Решение инфраструктурных проблем молодёжи

В качестве основных проблем молодёжи выделяются жилищная проблема, проблема трудоустройства, проблема мест культурного досуга.

В отношении жилищной проблемы система молодёжной политики сама по себе не обладает необходимыми ресурсами. Попытки возрождения молодёжных жилищных кооперативов, в СССР когда-то активно поддержанных комсомолом, в настоящее время не привели к какому-либо результату.

Но молодёжная политика может взять на себя, во всяком случае, информирование молодых людей о существующих возможностях (например, о существующих государственных, региональных, муниципальных программах по обеспечению жильём молодых специалистов и молодых семей) и необходимая юридическая помощь.

В отношении временного трудоустройства наработан неплохой опыт муниципальных трудовых отрядов для школьников и студенческих строительных отрядов. В рамках нового вектора молодёжной политики должен расширяться спектр деятельности этих отрядов, прежде всего — включение в этот спектр современных практик и форм деятельности. Как пример можно рассматривать привлечение старшеклассников к обучению пенсионеров современным компьютерным технологиям; полезен также опыт педагогических отрядов, осваивающих современные образовательные формы и работающих с различными группами детей и подростков, в том числе с группами риска (такой опыт в стране наработан, прежде всего, в коммунарском движении).

Принципиально важно, что молодёжная политика в этом направлении (так же как и действия, направленные на усиления продуктивности) должна формировать у молодых людей установку на возможность самостоятельного решения своих проблем, в том числе за счёт готовности к честной работе за честные деньги.

Практики культурного досуга в гораздо большей степени могут быть зоной ответственности молодёжной политики. Современный подход к организации таких практик включает в себя:

Практики свободной активности. Инициативные дела и проекты, в которых реализуются возможности, лежащие вне профессиональной перспективы. Противопоставление «свободного времени» «работе» и «учёбе» (которые всегда будут в достаточной степени формализованы) означает, что в таких практиках должна преобладать творческая составляющая, свобода самому решать, что делать.

Практики клубной работы. В культурном понимании «клуб» есть, прежде всего, место рефлексии и построения отношения к той части жизни, которая происходит в формальных институтах (таких как «работа» и «учёба»). Прежде всего, актуальны профессиональные клубы (особенно для студентов и молодых специалистов), позволяющие понять профессию как социально и личностно значимую действительность, встретиться с разными традициями в профессии и с носителями этой традиции.

Актуальны также политические клубы, в которых может быть выстроено понимание социальной ситуации и определена гражданская позиция. Разворачивание таких клубов (в том числе вокруг демократически ориентированных политических партий) может быть альтернативой традиционному использованию молодёжной активности для политических манипуляций.

Практики «встречи с культурой». Подразумевают новое содержание и новый подход к организации досуга. Новое содержание основано на понимании любой культурной единицы, в том числе произведения искусства, как возможности понять что-то про себя, существующего или возможного, увидеть метафоры определённых жизненных ситуаций и способы решения конкретных проблем в человеческих отношениях.

Такое понимание латентно присутствует во многих молодёжных субкультурах, но в настоящее время массовая культурная индустрия ориентирована на прямо противоположное — стремление отвлечься, увидеть что-то, чего не бывает в жизни. Следовательно, необходимо внедрение на этот рынок и продвижение нового культурного продукта (прежде всего — в музыке и кино), в том числе созданного в результате творческой активности самой молодёжи.

Новый подход в организации означает перенос акцента с мероприятия («массового зрелища») на Событие, происходящее с участниками. В частности, необходимо проектирование нового типа Праздника, основанного на вовлечении в действо всех участников; в связи с этим можно вспомнить о традициях карнавала, существующих до сих пор во многих странах.

Косвенно эти практики работают и на профилактику зависимых форм поведения — поскольку эмоциональная атмосфера События и возможность активно действовать снимают необходимость «подогрева» при помощи наркотиков и виртуальных миров.

Практики самообразования также могут рассматриваться как практики свободного времени и органично вплетаются во все уже названные, как, например, ролевое движение.

Опыт многих молодёжных сообществ показывает, что косвенно участие в таких формах свободного времени увеличивает эффективность и продуктивность молодых людей на рынке труда, в том числе создавая дополнительную мотивацию для того, чтобы зарабатывать именно на культурные формы досуга, а не на воспроизводство простых (в том числе зависимых) форм поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: