Деловые игры

Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму.

АМЕРИКАНСКАЯ ПОСЛОВИЦА

Ч

ем игра напряженнее и острее, тем больше удовлетворение у играющего. В других видах деятельности (не игре) человек идет по линии наименьшего сопротивления, но в игре важен не столько результат, сколько сам процесс. В ней тренируется твор­ческая интуиция через зону ближайшего развития и созданную для себя микроэкстремальную ситуацию. Нереализованные по­требности сублимируются в игровую потребность и разряжаются в ней.

Деловая игра, как бы сжимая время, сближает события, дале­ко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам роль долгосрочных стратегий и их влияние на эффек­тивность деятельности. Кроме максимально эмоционального во­влечения участников в события, игра допускает возможность вер­нуть ход и использовать другую стратегию.Тем самым она создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гиб­кости мышления и целеустремленности. Поскольку игра — меро­приятие групповое, она приучает к коллективным действиям, при­нятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться. Стимулируя практические навыки в ситуации эмоционального накала, но в отсутствие реального риска, она развивает воображение и интуи­цию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваивают­ся не про запас, не для будущего времени (неизвестно, понадобят­ся ли?), а для обеспечения непосредственных игровых успехов обу­чающихся в реальном для них игровом процессе.

Почему игры ускоряют обучение? Как известно, всякая инфор­мация, противоречащая сложившемуся у данного человека мне­нию, не допускается в сознание. В игровой ситуации возникает дух игровой соревновательности. Он заражает и предрасполагает к озарениям, позволяющим находить оригинальные решения. При­нятие игровой роли выступает в качестве «троянского коня», поз­воляя участнику, не снижая психологической защищенности, пре­одолевать внутренние барьеры, находясь в «шкуре другого». Игры способствуют формированию иной точки зрения на ситуацию, то есть ее переосмыслению. Ключевой момент в деловых играх — возможность представления себя последовательно в различных ролях, что исключает полную идентификацию с какой-нибудь од-



 

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

ной из них. Позиция участника перестает полностью совпадать с любой из ролей, предполагая одновременное их сосуществование, и, следовательно, возникает некоторое эмоциональное отчужде­ние от единственной, обычно принимаемой на себя роли. В игре нет риска, жизненной неудачи, и поэтому человек может позво­лить себе временно или частично изменить свой подход к подоб­ным проблемам, а следовательно, вносятся некоторые изменения в установки. Тем самым открывается путь информации, ранее не­доступной. Новшества в системе установок предопределяют мета­морфозу, благодаря которой правило из внешнего становится внут­ренним.

Игры стали одним из наиболее продуктивных нововведений в деле обучения за последние десятилетия. Их несомненное пре­имущество перед традиционными формами обучения состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, увле­кают сильнее, чем любые другие методы обучения, снимают эмо­циональные барьеры и способствуют преодолению различных форм психологической защиты. В игровой ситуации выявляются инди­видуальные способности к принятию ответственных решений в напряженной обстановке, к эффективному использованию дол­жностных полномочий. Однако главным достоинством этого мето­да является радикальное сокращение времени накопления опы­та. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, с помощью деловых игр может быть получен в течение недели или месяца. Как правило, игры проводятся в несколько периодов (циклов), которые имитируют период продолжитель­ностью в день, неделю, месяц или год.

Важнейший момент в создании игры — это разработка сцена­рия и определение полномочий, которыми будут наделены ее участ­ники. В игре могут участвовать несколько групп по 1—20 участ­ников в каждой. Обычно в группе 5—8 человек и всего 5—8 групп. Преподаватель, начиная игру с инструктажа, описывает характер предприятия, которым будет руководить данная группа в игре, характер ее продукции, функции участников решения проблемы, масштабы их полномочий. Перед началом игры участникам выда­ются специальные сборники или инструкции, содержащие необхо­димую информацию об игре с нужными подробностями и расчет­ными формулами. В ходе игры участники работают с документа­цией, максимально приближенной к практике, и сами создают такие документы (служебные записки, приказы, отчеты и т. д.).

Игры дают опыт коллективного принятия решения в тех слу­чаях, когда в реальных условиях это сделать трудно или опасно, например, при возникновении аварии или угрозы опасности для



АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


людей. За счет этого они повышают способность к реалистичному и обоснованному планированию. После игры человек становится дальновиднее и учитывает большее число переменных. В игре ус­коряется трансформация установок человека и мотивы поведения обнажаются для него самого, что и создает условия их корректи­ровки.

Начинается игра принятием решений за определенный цикл, например за месяц, скажем, за январь. Эти решения обрабатыва­ются, и для участников игры подготавливаются отчеты о деятель­ности за январь. Имея оперативные отчеты за данный месяц, участ­ники анализируют их и приступают к принятию решения на фев­раль. Решения снова обрабатываются на компьютере, и снова готовятся отчеты. Так в быстром темпе «проходит» целый год: участники игры принимают решения, затем корректируют их на основе новых данных и т. д. Аккумулируя время, деловая игра снимает ограничения, накладываемые долговременной памятью, позволяет провести более глубокий причинно-следственный ана­лиз ситуации. Метод включает в себя и содержательный анализ самого фактора времени. С этой целью во многие игры вставля­ются временные лаги, чтобы решения принимались за несколько периодов до того, когда ожидается ситуация, где начинают реа­лизовываться последствия этих решений.

Чему учат деловые игры? Важности планирования и своевре­менного принятия решений. Это делается с помощью сжатия вре­мени и введения лагов. Сжатие производится с помощью ком­пьютера, что позволяет за время игры имитировать годы опыта и тем самым видеть не только непосредственные, но и долгосроч­ные результаты своих решений. Сжатие времени позволяет улав­ливать логику фактов, а это весьма ценно в обучении определен­ной стратегии деятельности. Большинство игр спланировано так, что в отсутствие генеральной стратегии получаемые решения име­ют лишь временные преимущества.

Интересным аспектом игр является возможность изменить ре­шение, которое оказалось неудачным. В отличие от реальных жиз­ненных ситуаций, в игре можно вернуться назад к некоторому моменту и переиграть его, принимая другие решения для того, чтобы определить их преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. Одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз, ее участники могут предлагать свои решения, побывав в разных ролях. В игре участники не связаны боязнью нанести своими действиями практический ущерб пред­приятию, себе и партнерам. Особую роль в игре следует отнести способности полностью находиться «здесь и теперь», погрузиться



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: