Арка Септимия Севера (3 в.)

Арка Константина (4 в.) -сложные трехпролетные триумфаль­ные арки.

Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип театра и амфитеатра.

Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зри­телей вырубались в скалах, то римские театры представляли собой само­стоятельные здания в центре города.

Амфитеатр был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни празднеств разыгрывались сражения гладиаторов морские бои, массовые охоты и т. д.

Амфи­театр Флавиев — Колизей (75—82 гг. н. э.) (ил. 53) -самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима, высящееся около республиканского Форума. Внимание его строителей было сосредото­чено на том, чтобы удобно разместить в его огромной каменной чаше пятьдесят тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) раз­делены на четыре яруса сплошными аркадами, которые в нижнем этаже служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156 х 188 м); центр его композиции — ныне разрушенная арена той же формы. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики разверты­вающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность макси­мально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. Пространство, под ярусами использовано под сводчатые галереи-фойе и лестницы.

Наружные стены Колизея выложенные из серого травертина, были преж­де облицованы цветным мрамором. Колизей и теперь поражает целост­ностью и смелостью конструкций. Три его нижних яруса оформлены сквоз­ными арками и полуколоннами: в первом ярусе тосканскими, во втором - ионическими, в третьем - коринфскими. Четвертый ярус в виде мощной каменной стены, стягивающей сплошным поясом объем здания, завершает его и тем усиливает выражение сдерживаемой силы. Членящие стену пилястры коринфского ордера не нарушают монолит здания. Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и обобщенностью основных форм, торжественной мощью простых ритмов.

Колизей (амфитеатр Флавиев) в Риме.План

Храм Пантеон, выстроенный Аполлодором Дамасским (ок. 118—125 гг.) (ил. 56—57), соперничаетс Колизеемпо грандиозности замысла и широте пространственного решения,пленяю­щий своей свободной гармонией, он представляет классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Ротонда Пантеона снару­жи производит впечатление торжественного каменного массива. Глади стен противопоставлен мощный портик коринфского ордера. Главное в Пантеоне — освещённый мягким светом интерьер с огромным цельным подкупольным пространством, торжественно-величавым и гармоничным. Пропорции Пантеона совершенны — диаметр купола (43,5 м) почти равен высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равна радиусу его, в подкупольное пространство вписывается шар. Купол имеет форму полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре. Круглое девятиметровое отверстие в его куполе, «Око мира», — источник света; оно озаряет пространство интерье­ра. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности было отме­чено, что покрытие гигантской ротонды заключало в себе символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано задачей создания «храма всем богам».

Простоте геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху. Интерьер расчленен на три яруса. Нижний выделен большим ордером колонн и пилястр, обрамляющих высокие ниши со статуями. Рас­положенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, уменьшающихся кверху. Своими отвесными членениями они свя­зываются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридиа­нам замыкая купол, а горизонтали вторят линиям карниза. Выявляя глу­биной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечат­ление материальности его.

Ордер создает как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Образная сила Пантеона — в простоте и цельности архитек­турного замысла. В дальнейшем развитии мирового искусства крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Но античное чувство меры остается недосягаемым.

Т ермы императора Каракаллы (начало 3 в. н. э.) – (наиболее знаменитые, дошли до нас лишь в руинах), потребности римской городской жизни вызвали появление уже в 1 в. н. э. нового типа зданий — гигантских терм — общественных бань, рас­считанных на две-три тысячи человек. Это был целый ансамбль разноха­рактерных по своему назначению сооружений, предназначенный для всестороннего гармоничного развития человека. К залам холодных и теплых бань, образующих центральное ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и умственных заня­тий. Огромные сводчатые купольные залы поражали роскошью отделки из мрамора и мозаик, равно как и дворы-сады с экседрами (полукруглые ниши больших размеров, завершенные полукупольным сводом) и пло­щадками для игр.

Дальнейшая эволюция римской архитектуры совершается в условиях углубляющегося с конца 2 в. н. э. кризиса рабовладельческой системы. В это время распространяется пассивно-созерцательная философия, про­поведующая покорность судьбе. В Рим проникают мистические восточные культы, христианское учение, пришедшее из Палестины. Они привлекают идеей спасения, которого жаждали народные массы. Соприкасаясь с уче­нием стоиков воспитывающих в человеке способность переносить невзго­ды, христианство, предвещающее равенство людей после смерти, полу­чило наибольшее признание среди римской бедноты. Христианство постепенно вытеснило древнефилософские учения.

Художественные идеалы римского искусства 3 и 4 вв. н. э. отражают переломный характер эпохи, в которой распад древнеантичного уклада сопровождался новыми исканиями. В нем сильнее проявляется роль провинции и варварских влияний. Грандиозные масштабы некоторых памят­ников в Риме и в его провинциях напоминают архитектуру Древнего Вос­тока. В то же время обнаруживается стремление максимально облегчить архитектуру, усилить в ней роль пространства, одухотворить его.

Базилика Максенция - Константина на Римском форуме (306—312 гг.) - з авершающий памятником этого времени. Своей сквозной каркас­ной конструкцией она предвосхищает средневековые христианские бази­лики Западной Европы. В Риме базилика — это гражданское здание, обычно входящее в ансамбль Форума. Это место торговых сделок, судопроизводства и политических собраний. Базилика Максенция — одно из самых грандиозных сводчатых зданий Рима (площадь 6 тыс. кв. м). Прямоугольная в основании она имела открытый портик на столбах с восточной стороны. Внутреннее пространство, разделенное, на три нефа завершалось в среднем нефе (колоссальном по ширине) полукруглой апсидой. Средний неф был перекрыт крестовыми сводами, которые опирались на восемь мощных столбов и поддерживались снаружи контрфорсами (вертикаль­ными выступами стены, противостоящими боковому распору). Только короткая сторона базилики с апсидой была решена сплошной стеной. В остальных частях здания своды опирались на столбы, являющиеся основа­нием всей конструкции. Тонкие наружные стены были прорезаны двумя ярусами широких арочных пролетов.

В 4 в. после признания в 313 г. христианства господствующей рели­гией начинается строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: