покупателя больше покупать товара сегодня. Если ожидается рост доходов, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая спрос, и наоборот.
Здесь хотелось бы обратить внимание на тот факт, что ожидаемый дефицит природных ресурсов вызвал глобальное повышение спроса на информационный ресурс и, как следствие, на информационные средства и технологии.
5. Число покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и наоборот. Такое обобщенное определение фактора можно конкретизировать, подходя к нему с системных позиций: во-первых, этот фактор целесообразно рассматривать в контексте вышеприведенных факторов, во-вторых, указанная закономерность характерна для структурированного (сегментированного) рынка по тому или иному признаку, например качеству товара, и в-третьих, исходя из принципа функционального соответствия по величине спроса, по числу (или отношению) потребителей товара различного качества можно судить о состоянии общества. Последнее наиболее примечательно с точки зрения оценки уровня информатизации. Действительно, если уровень культуры общества можно в определенной мере оценивать по числу почитателей классической музыки или литературы, то уровень информатизации (по определению) можно более объективно установить по спросу на научную, научно-техническую и социально-экономическую информацию, нежели только по предложению информационных средств и технологий.
6. Размер предложения. Чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена (влияние конкуренции) и, следовательно, тем больше спрос на него. Эта зависимость между спросом и предложением, как, впрочем, и другие факторы, лежит в основе процесса регулирования и материального, и информационного рынка.
С информационной точки зрения последние факторы представляются вполне очевидными. Таким образом, можно утверждать, что закон спроса имеет универсальный характер.
А теперь остановимся на рассмотрении предложения. Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Предложение G – это объем продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам, а также желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. В соответствии с законом предложения, при прочих равных условиях, предложение растет с ростом цены.
Отметим и неценовые факторы, влияющие на предложение.
1. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства: чем больше издержки, тем меньше предложение. Снижение цен на ресурсы означает, что производитель при тех же затратах приобретает больше ресурсов, а значит, может увеличить масштабы производства.
Согласно (10) использование информационного ресурса позволяет сократить затраты на другие более дорогостоящие ресурсы производства, уменьшить издержки. Такая экономия дает возможность за счет дополнительного приобретения материально-энергетических ресурсов увеличивать масштабы производства или осуществлять его усовершенствование.
2. Технология производства. Усовершенствование технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение.
Следует заметить, что совершенствование технологии связано с целенаправленной информационной подготовкой, что может рассматриваться в качестве первопричины роста предложения. Вместе с тем усовершенствование информационных технологий может быть оценено также увеличением предложения.
3. Налоги и дотации. Понижение налогов и повышение дотации увеличивает предложение.
Сэкономленные средства в этом случае могут оказать более существенное влияние на рост предложения, если их использовать не непосредственно в производстве, а в совершенствовании его информационного обеспечения. Так или иначе, указанная закономерность в полной мере соответствует как материальному, так и информационному производству.
4. Ожидания. Ожидая рост цен, производители иногда придерживают товар, сокращают производство, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.
Аналогичная картина наблюдается в производстве и представлении информации, когда произведенный информационный продукт некоторое время хранится и представляется лишь в тот момент, когда он может оказаться наиболее ценным. Более того, такая практика оказывается вполне рациональной в процессе информационного обеспечения, когда качество полученной информации превышает интеллектуальные способности потенциального пользователя. В этом случае задержка в представлении такой информации определяется периодом, необходимым для соответствующего обучения пользователя.
5. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот, что в равной степени относится как к материальному, так и информационному производству.
Закономерности, выражающие роль неценовых факторов, в должной мере подтверждают объективность закона предложения по отношению к информационному производству.
Взаимодействие спроса и предложения осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной или рыночной цены Lp (рис. 1). Величина Lp определяется в точке пересечения Е кривых спроса (D) и предложения (G), представляющих графически соответствующие законы.
Для обозначения меры реагирования одной переменной величины на изменение другой используется такой показатель, как эластичность.
В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет определять размеры производства отдельных товаров и услуг, изучать поведение потребителей, планировать ценовую политику фирмы, формировать стратегию фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах для максимизации прибыли и минимизации убытков, прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги.
