В теоретическом и организационно-методическом аспектах сравнительно поздно было обращено внимание на развитие и коррекцию неполноценного зрения у детей в условиях учебно-воспитательного процесса. Главное внимание уделялось охране зрения и предупреждению перегрузок. В 1960—1970 гг. был проведен ряд фундаментальных исследований, позволивших дать научно обоснованные рекомендации по развитию зрительного восприятия у частичновидящих и слабовидящих детей в учебно-воспитательном процессе (Л. А. Григорян, Л. И. Григорьева, А. И. Каплан и др.).
Организация занятий по развитию зрительного восприятия у детей предусматривает применение психофизиологических и психолого-педагогических методов, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, селективных, мнемических и мыслительных процессов. Психофизиологические методы применяются для стимуляции и повышения функциональной активности зрения, развития зрительных функций.
Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений — формы, размера, цвета в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции — адаптацию, фиксацию, частоту, время.
|
|
Психолого-педагогические методы направлены на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, интерпретации и категоризации. По способу предъявления материала психолого-педагогические методики делят на предметную, изобразительную,
компьютерную, телевизионную, проекционную (Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, С. Е. Сташевский).
Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей в восприятии предметов внешнего мира и способов действий с ними. Дети выполняют задания на опознание предметов, анализ -формы, размеров, цвета, фактуры. Предметная методика реализуется на предметно-практических занятиях и в игре. Предметно-практические занятия могут быть связаны с моделированием, конструированием, изготовлением различных предметов. Игры могут быть как дидактические, так и сюжетно-ролевые, связанные с целенаправленным зрительно-сенсорным воспитанием.
Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.
Большие возможности для развития зрения заложены в компьютерной технике и телевизионных дисплеях. Специальная программа, введенная в компьютер, может изменять форму, размер, цвет, яркость, контраст изображений, режим их предъявления статический или динамический), освещенность перцептивного поля.
|
|
Особое значение имеет проекционная методика (кино, эпи- и диапроекция). Динамика объектов и действий в кино требует от зрителя особого внимания, умения держать в памяти детали сюжета, анализировать быстро сменяющуюся зрительную информацию. Однако при снижении временной разрешающей способности зрительной системы у детей кинофильмы воспринимаются недостаточно полно и точно, а в некоторых случаях искаженно. В связи с этим рекомендуется показ специальных диапозитивов.
ЛИТЕРАТУРА
Акимова А. К. Коррекционная работа над недостатками физического развития слабовидящих детей школьного возраста средствами лечебной физкультуры.— Алма-Ата, 1983.
. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей/Под ред. М. И. Земцовой.— М., 1980.
Волкова Л. С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения//Дефектология.— 1982.—№ 3.
• Кондратьева С. И., Сташевский С. Е., Григорьева Л. П. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частичиозрячих учащихся//Дефектология.— 3987.— № 2.— С. 16—22.
Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста/Сост. А. И. Назаренко, Т. П. Свиридюк.— Киев, 1984.
Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.— М., 1985.
Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей/Под ред. В. П. Ермакова.— М., 1988.
Сверлоз В. С. Пространственная ориентировка слепых.—М., 1951.