ж «Любимая игра». Ведущий предлагает вспомнить те игры, которые детям больше всего понравились, а затем все играют в некоторые из них.
• «Чудо-дерево». Ведущий просит детей закрыть глаза и представить, что они находятся в волшебной стране, долго бродят по ней и наконец встречаются с Чудо-деревом. У него можно попросить все, что угодно, но взамен ему следует подарить что-нибудь очень ценное для себя, ведь Чудо-дереву нужно пополнять свои запасы. Далее дети открывают глаза и рассказывают, что ценное они могли бы отдать и что хотелось бы попросить.
• «Ваню в школу провожать — надо нам поколдовать». Один ребенок садится на корточки в центр круга. Остальные обращают к нему свои ладошки и проговаривают: «(Имя ребенка) в школу провожать — надо нам поколдовать». Далее каждый из них сообщает, что наколдовывает этому ребенку: хорошо учиться, справляться с трудностями, добрую учительницу, веселого соседа по парте и т.п. Такое колдовство повторяется с каждым участником.
• «Рисование себя в школе». Дети выполняют рисунки на эту тему, а затем рассказывают о них группе.
|
|
Итак, закончились наши трехлетние занятия с детьми, которые вот-вот переступят порог школы. Жаль с ними расставаться, но в душе постоянно звучит вопрос: «А что дали им психологические занятия? Как изменились дети?» Чтобы найти ответ, давайте пойдем в соседний детский сад — туда, где пока еще нет психолога. И сразу станет видно, насколько наши дети лучше понимают себя: свои чувства, желания, отношения. Им интереснее свой внутренний мир: перебивая, они рассказывают о нем друг другу. Они убеждены, что многое знают и умеют, а в будущем будут знать и уметь еще больше. Они заражают своим творчеством и фантазиями, а их открытость, теплота и доверие друг к другу заставляют и нас, взрослых, по-другому смотреть на мир, и видеть в каждом встречном на улице его внутренний свет, и замечать в обычных, казалось бы, буднях яркий праздник.
Заканчивая работу над книгой, хочется поблагодарить всех тех, без кого ее написание было бы невозможным. Это студенты-психологи МОСУ, МПГУ и МГППУ, сказки которых включены в некоторые занятия. Но главное — это дети, которые сначала побаивались нас и порой не слушались, но потом так радовались каждой встрече, что хотелось придумывать для них что-то новое еще и еще.
Приложение Рассказывают дети
• «Чего боялся зайчик» (упражнение из Программы для детей 3 — 4 лет, 6-е занятие).
Ведущий рассказывает детям: «Жил-был маленький зайчик. Все было у него хорошо: были любимые мама, папа, братик, сестра, дедушка и бабушка. Но одно было у зайчика плохо — он чего-то боялся. Чего он боялся? (Дети отвечают.) Итак, зайчик боялся (перечисляется то, что скажут дети) лиса, волка и медведя».
|
|
— И что же с ним случилось? — спрашивает ведущий, и
дети отвечают.
Леша: С ним случилось, что волк и медведь его поймали на ловушку. И он не смог вернуться домой. А потом к нему прибежал хороший лис и освободил его.
Федор: Зайчик испугался лиса с волком, и они его забрали в клетку. Прибежал хороший волк и его спас.
Ведущий: А кто такой хороший волк?
Федор: Это волк, который добрый, это волшебник добрый превратился в волка.
Настя: Зайчик прибежал к волку а он его взял и в клетку посадил, а в клетке была лисица и этого зайчика выглянула. Она его выгнала.
Антон: Зайчик боялся волка, лиса и медведя. Они его в ловушку посадили. Он не может вылезти. Пришел хозяин и его спас.
Полина: Медведь сделал ловушку, и попал зайчик туда. И зайчик гулял и увидел ловушку и не пошел туда. А медведь пришел — зайца нету там.
Никита: И зайчик попался в ловушку медведицу потому, что медведь ловко делал ловушку и зайчик эту ловушку сломал и убежал. Но лис обхитрил его, он дал ему сыра, и сыр был отравленный, и отравился зайчик.