Тем самым показатель эластичности как спроса, так и предложения является весьма значимым для информационной системы экономического анализа фирмы или иной организации. В то же время при анализе информационной деятельности использование этого показателя затруднительно в силу отсутствия четкого представления о цене информационных продуктов и услуг. Сегодня, с учетом разнообразия и неравномерности развития информационных производств, ни одна из форм ныне существующих систем и методов ценообразования на информационные продукты и услуги не может являться единственной и универсальной, учитывающей все аспекты многопланового спектра ценообразования. В международной практике уровень цен на любые информационные продукты и услуги устанавливается в соответствии с уровнем и величиной цен, сложившихся на аналогичные информационные продукты и услуги по всем национальным и региональным сегментам мирового рынка [11]. В то же время оптимальный уровень цен на каждом сегменте рынка прямо пропорционален эластичности спроса по цене информационных продуктов и услуг. В этой, казалось бы, тупиковой ситуации одним из действенных методов установления ценности информационных продуктов и услуг можно назвать контроль за величиной предельных издержек и регулирование по ним рыночных цен. Основы такого подхода заложены в теории потребительского поведения.
В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Суть категории потребность состоит в экономическом мотиве человека, возникающем из необходимости или желания потреблять различные (как материальные, так и духовные) объекты богатства. Выразить потребность количественно не представляется возможным, она выражается интенсивной величиной, которая может восприниматься в понятиях «больше» или «меньше», т.е. в предпочтении. Предпочтения являются «чистыми», т.к. не зависят от доходов и цен. «Чистые» предпочтения не представляют еще действительного покупательского выбора. Желание становится выбором, а человек – покупателем, когда его предпочтения ведут к покупкам на рынке.
Потребность мотивирует потребительское поведение, но непосредственно не определяет ни спроса, ни цен. Чтобы аналитически исследовать природу спроса и цен, экономисты ХIX в. пытались дать количественную трактовку понятиям удовлетворения и предпочтения посредством разработки концепции полезности. Еще А. Смит впервые провел различие между «ценностью в потреблении» (полезностью) и «ценностью в обмене». Но проблему цены он все-таки решил в пользу издержек производства, проявляющихся в цене при обмене. Впервые на связь между полезностью и ценой указал английский экономист У. Джевонс в 1862 г. Он выдвинул концепцию предельной полезности и доказал, что именно предельная полезность, а не общая полезность имеет отношение к рыночной цене.
Общая полезность (TU) – это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени. Предельная полезность товаров (МU) – это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги на одну единицу при условии, что потребление других товаров останется неизменным.
, | (13) |
где – приращение общей полезности; – малое приращение товара X.
Увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением роста потребности. Данное явление определяется законом уменьшающейся предельной полезности: если потребление всех других товаров остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления в рамках определенного периода времени. Этот закон в большинстве случаев имеет отношение к коротким временным периодам.
С информационной точки зрения такой период можно обозначить периодом существования проблемы . Если принять во внимание, что для любой проблемы
, | (14) |
где , – остаточная неопределенность (энтропия) и детерминированная составляющая (информация) проблемы, обладающей сложностью , зафиксированные на n -м шаге упорядоченного (коррелированного) информационного обеспечения потребителя, то можно отметить, что при увеличении n (n -мерная корреляция) приращение ценности получаемой информации экспоненциально убывает. Таким образом, при правильном информационном обеспечении, предусматривающем последовательное установление корреляционных зависимостей проблемной области, раскрывающее избыточность информации и снижающее неопределенность, по мере потребления информации снижается ее предельная полезность, что соответствует рассматриваемому экономическому закону.
При введении в экономическую теорию понятия предельной полезности находит свое решение парадокс ценности: чем больше товара, тем относительно меньше интенсивность желания потреблять его последующую единицу. У. Джевонс установил связь между предельной полезностью и ценой, выразив ее следующей формулой:
или , | (15) |
где , – соответственно цены товаров X и Y. Например, .
По-видимому, на основании соотношения Джевонса можно определить цену информационного продукта , если установлена ее предельная полезность , а также предельная полезность и цена какого-либо материального продукта. Кроме того, данное соотношение дает основание утверждать, что для решения более сложных проблем, обладающих большей , ценность информации будет выше. Действительно, более сложная проблема , находящаяся на более высоком уровне иерархии, имеет , где – мера сложности исходной проблемы . Исходя из экспериментальных данных, при этих условиях и при , получим , а следовательно, , т.е. ценность представляемой на одном и том же шаге информационного анализа информации возрастает. Если учесть, что , где N – число равновеликих информационных единиц, то очевидно, что при выполнении одного шага (определения n-мерной корреляции) в случае более сложной проблемы () необходимо затратить больше труда, т.е. стоимости, которая может быть сопоставлена с большей потребительной стоимостью.
Экономическая теория знает два подхода к измерению полезности: кардиналистский и ординалистский.
Кардиналистский подход предполагает абсолютно точное, наподобие физической величины, количественное определение величины полезности. В качестве меры полезности кардиналисты использовали условную субъективную единицу ютиль. Методологически кардинализм опирается на два взаимоисключающих начала: с одной стороны, он связан с субъективной трактовкой содержания ютиля, с другой – с абсолютно точным соотношением между полезностями различных товаров, что предполагает объективную основу для подобного сопоставления. Однако этот подход не отражает реальности, поскольку в жизни не удалось найти универсальную и точную единицу полезности.
На смену кардинализму пришел ординалистский подход. Сам термин «ординалистский» означает ранжированный или выстроенный в определенном порядке. Порядковые числа (1, 2, 3 и т.д.) допускают определенное ранжирование по принципу предпочтения. То, что называется полезностью, сегодня отражает только ранжирование предпочтений.
Известно, что основным инструментом анализа поведения потребителя служат кривые безразличия, представляющие собой совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение.
Кривая безразличия (рис. 2) имеет отрицательный наклон, который отражает тот факт, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении условия: если он увеличивает потребление товара Х, то должен отказаться от известного количества товара У, чтобы сохранить общий уровень полезности.
Предельная норма замещения MRS товара Х товаром Y измеряет желание (склонность) потребителя обменивать один продукт на другой. Мера замещения представляет собой максимальное количество товара Y, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну дополнительную единицу товара Х, при этом оставляя постоянным общий уровень удовлетворения:
. | (16) |
Закономерно поставить вопрос о связи между категориями уменьшающейся предельной нормы замещения и уменьшающейся предельной полезности.
В основе обеих закономерностей лежит общая реальность, состоящая в том, что ценность товаров для потребителя постоянно падает по мере увеличения его количества. Вместе с тем имеются и различия между ними. Уменьшающаяся предельная полезность MU основывается на кардиналистском подходе к измерению полезности, в то время как уменьшающаяся предельная норма замещения MRS – на ординалистском подходе к измерению.
Доказано, что предельная норма замещения одного блага другим равна отношению предельных полезностей этих благ:
. | (17) |
Если бы потребители имели неистощимый денежный капитал, то не возникало бы проблем по рациональному использованию средств. Выбор ограничивается наличием необходимых товаров, их ценами и, наконец, индивидуальным денежным доходом и временем покупателя.
Рассмотрим вопрос выбора в условиях бюджетного ограничения на примере двух товаров Х и Y, имеющих цены Lx и Ly. Затраты на приобретение X единиц составляет , а Y единиц – . Общая сумма расходов . Бюджетные ограничения
, | (18) |
где М – денежный доход потребителя.
Если бюджетное ограничение представить в виде уравнения прямой , то данную прямую можно называть бюджетной линией, которая представляет собой совокупность всех комбинаций или набора товаров Х и Y, которые покупатель может приобрести при данном уровне дохода и ценах на указанные товары.
Доступный потребительский ассортимент представлен на рис. 3, где количество товаров X и Y отражается на осях координат. При данных ценах и денежном доходе объем доступного ассортимента (заштрихованная часть графика) ограничен бюджетной линией. Покупка максимума товара Y возможна при X=0 и ; максимума товара Х – при Y=0 и .
Набор А является доступным для покупателя, поскольку он находится на бюджетной линии. Приобрести набор В не позволяет реальный доход потребителя, а при покупке набора С часть дохода останется нереализуемой. Ценовое отношение (Lx/Ly) измеряет альтернативную стоимость потребления товара Х и определяет норму замещения товара Y товаром Х. Бюджетная линия определяет то количество потребительских благ, которые покупатель может реально приобрести при данных ценовых, ассортиментных и доходных ограничениях. Задача потребителя заключается в том, чтобы из всех возможных наборов товаров выбрать тот, который приносит ему максимальную полезность.
