Потребность в форматизации консалтинга ощущают все участники рынка — и мелкие, и крупные. Запустить же процессы вожделенной формализации по понятным причинам способны лишь крупные компании. И здесь назревает новое качественное изменение рынка. Если раньше мы неоднократно говорили о том, что для оказания клиенту полного комплекса услуг компании создавали аффилированные группы, которые могли существовать на довольно зыбких договорах о совместной деятельности, то теперь этого уже недостаточно. Формализация консалтинга требует более прочных оснований, чем объединения компаний, во многом сохраняющих независимость. Такое объединение неспособно создать единую базу знаний, внедрить единую коммуникационную сеть, систему управления маркетингом, партнерство. Сейчас еще рано говорить о тенденции к полноценным слияниям и поглощениям: слишком сильны пока противодействующие факторы — местный опыт региональных компаний, финансовая независимость компаний, иллюзия значимости собственного искусства консультирования. Переход от рыхлых объединений к слияниям произойдет тогда, когда клиент почувствует разницу между качеством услуг в одних и других компаниях. Но для этого должно пройти время, начавшийся процесс формализации должен еще принести свои плоды.
Пока же российский рынок консалтинговых услуг концентрируется и набирается сил. Российские консультанты по итогам 2001 года заработали почти 185 млн долларов (без учета показателей компаний «большой пятерки»). Около половины рынка приходится на долю первой десятки Тор-150.
Список ста крупнейших пополнился сорока двумя новыми консалтинговыми компаниями, которые вытеснили семнадцать участников предыдущего рейтинга во вторую сотню. В новых альянсах и объединениях (по сравнению с предыдущим рейтингом их число увеличилось втрое) сконцентрировались квалифицированные специалисты, что привело к повышению стоимости услуг. Как следствие, подорожал рынок консалтинга в целом.
Отличительной чертой объединений этого года стало создание новых брэндов. И это напрямую связано с формализацией консалтинга. Первыми представителями этой тенденции стали «БДО Руфаудит Альянс» и объединение «БалЭН».