Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму.
АМЕРИКАНСКАЯ ПОСЛОВИЦА
Ч |
ем игра напряженнее и острее, тем больше удовлетворение у играющего. В других видах деятельности (не игре) человек идет по линии наименьшего сопротивления, но в игре важен не столько результат, сколько сам процесс. В ней тренируется творческая интуиция через зону ближайшего развития и созданную для себя микроэкстремальную ситуацию. Нереализованные потребности сублимируются в игровую потребность и разряжаются в ней.
Деловая игра, как бы сжимая время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам роль долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность деятельности. Кроме максимально эмоционального вовлечения участников в события, игра допускает возможность вернуть ход и использовать другую стратегию.Тем самым она создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Поскольку игра — мероприятие групповое, она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться. Стимулируя практические навыки в ситуации эмоционального накала, но в отсутствие реального риска, она развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени (неизвестно, понадобятся ли?), а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них игровом процессе.
|
|
Почему игры ускоряют обучение? Как известно, всякая информация, противоречащая сложившемуся у данного человека мнению, не допускается в сознание. В игровой ситуации возникает дух игровой соревновательности. Он заражает и предрасполагает к озарениям, позволяющим находить оригинальные решения. Принятие игровой роли выступает в качестве «троянского коня», позволяя участнику, не снижая психологической защищенности, преодолевать внутренние барьеры, находясь в «шкуре другого». Игры способствуют формированию иной точки зрения на ситуацию, то есть ее переосмыслению. Ключевой момент в деловых играх — возможность представления себя последовательно в различных ролях, что исключает полную идентификацию с какой-нибудь од-
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
ной из них. Позиция участника перестает полностью совпадать с любой из ролей, предполагая одновременное их сосуществование, и, следовательно, возникает некоторое эмоциональное отчуждение от единственной, обычно принимаемой на себя роли. В игре нет риска, жизненной неудачи, и поэтому человек может позволить себе временно или частично изменить свой подход к подобным проблемам, а следовательно, вносятся некоторые изменения в установки. Тем самым открывается путь информации, ранее недоступной. Новшества в системе установок предопределяют метаморфозу, благодаря которой правило из внешнего становится внутренним.
|
|
Игры стали одним из наиболее продуктивных нововведений в деле обучения за последние десятилетия. Их несомненное преимущество перед традиционными формами обучения состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, увлекают сильнее, чем любые другие методы обучения, снимают эмоциональные барьеры и способствуют преодолению различных форм психологической защиты. В игровой ситуации выявляются индивидуальные способности к принятию ответственных решений в напряженной обстановке, к эффективному использованию должностных полномочий. Однако главным достоинством этого метода является радикальное сокращение времени накопления опыта. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, с помощью деловых игр может быть получен в течение недели или месяца. Как правило, игры проводятся в несколько периодов (циклов), которые имитируют период продолжительностью в день, неделю, месяц или год.
Важнейший момент в создании игры — это разработка сценария и определение полномочий, которыми будут наделены ее участники. В игре могут участвовать несколько групп по 1—20 участников в каждой. Обычно в группе 5—8 человек и всего 5—8 групп. Преподаватель, начиная игру с инструктажа, описывает характер предприятия, которым будет руководить данная группа в игре, характер ее продукции, функции участников решения проблемы, масштабы их полномочий. Перед началом игры участникам выдаются специальные сборники или инструкции, содержащие необходимую информацию об игре с нужными подробностями и расчетными формулами. В ходе игры участники работают с документацией, максимально приближенной к практике, и сами создают такие документы (служебные записки, приказы, отчеты и т. д.).
Игры дают опыт коллективного принятия решения в тех случаях, когда в реальных условиях это сделать трудно или опасно, например, при возникновении аварии или угрозы опасности для
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
людей. За счет этого они повышают способность к реалистичному и обоснованному планированию. После игры человек становится дальновиднее и учитывает большее число переменных. В игре ускоряется трансформация установок человека и мотивы поведения обнажаются для него самого, что и создает условия их корректировки.
Начинается игра принятием решений за определенный цикл, например за месяц, скажем, за январь. Эти решения обрабатываются, и для участников игры подготавливаются отчеты о деятельности за январь. Имея оперативные отчеты за данный месяц, участники анализируют их и приступают к принятию решения на февраль. Решения снова обрабатываются на компьютере, и снова готовятся отчеты. Так в быстром темпе «проходит» целый год: участники игры принимают решения, затем корректируют их на основе новых данных и т. д. Аккумулируя время, деловая игра снимает ограничения, накладываемые долговременной памятью, позволяет провести более глубокий причинно-следственный анализ ситуации. Метод включает в себя и содержательный анализ самого фактора времени. С этой целью во многие игры вставляются временные лаги, чтобы решения принимались за несколько периодов до того, когда ожидается ситуация, где начинают реализовываться последствия этих решений.
Чему учат деловые игры? Важности планирования и своевременного принятия решений. Это делается с помощью сжатия времени и введения лагов. Сжатие производится с помощью компьютера, что позволяет за время игры имитировать годы опыта и тем самым видеть не только непосредственные, но и долгосрочные результаты своих решений. Сжатие времени позволяет улавливать логику фактов, а это весьма ценно в обучении определенной стратегии деятельности. Большинство игр спланировано так, что в отсутствие генеральной стратегии получаемые решения имеют лишь временные преимущества.
|
|
Интересным аспектом игр является возможность изменить решение, которое оказалось неудачным. В отличие от реальных жизненных ситуаций, в игре можно вернуться назад к некоторому моменту и переиграть его, принимая другие решения для того, чтобы определить их преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. Одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз, ее участники могут предлагать свои решения, побывав в разных ролях. В игре участники не связаны боязнью нанести своими действиями практический ущерб предприятию, себе и партнерам. Особую роль в игре следует отнести способности полностью находиться «здесь и теперь», погрузиться