С этой точки зрения целесообразно рассмотрение такой задачи, в которой в качестве Х можно рассмотреть информационный товар, а в качестве Y замещаемый им материальный товар. При этом следует отметить, что любой приобретенный потребителем товар фактически становится ресурсом его функционирования: лишь в этом случае можно судить о полезности товара, независимо от того, кто его приобретает – человек или организация. Так или иначе при наличии М можно получить такой Х вместо Y, который позволит достигнуть желаемого результата не менее, а порой и более эффективно.
Существует множество механизмов замещения материального информационным товаром. Это и непосредственное приобретение информационного продукта (товара), и создание или приобретение информационной системы, способной производить Х, и вложение средств в образовательные услуги, способствующие формированию необходимых креативных способностей и т.п. Все эти механизмы есть суть информатизации, основные задачи этого процесса. Поэтому при реализации процессов информатизации, при бюджетном ассигновании этого процесса необходимо сопоставлять полезность приобретаемой информации или информационных средств с полезностью альтернативных средств (товаров), способных удовлетворить возникшую проблему.
В настоящее время такое замещение становится наиболее актуальным для различных экономических субъектов. В современных условиях, характеризуемых возрастающей конкуренцией и, как следствие, высоким динамизмом рынка, наибольшую выгоду приобретают те субъекты, которые более гибки, адаптивны, более маневренны. В этих условиях нематериальные активы фирмы, по сравнению с материальными, становятся более доходными. Причем при развитии нематериальных активов фирма приобретает большие гарантии получения не только текущих, но и будущих, перспективных доходов, обеспечивающих ее долгосрочное существование и развитие. Таким образом, в различных экономических ситуациях у фирмы возникает альтернативный подход в освоении существующего бюджета. Особенности и механизм реализации такого подхода будет изложен в последующих главах, а пока продолжим рассмотрение закономерностей макроэкономической теории.
В экономической теории особое место отводится связям между выпуском продукции (объемом производства) и затратами, или издержками, связанными с его обеспечением. Эта связь характеризуется функцией издержек, которая, в свою очередь, связана с производственной функцией. Производственная функция – это экономико-математическая зависимость между количеством (объемом) производимой продукции и использованными при ее создании факторами производства. Производственная функция чаще всего используется в виде двухфакторной функции Кобба-Дугласа, представляющей собой степенную зависимость между объемом производства Q и факторами производства: K – капитала и L – труда:
, | (19) |
где А – постоянный коэффициент; a, b – показатели степени использования каждого фактора. Термин «капитал», понимаемый как капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику, в производство, именуют также капиталовложениями или инвестициями. В последнее время наблюдается увеличение а и снижение b.
Для дифференцированной оценки влияния каждого вида ресурсов на динамику выпуска продукции используется анализ производственной функции во временных промежутках. При этом выделяются краткосрочные и долгосрочные временные периоды, а издержки подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки (FC) не изменяются при изменении объема выпуска продукции, а переменные (VC) – изменяются. В сумме FC и VC составляют общие, или валовые, издержки производства (TC).
Средние общие издержки (АТС), или средние издержки, равны частному от деления общих издержек на количество произведенной продукции: АТС = ТС/Q. Средние постоянные издержки AFC = FC/Q. Средние переменные издержки AVC = VC/Q.
Краткосрочный временной период – это время, в течение которого производственные мощности остаются постоянными. Все изменения в краткосрочном временном интервале связаны с переменными издержками, определяемыми заработной платой, энергией и материалом.
Реакция выпуска продукции на изменение переменных затрат определяется законом убывающей производительности. Согласно этому закону увеличение производства, достигаемое при равномерном приросте переменного фактора по достижению определенного уровня, будет снижаться по мере роста соотношения между переменным и постоянным факторами. В связи с этим закон иногда называют законом изменяющихся пропорций. Для отображения выражаемой законом зависимости часто используют величину совокупного продукта (ТР) переменного фактора производства, определяемого количеством продукции, производимой при соответствующем значении этого фактора и неизменных прочих факторах производства.
Долгосрочный временной интервал принимается достаточным для того, чтобы смогли произойти изменения в производственных мощностях фирмы. Тогда все издержки будут выступать в качестве переменных. Долгосрочные средние издержки (LAC) отражают издержки на единицу объема продукции, допуская возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом. Закономерностью изменения LAC является их первоначальное снижение с расширением производственных мощностей и ростом объема производства. Далее развитие мощностей приводит к росту долгосрочных средних издержек. Кривая LAC (рис. 4) является огибающей для всех возможных кривых ATCi, соприкасаясь с каждой из них (не пересекая). Каждая ATCi соответствует предприятию, размеры которого больше предшествующего. Если на каком-либо диапазоне выпуска LAC падают, то имеет место экономия от роста масштабов производства и наоборот. При dLAC/dQ=0 имеет место постоянный эффект от изменения масштабов производства.
Экономия от масштаба, т.е. dLAC/dQ<0, достигается при специализации в производстве и управлении. Причем по мере роста размеров производства увеличиваются возможности использования преимуществ в специализации. Большие масштабы производства позволяют лучше использовать труд специалистов по управлению, тогда как мелкие производства вообще не способны использовать труд специалиста-управленца по прямому назначению. Другим, не менее важным источником экономии, обусловленной масштабом производства, является технология, эффективное использование оборудования.
Однако по мере увеличения масштаба производства проявляется не только экономия, но и ущерб. Так, по мере роста производство попадает в зависимость от иерархических методов координации деятельности его персонала (менеджмента). С ростом иерархии возрастают издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия и реализации управленческих решений. Для разветвленных организационных структур свойственна и тенденция ослабления стимулов к проявлению личной инициативы и возникновения локальных групповых интересов, отличных от интересов производства в целом. В результате возрастают затраты для поддержания должного уровня мотивации персонала.
Приведенный анализ влияния масштабов производства на его эффективность делает очевидным следующий вывод: чем больше масштабы производства, тем целесообразнее и эффективнее его информатизация, тем существеннее становятся его экономические эффекты, получаемые за счет внедрения сетевых электронных коммуникаций, компьютерных средств обработки информации, перехода на электронное документирование процессов управления производством, включая его ресурсное обеспечение и реализацию произведенной продукции. Тем самым устанавливается единая зависимость экономии, вызванной ростом масштабов производства, от его технологического оснащения. Этот вывод, определяющий органичную связь информационных и производственных технологий, их взаимодействие, направленное на развитие производства, находит распространенное практическое подтверждение [9]. Более того, возникновение и экономическое процветание современных транснациональных корпораций было бы невозможным без современных сетевых технологий, позволяющих при гигантских масштабах производства оперативно решать научно-технические, производственные, управленческие и организационные задачи, эффективно использовать огромные по размерам и многообразию ресурсы производства.
Следует особо выделить зависимость издержек от состояния рынка факторов (или ресурсов) производства. Как любой рынок, рынок факторов производства через спрос и предложение регулирует рациональное распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между их отдельными потребителями, являющимися, в свою очередь, производителями тех или иных благ. Поскольку ресурсы необходимы производителю для того, чтобы произвести продукт (или услугу) для конечного потребления, спрос на ресурсы носит производный, вторичный характер: чем потребнее производимый продукт, тем больше спрос на ресурсы, необходимые для его производства, и наоборот, если спрос на конечный продукт снижается, то снижается и спрос на ресурсы.
Существенное влияние на спрос и цены ресурса оказывает его полезность для предпринимателя. Полезность любого ресурса выражается в его продуктивности, которая определяется показателем средней производительности
, | (20) |
где – средняя производительность данного ресурса; Q – объем выпуска продукции; r – число единиц данного ресурса, применяемого для производства объема продукции Q.
Экономический интерес фирмы связан не столько с динамикой прироста физического объема продукции от дополнительной единицы ресурса, сколько с величиной предельного продукта (MRP). Затраты фирмы на приобретение дополнительной единицы ресурсов образуют предельные затраты на ресурс ():
, | (21) |
где и – общие затраты при количестве ресурсов r и r-1 соответственно. Для фирмы экономически выгодно приобретать дополнительные единицы ресурса до того момента, пока величина предельного дохода от его использования будет больше величины предельных затрат на ресурс. В случае, если предельные затраты окажутся больше, чем предельный доход, предприниматель будет вынужден отказаться от покупки ресурса. Это означает, что верхний предел рыночной цены фактора производства ограничивается его доходностью для предпринимателя. Нижний предел рыночной цены на ресурс ограничивается экономическими интересами собственника этого ресурса, выступающего на рынке его продавцом.
