Разработка и управление кредитной политикой
3.11.1. Общие понятия, цели и задачи, политика управления
Основным фактором, влияющим на величину дебиторской задолженности, является проводимая предприятием кредитная политика.
Формы реализации продукции в кредит
• Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов (обычно на срок от одного до шести месяцев).
• Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа (обычно на срок от шести месяцев до двух лет).
Кредитная политика поставщика по отношению к покупателям продукции – это особая политика управления коммерческим кредитом, который в балансе продавца отражается в активах как дебиторская задолженность.
*
Тип кредитной политики
С позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности различают:
|
|
- консервативный;
- умеренный;
- агрессивный.
*
Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска.
Механизм реализации:
· существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска;
· минимизация сроков предоставления кредита и его размера;
· ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости;
· использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
*
Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
*
Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики ставит приоритетной целью максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, сопровождающим эти операции.
Механизм реализации:
· распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции;
· увеличение периода предоставления кредита и его размера;
· снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров;
· предоставление покупателям возможности пролонгировать кредит.
*
Управление кредитной политикой (читай дебиторской задолженностью) представляет собой часть общей политики управления оборотным активами, капиталом и маркетинговой политики предприятия.
Цель управления - расширение объема реализации (продаж) продукции.
Задачи управления:
· оптимизация общего объема (размера) дебиторской задолженности;
· обеспечение своевременной инкассации дебиторской задолженности.
*