Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
Как именно? | Выявить конкретные варианты поведения, подразумеваемые говорящим. | Она ободрила меня | Как конкретно она ободрила Вас? |
Мои друзья полагаются на меня | Как именно они полагаются на Вас? | ||
Она расстраивает меня | Что она делает, чтобы расстроить Вас? | ||
Я не доверяю Вам | Как именно Вы мне не доверяете? |
Модальные операторы возможности и необходимости имеют дело с фразами типа: «Я не могу» (возможность) и «Я должен», «Я обязан» (необходимость), которые накладывают ограничение на поведение. Уточнение выявляет конкретные условия или последствия, которые делают действие необходимым или невозможным (см. табл. 19).
Таблица 19
Модальные операторы
Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
Что Вам мешает? Что бы случилось, если бы Вы сделали/не сделали? | Выйти за пределы собственных ограничивающих представлений; уточнить информацию | Я не могу добиться успеха | Кто Вам мешает? Что бы случилось, если бы Вы добились успеха? |
Я должен быть совершенным | Что Вам мешает? | ||
Я должен быть счастливым | Что случилось бы, если бы Вы стали счастливым? |
Сравнение с умолчанием производится по сравнению с чем-либо или с кем-либо (см. табл. 20).
|
|
Таблица 20
Сравнение с умолчанием
Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
Это прилагательные и наречия, обозначающие сравнение, но при этом опускается то, с чем сравнивают | Выяснить то, с чем сравнивают | Пятницы лучше | Лучше чего? Почему? |
Директор умнее | Умнее кого? В чем? Кто так считает? |
Класс «очевидно и ясно» имеет целью восстановить утраченный референтный индекс. При этом подход заключается в моделировании вопросов типа: кто так считает или для кого это очевидно? Например, такая фраза: «Очевидно и понятно, что планерки проводить лучше всего по понедельникам».
И в заключение рассмотрим два оставшихся способа моделирования. Универсальные количественные (УК) слова (слова типа: «все», «никогда», «каждый», «всегда») указывают на сверх обобщение. В просьбе уточнить предлагается сделать переоценку репрезентации с тем, чтобы дифференцировать членов группы более эффективно, что увеличивает возможность выбора (пример в табл. 21).
Таблица 21