Зависимость спроса на ресурс от цены тем выше, чем больше доля затрат на него в общих издержках. Это означает существенное влияние цены ресурса на величину издержек, поэтому производители чутко реагируют на изменение цены данного ресурса. Так как цены на ресурсы формируются с учетом продукции, для производства которой они предназначены, а цена равна предельному доходу, полученному от дополнительной единицы, то, следовательно, доходы, полученные собственниками ресурсов от их реализации, формируются на основе принципа (или закона) предельной производительности. Этот закон предполагает распределение дохода в соответствии с тем, что создает каждый ресурс. Он применим по всем факторам производства. Считается, что это один из наиболее справедливых принципов распределения доходов. При этом следует учесть, что распределение доходов происходит на разных рынках.
В классической экономике выделяют три вида рынков факторов производства: рынок труда, рынок земли и рынок капиталов. Общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в них производства. Здесь следует заметить, что все ресурсы не могут участвовать в производстве обособленно, они функционируют только в определенных комбинациях, взаимозаменяя друг друга: машины и оборудование можно заменить живым трудом, природные материалы – искусственными и т.д. Если один вид ресурсов по каким-либо причинам дорожает, изыскивается возможность замены его более дешевым ресурсом, соответственно на него возрастает спрос. А увеличение спроса может привести к увеличению цены на данный ресурс. Поэтому изменение цен на один из ресурсов всегда ведет к изменению цен на другие ресурсы.
Выделение информации, знаний как фактора производства, как возрастающего по своей ценности ресурса представляется вполне естественным с позиции приведенного факторного анализа. Возрастающий дефицит природных ресурсов приводит к повышению спроса и, как следствие, к росту цен на эти ресурсы (возьмем хотя бы темпы роста цен на нефть за последние годы). При этом предельные затраты на эти ресурсы во многих случаях стали приближаться к предельным доходам производителей материало- и энергоемких товаров. Интенсивное использование информации, знаний позволило создать и последовательно развивать материало- и энергосберегающие технологии, сокращающие соответствующие доли затрат в стоимости производства таких товаров. Однако наиболее доходным в этих условиях оказалось так называемое наукоемкое производство, т.е. производство таких товаров, в основе которых доля материально-энергетических ресурсов сокращалась относительно информационно-интеллектуальных. При этом произошло изменение содержания трудовых ресурсов: их оценка в значительной степени стала определяться интеллектуальными способностями работников. В свою очередь, интеллектуализация производства, ориентированная на эффективное использование информационных ресурсов, приводит к сокращению доли материальных активов в общем капитале фирмы и, как следствие, к экономии земельных ресурсов, необходимых для их размещения.
В основе любого бизнеса лежит капитал. Если нет собственного капитала, то можно купить на рынке право пользования денежным капиталом в течение определенного времени. Сами деньги не являются производительным ресурсом, но на них можно купить оборудование, материалы, энергию, труд, другие ресурсы, необходимые для развития производства. Цена, уплачиваемая за использование взятых в долг денег, называется ссудным процентом. Ставка с ссудного процента показывает, какой процент от взятой в кредит суммы будет уплачиваться за пользование ею. Ставка ссудного процента – один из важнейших стимулов высоких темпов роста объема национального продукта и развития отдельных отраслей. При меньшей ставке процента увеличиваются объемы производимого продукта и доходы общества. Взятый в ссуду капитал вкладывается в производство и должен принести доход в виде прибыли. Но это возможно только в том случае, если данный капитал соединится со специфическим фактором производства – предпринимательской деятельностью.
Предпринимательская деятельность – это тот же труд, обладающий определенной спецификой. Эта специфика вытекает из определения предпринимательской способности как «набора качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск» [24, с.300]. Роль и содержание предпринимательской деятельности зависят от состояния рынка, от типа рыночных структур. В основе эволюции рынка лежит изменение механизма конкуренции, которое с некоторым упрощением представляется как переход от совершенной (чистой) конкуренции к монополии и олигополии и далее – к несовершенной (монополистической) конкуренции. На каждом шаге такого перехода изменяется содержание основных факторов производства: капитала и труда.