Неконкретные глаголы

Модель Цель Пример Способ работы (вопросы)
Как именно? Выявить конкретные варианты поведения, подразумеваемые говорящим. Она ободрила меня Как конкретно она ободрила Вас?
Мои друзья полагаются на меня Как именно они полагаются на Вас?
Она расстраивает меня Что она делает, чтобы расстроить Вас?
Я не доверяю Вам Как именно Вы мне не доверяете?

Модальные операторы возможности и необходимости имеют дело с фразами типа: «Я не могу» (возможность) и «Я должен», «Я обязан» (необходимость), которые накладывают ограничение на поведение. Уточнение выявляет конкретные условия или последствия, которые делают действие необходимым или невозможным (см. табл. 19).

Таблица 19

Модальные операторы

Модель Цель Пример Способ работы (вопросы)
Что Вам мешает? Что бы случилось, если бы Вы сделали/не сделали? Выйти за пределы собственных ограничивающих представлений; уточнить информацию Я не могу добиться успеха Кто Вам мешает? Что бы случилось, если бы Вы добились успеха?
Я должен быть совершенным Что Вам мешает?
Я должен быть счастливым Что случилось бы, если бы Вы стали счастливым?

Сравнение с умолчанием производится по сравнению с чем-либо или с кем-либо (см. табл. 20).

Таблица 20

Сравнение с умолчанием

Модель Цель Пример Способ работы (вопросы)
Это прилагательные и наречия, обозначающие сравнение, но при этом опускается то, с чем сравнивают Выяснить то, с чем сравнивают Пятницы лучше Лучше чего? Почему?
Директор умнее Умнее кого? В чем? Кто так считает?

Класс «очевидно и ясно» имеет целью восстановить утраченный референтный индекс. При этом подход заключается в моделировании вопросов типа: кто так считает или для кого это очевидно? Например, такая фраза: «Очевидно и понятно, что планерки проводить лучше всего по понедельникам».

И в заключение рассмотрим два оставшихся способа моделирования. Универсальные количественные (УК) слова (слова типа: «все», «никогда», «каждый», «всегда») указывают на сверх обобщение. В просьбе уточнить предлагается сделать переоценку репрезентации с тем, чтобы дифференцировать членов группы более эффективно, что увеличивает возможность выбора (пример в табл. 21).

Таблица 21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: