Архитектура

Афинский акрополь (ил. 31)- созданный при Перикле самый замечательный ансамбль эпохи, который господствовал над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидского нашествия, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течение третьей четверти 5 в. до н. э. были возведены сверкающие беломраморные Образ гражданина — атлета и воина становится центральным в искусстве классики. Пропорции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его характера не привлекали внимание мастеров ранней греческой классики. Создавая типический образ человека-гражданина, скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключалась и сила и ограниченность реализма греческой классики.

Мирон из Элевтер.

Поиск героических, типически-обобщенных образов характеризует творчество Мирона из Элевтер, который работал в Афинах в конце второй — начале третьей четверти 5 в. до н. э. Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, он освободился от последних отзвуков архаической условности.

«Дискобол» (ок. 450 г. до н. э., Рим, Музей Терм) (ил. 29) - о собенности искусства Мирона наглядно проявились в прославленной статуе атлета. Как и многие другие статуи, «Дискобол» был исполнен в честь определенного лица, хотя и не носит портретного характера. Скульптор изобразил прекрасного духом и телом юношу, находящегося в стремительном движении. Метатель представлен в тот момент, когда все свои силы он вкладывает в бросок диска. Несмотря на напряжение, которое пронизывает фигуру, статуя производит впечатление устойчивости. Это определяется выбором момента движения — его кульминационной точки.

Согнувшись, юноша отбросил назад руку с диском, еще миг, и упругое тело, как пружина, стремительно распрямится, рука с силой выбросит диск в пространство. Мгновение покоя придает монументальную устойчивость образу. Несмотря на сложность движения, в здания: Парфенон, Пропилеи, храм Бескрылой Победы (Ники Аптерос). Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопоннесских войн.

Акрополь в Афинах. Реконструкция

На склоне Акрополя, где собирался народ на драматические представления, были возведены театральные сооружения. Крутой и обрывистый с плоской вершиной холм Акрополя, образовывал своего рода естественный пьедестал для венчающих его зданий.

Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возникал там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и вместе с тем его спокойные, строгие формы, исполненные гармонией пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство — разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром.

Мастерски планировали греческие зодчие целые архитектурные ансамбли. Самым совершенным из них был ансамбль Афинского акрополя.

Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — Фидия.

Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы и в то же время, впервые в истории Греции, выражал идею общеэллинского единства. Весь строй ансамбля пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии. В нем можно видеть наглядное претворение слов Перикла: «Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости».

Смысл планировки Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Шествие входило на Акрополь с запада. Дорога вела вверх, к торжественному входу Пропилеям.

Пропилеи (437—432 гг. до н. э., архитектор Мнесикл) -служившие входом на Акрополь, в них находились библиотека. Обращенную к городу дорическую колоннаду Пропилеи обрамляли два неравных, но взаимно уравновешенных крыла здания. К правому, меньшему крылу примыкал храм Ники Аптерос.

Храм Ники Аптерос, (между 449—421 гг. до н. э., архитектор Калликрат) - примыкает к правому, меньшему крылу Пропилей. Этот небольшой по размерам, кристально ясный по форме храм, словно отделившись от общего массива холма, первым встречал процессию. Четыре стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма (по типу — амфипростиля) придавали зданию характер спокойного изящества.

Статуя Афины Промахос («Воительницы»), созданная Фидием - пройдя сквозь Пропилеи, шествие выходило на широкую площадь, в центре которой высилась семиметровая, бронзовая, с позолоченным острием копья, блеск которого был виден издалека, эта статуя была своеобразной вертикальной осью всего ансамбля.

Парфенон в Афинах. План

Парфенон(447—438 гг. до н. э.) были Иктин и Калликрат, скульптуру выполняли Фидий и его помощники (ил. 32) - главный храм Акрополя (храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин, там же помещалась казна) виден с угла от Пропилей.Это дает возможность одновременно охватить взглядом западный фасад и длинную (северную) сторону периптера. Праздничное шествие двигалось вдоль северной колоннады Парфенона к его главному восточному фасаду. Большое здание Парфенона уравновешено стоящим по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом - Эрехтейоном, оттенявшим возвышенную строгость Парфенона свободной асимметрией.

Парфенон — совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений в истории зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому, как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Но не размеры, а гармоническое совершенство пропорций, прекрасная соразмерность частей, правильно найденные масштабы здания и по отношению к холму Акрополя и по отношению к человеку определили впечатление монументальности и значительности Парфенона.

Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах — это дорический периптер с восьмью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он включает элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегченный антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадров пентелийского мрамора. Раскраска подчеркивает конструктивные детали и образует фон, на котором выделяются скульптуры фронтонов и метоп. Черты дорического и ионического ордеров сливаются в органичное целое.

Эрехтейон, 421— 406 гг. до н. э. (илл. 38) — асимметричное здание, сооруженное на Акрополе неизвестным мастером, изящество и свобода композиции которого словно противостоит величавой ясности и строгой гармонии Парфенона. Посвященный Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкой архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и скульптурных форм, дает множество точек зрения. Его планировка учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трех сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене.

Ощущение праздничной легкости и стройности от всего здания вызвано применением ионического ордера и прекрасно использованными контрастами легких портиков и глади стен. Большей расчлененностью и живописностью форм Эрехтёйон пролагает пути искусству поздней классики, то трагически взволнованному, то лирически утонченному, но менее цельному и героическому, чем высокая классика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: