Общие педагогические основы теории и методики физической культуры и спорта

1.1.Введение в теорию и методику физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт как органические части культуры общества и личности. Понятийный аппарат теории физической культуры; основные формы физической культуры. Вводная характеристика направлений, форм и социальных функций физической культуры и спорта

Исходные понятия: физические (двигательные) качества, двигательные навыки, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическая культура (ФК), физическое воспитание (ФВ).

Соотношение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание».

Современное представление о структуре физической культуры. Характеристика форм физической культуры: базовая, профессионально-прикладная, оздоровительно-реабилитационная, фоновая и спортивная.

I.2. Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина и исторические аспекты её становления

Теория физической культуры и спорта физического воспитания как научная дисциплина и учебный предмет. Связь теории физической культуры и спорта физического воспитания с другими научными дисциплинами. Основные этапы и источники развития ТФВ. Интегративная роль теории и методики физической культуры и спорта физического воспитания в системе профилирующих дисциплин. Основные компоненты физической культуры и спорта физического воспитания как педагогического процесса.

I.3. Системность компонентов, составляющих область физической культуры и спорта. Цель и задачи функционирования физической культуры в обществе. Формы построения занятий физическими упражнениями. Оценка эффективности физкультурно-спортивных занятий

Исторические аспекты становления теории и методики физического воспитания и спорта. Целевая ориентация ФК в современных условиях жизни. Социальные функции физического воспитания.

Сущность оздоровительной, образовательной и воспитательной задач.

I.4. Общая характеристика физической культуры

Основные определяющие черты системы физической культуры. Основные документы, определяющие идейную основу физической культуры физического воспитания в России: «Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Закон об образовании». Программно-нормативные основы физической культуры физического воспитания: спортивная классификация; программы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях. Научно-методические основы. Характерные черты современных организационных форм системы физической культуры.

Общая характеристика дидактических основ физического воспитания и спорта.

I.5. Дидактические принципы, регламентирующие процесс формирования физической культуры личности

Принципы, их роль в регламентации физического воспитания. Общие педагогические принципы и требования к их реализации в физическом воспитании (сознательности и активности; наглядности; систематичности; постепенности и последовательности; доступности и индивидуальности). Современные общепедагогические принципы (природосообразности и культуросообразности), их роль и место в физическом воспитании.

Специфические принципы физического воспитания, их характеристика. Принципы непрерывности процессов физического воспитания; постепенного наращивания развивающе – тренирующих воздействий; циклического построения системы занятий, возрастной адаптивности направлений физического воспитания.

I.6. Средства и методы формирования физической культуры личности человека

Общепедагогические средства, их значение для физического воспитания.

Физическое упражнение – основное специфическое средство физического воспитания.

Техника физических упражнений. Виды техники. Части и фазы техники. Кинематические характеристики физических упражнений (пространственные, временные, пространственно – временные). Динамические характеристики (внутренние и внешние силы). Понятие ритма. Классификация физических упражнений.

Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты, определяющие эффективность физического упражнения. Типы интервалов отдыха.

Гигиенические факторы и естественные силы природы, их роль в повышении эффективности физического воспитания.

Понятие о методах, их классификация по различным признакам. Особенности использования в физическом воспитании групп методов: стимулирования и мотивации; организации и осуществления педагогического процесса; контроля и самоконтроля. Методы наглядного восприятия и вербальные методы.

Специфические методы обучения и развития в физическом воспитании. Строго регламентированные и частично регламентированные методы, их характеристика. Особенности регламентации при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств.

Идеомоторный и аутогенный методы, их место в физическом воспитании.

I.7. Методика обучения двигательным действиям

Двигательные умения, навыки, двигательные умения высшего порядка как результат обучения; закономерности их формирования. Этапы обучения двигательным действиям: начального разучивания, углубленного разучивания, совершенствования. Задачи, средства и методы, применяемые на различных этапах.

Современные представления об обучении двигательным действиям. Теория поэтапного овладения действиями (П.Я. Гальперин) и обучение двигательным действиям (на основе формирования ориентировочной основы действий (ООД) и основных опорных точек (ООТ). Метод предписаний алгоритмического типа, его сущность и применение при обучении действиям. Содержание обучающих программ.

I.8. Методика воспитания физических способностей. Методика воспитания гибкости, формирования осанки и телосложения

Общая характеристика кондиционных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость). Взаимосвязь между физическими качествами.

Силовые способности, их характеристика. Основные условия, средства и методы развития собственно силы и скоростной силы.

Быстрота, основные формы ее проявления. Особенности средств и методов развития различных форм проявления быстроты. Развитие быстроты при выполнении локомоторных действий.

Выносливость, ее характеристики. Различные подходы к классификации выносливости. Особенности средств и методов развития выносливости. Аэробные и анаэробные механизмы обеспечения выносливости. Сочетание различных видов воспитания выносливости; система занятий.

Гибкость, ее характеристики. Пассивная и активная гибкость, особенности средств и методов развития.

Возрастные особенности развития кондиционных физических качеств.

Тестовые методики для оценки уровня развития кондиционных физических качеств.

I.9. Координационные способности, особенности их формирования и оценки

Координационные способности, их обусловленность. Современные представления о комплексном составе координационных способностей. Соотношение понятий: координационные способности и ловкость.

Основные разновидности координационных способностей, средства и методические подходы к их формированию.

I.10. Факторы физической культуры в аспекте их оздоровительной ценности

Профилактика нарушений осанки средствами физической культуры.

Типы дыхания, совершенствование дыхательных возможностей; особенности дыхания при выполнении физических упражнений разного характера.

Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики. Виды и режимы использования упражнений для устранения избыточной массы тела.

Профилактика нарушений зрения (общие гигиенические мероприятия, глазодвигательная гимнастика, упражнения для улучшения кровообращения в зрительном анализаторе).

I.11. Планирование и контроль в процессе физического воспитания

Общая характеристика управления: его сущность и основные функции.

Характеристика планирования физического воспитания, как одной из функций управления. Формы и способы перспективного, текущего (этапного) и оперативного планирования.

Характеристика контроля в физическом воспитании как одной из функций управления. Основные стороны системы контроля: контроль за занимающимися, преподавателями, в целом за учебным (тренировочным) процессом. Критерии оценки эффективности физкультурой и спортом.

Особенности предварительного, текущего и итогового контроля.

I.12. Направленное формирование личности в процессе формирования её физической культуры и взаимосвязь различных сторон процесса. Методические основы формирования физической культуры личности. Формирование профессионализма специалистов по физическому воспитанию.

Общая направленность и комплексность воспитательных воздействий. Ведущая роль педагога и активность воспитываемого. Формирование профессионализма у специалистов в области физической культуры и спорта. Общие направления воспитания в процессе физического воспитания и в сфере спорта: нравственное, трудовое, волевое, интеллектуальное.

I.13. Возрастные особенности физического воспитания. Особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Особенности физического воспитания детей школьного возраста. Особенности физического воспитания студенческой молодежи. Физическая культура в повседневной жизни взрослого населения.

Возрастные особенности физического воспитания. Особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Особенности физического воспитания детей школьного возраста. Особенности физического воспитания студенческой молодежи. Физическая культура в повседневной жизни взрослого населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: